СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы и предметно-развивающей среды по развитию продуктивной деятельности у детей средней группы в частности рисование позволил выявить следующее: данные группы работают по основной общеобразовательной программе «Радуга» Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон. Содержание программы соответствует Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Нами была изучена документация воспитателей ЛГ МА ДОУ «ДСОВ № 5 «Дюймовочка» (календарные планы, тетради по индивидуальным занятиям с детьми), проведены беседы с педагогами, наблюдение за непосредственно образовательной деятельностью по развитию продуктивной деятельности детей средних групп.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы показал, что в средней группе работа по развитию продуктивной деятельности планируется в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей. Учитывается интеграция с такими областями как: «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература», «Безопасность», «Труд».

Непосредственно образовательная деятельность по продуктивным видам деятельности планируется регулярно, носит системных характер – выбор тем осуществляется строго по программному материалу. В программном содержании указаны только задачи развития технической стороны, например в рисовании: знать и называть материалы, которыми можно рисовать; изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; правильно пользоваться карандашом, кистью и красками.

В планах отражена предварительная работа с детьми – чтение художественного произведения, ознакомления с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин.

Наблюдение и анализ непосредственно образовательной деятельности по рисованию в данных группах показали следующее: использующиеся хорошо знакомые детям традиционные способы не вызывают яркого интереса, дети уже через некоторое время начинают отвлекаться и педагог обращает свои усилия на привлечение внимание детей к деятельности, которую старательно выполняют лишь некоторые из них. Таким образом, неэффективность занятия объясняется неправильным выбором форм, средств на данном возрастном этапе, поэтому и не соответствует интересам дошкольников. Весь процесс рисования, от создания замысла, до оценки результата проходит под руководством педагога.

Анализ предметной среды показал, что для развития продуктивных видов деятельности оборудован угол групповой комнаты, где располагается стол, полки с изобразительным материалом. Изобразительный материал стандартный: альбомы для рисования, кисти, краски. Использование более широкого ассортимента материалов (гуашь, акварель, мелки, карандаши, фломастеры) обогащает изобразительную деятельность. В «зоне» изобразительной деятельности находятся коробки с природным материалом и наглядные пособия, которые дети самостоятельно используют в своих работах.

Приходиться констатировать, что вопросы развития продуктивной деятельности детей не находят достаточного отражения в широкой практике в данных группах: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, недостаточно использованы художественные материалы.

Проведенное нами исследование предметной среды показало отсутствие в уголке по изобразительной деятельности результатов совместной детской и взрослой деятельности: готовых инструкций, альбомов для рассматривания, которые бы помогали детям в самостоятельной работе. Это приводит к тому, что дошкольники средних групп не могут самостоятельно, в свободной деятельности воспроизвести даже знакомую работу спустя некоторое время после занятия.

Таким образом, условия в ДОУ для развития продуктивной деятельности созданы, но не на достаточном уровне.

Для выявления исходного уровня развития продуктивной деятельности детей 4-5 лет была использована методика Т.С. Комаровой [1 с.115] направленная на изучение уровней развития продуктивной деятельности детей: анализ продуктов деятельности, анализ процесса деятельности.

Анализ результатов по выполнению 1 серии заданий на выявление уровня качества продукта деятельности детей 4-5 лет дает возможность сказать, что умения детей создавать продукты деятельности (рисунки детей) развиты недостаточно, суммарная оценка результатов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Результаты первой серии заданий (констатирующий эксперимент)

Уровни

«Радуга»

«Пчелка»

Количество

детей

%

Количество

детей

%

высокий

0

0%

3

15%

средний

10

50%

10

50%

низкий

10

50%

7

35%

Из таблицы видно, что в группах «Радуга» и «Пчелка», преобладает низкий уровень при анализе продукта деятельности в экспериментальной и контрольной группах, наблюдается минимальное количество детей, которые отнесены к высокому уровню.

Анализ результатов на выявлениекачества процесса деятельности осуществлялся по второй серии заданий. Результаты анализа процесса продуктивной деятельности детей 4-5 лет представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты 2 серии заданий (констатирующий эксперимент)

Уровни

«Радуга»

«Пчелка»

Количество

детей

%

Количество

детей

%

высокий

1

5%

2

10%

средний

11

55%

11

55%

низкий

9

45%

7

35%

Выявленный в ходе исследования исходный уровень развития продуктивной деятельности детей средних групп позволил сделать следующие выводы.

К высокому уровню развития продуктивной деятельности детей 4-5 лет отнесли 1 ребенка (5%) из группы «Радуга», Аня Д., и 3 ребенка (15%) из группы «Пчелка» Денис Г., Тимур К., Савелий М.

К среднему уровню развития продуктивной деятельности детей 4-5 лет отнесли 10 человек (50%) из группы «Радуга» - Полина П., Маша Ш., Вика Р., Вика Р., Катя М., Софья П., Аня К., Вика А., Петя К., Света К. и 8 детей (40%) из группы «Пчелка» - Вова В., Настя Г., Настя Д., Софья Д., Алеша З., Настя И., Алеша Л., Юлиана Н.

К низкому уровню развития продуктивной деятельности детей4-5 лет отнесли 10 человек (50%), группы «Радуга» Данил Б., Маша З., Егор О., Даша В., Даша В., Земфир А., Денис С., Ярослав С., Сема Д., Алена З. и 7 детей (35%), группы «Пчелка» Диана Б., Андрей А., Софья Д., Алеша З., Кирилл К., Катя М., Лера О.

Ниже результаты развития продуктивной деятельности детей 4-5 лет представленs в гистограмме в процентном соотношении (см. рис. 1)

Рис 1. Результаты развития продуктивной деятельности

детей 4-5 лет

Литература

  1. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Корзина Г.И. Изобразительное исскусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – С. 114-125

Просмотров работы: 6919