СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система оценки достижения планируемых результатов является одним из инструментов реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы и направлена на обеспечение качества образования [3].

ФГОС второго поколения предполагает реализацию деятельностной парадигмы образования, это положение отражено и в форме предъявления планируемых результатов.

Реализация деятельностного подхода в образовании требует внесения изменений в учебный процесс, в том числе и в систему оценивания.

Имеет смысл определить, различия понятий «оценка» и «отметка». В словаре С.И. Ожегова (1997г.) даются следующие определения:

«оценка» - мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-нибудь;

«отметка» - обозначение оценки знаний учащихся.

А Ш.Амонашвили, анализируя рассматриваемые понятия в своих работах, отмечает: «оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком; отметка же является результатом этого процесса, этой деятельности (или действия), их условно-формальным отражением».

На основе оценки определяется отметка как ее формально-логический результат. Таким образом, отметка является количественным выражением оценки, она условно выражает количественную оценку знаний, умений и навыков учащихся в цифрах или баллах.

Изучение истории в школе предопределяет многообразие знаний и умений. Ученику, наряду со знанием хронологии, знанием многочисленных фактов и понятий необходимо: уметь описывать историческое событие, объяснять его сущность и значение; сопоставлять исторические версии; критически воспринимать и анализировать информацию источников; обосновывать свою позицию.

В соответствии с нормативным документом «Обязательным минимумом содержания исторического образования» в ходе текущего, тематического и итогового контроля знания, умения и навыки учащихся по истории проверяются по уровням:

  1. хронологические знания и умения;

  2. знание исторических фактов;

  3. работа с источниками;

  4. описание (реконструкция) исторических событий, характеристика деятельности исторических личностей;

  5. анализ, объяснение исторических событий: классификация, сравнение, причины и следствия и т.д.);

  6. версии и оценки событий и личностей.

Задачу совершенствования оценивания личностных и учебных достижений школьников по истории, в соответствии с требованиями стандарта нового поколения, необходимо решать, прежде всего, создавая фонды оценочных средств, которые позволят выявить аутентичные (истинные, верные) образовательные результаты школьников.

Фонд оценочных средств – комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания образовательных результатов обучающихся.

Фонды оценочных средств разрабатывается образовательными учреждениями с учетом особенностей принятых основных образовательных программ (ООП).

Структура фонда оценочных средств может включать: программу проведения контрольно-оценочных мероприятий по предмету; совокупность контрольно-оценочных материалов (контрольных работ, тестов, кейсов и др.); методические материалы, определяющие процедуры оценивания личностных и учебных достижений учащихся; технологии и методы обработки результатов оценивания; наборы показателей, а также критерии оценки уровней учебных достижений школьников и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля; рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов с учащимися и их родителями.

При обсуждении современной системы оценивания теоретиками и практиками, прослеживается тенденция увеличения внимания к компетентностно-ориентированным заданиям, предлагающим оценку деятельности учащихся в ходе изучения учебного предмета и учитывающим требования к осваиваемым компетенциям [6].

Компетентностно–ориентированное задание – это задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий.

Компетентностно-ориентированные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы школьников, помогают более точно определить проблемы каждого ученика по изучаемой теме.

Разработка таких заданий трудоёмка и требует от учителя знаний особенностей их построения. Педагог сталкивается с рядом трудностей, в первую очередь связанных с тем, что компетентностно-ориентированные задания должны учитывать многие аспекты, обозначенные в нормативных документах, включая требования ФГОС ООО, планируемые результаты освоения учебной программы, формирование универсальных учебных действий и т.д.

Основные требования к компетентностно-ориентированному заданию:

задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания;

задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный и (или) социальный интерес;

задание предполагает создание высказывания (письменного или устного). Высказывание может быть представлено в виде текста-описания или текста-рассуждения, сообщения, описания, пояснения, комментария, аргументированного мнения, инструкции, оценочного суждения, формулировки и обоснования гипотезы, заключения или отчета.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. — 2008. — № 3.

  2. Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2008.

  3. Формирования универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий. Под ред. А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой.

  4. - www.ed.gov.ru, www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ;

  5. - www.standart.edu.ru - сайт Федерального государственного образовательного стандарта;

  6. - www.som.fio.ru - Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов.

Просмотров работы: 4616