АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из ключевых задач образования в социокультурной модернизации России является формирование гражданской идентичности личности, а в соответствии с ней – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности. Так, в ФГОС начального общего образования подчеркивается необходимость формирования гражданской идентичности у младших школьников, которая составляет личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования [6].

Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности является важной задачей развития личности. Поэтому о становлении гражданской идентичности необходимо говорить уже в начальной школе.

Именно в младшем школьном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.

В последние годы в России гражданская идентичность превратилась в актуальную проблему [5]. Это обусловлено потребностью в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих объединению российского общества. Сказывается и то, что дальнейшая демократизация общества предпочитает приобщение граждан к целям и интересам развития страны, становлению потребностей и навыков участия граждан в жизни общества и государства.

Исследование гражданской идентичности носит междисциплинарный характер [3]. Основными дисциплинами, где разработанность данной проблематики ощутима, являются социология, психология и педагогика. Гражданская идентичность – интегративное качество личности. Это сложная система, которая формируется на основе устойчивых социокультурных характеристик общества, социально-политических, национально-культурных, религиозных и иных особенностей.

Анализ литературы [2,4] позволил нам определить, что формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:

- когнитивного – знания о государственной символике, общественно-политических событиях страны;

- ценностно-ориентировочного – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

- эмоционально-оценочного – рефлексивность знаний, наличие собственного отношения к поступкам взрослых и сверстников, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения;

- поведенческого – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Результатами сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности учащихся младших классов являются:

- представления о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

- знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,

- знание основных прав и обязанностей гражданина, начальная ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

- экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:- чувство патриотизма и гордости за свою Родину, уважение истории, культурных и исторических памятников;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;- чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Сформированность деятельностного компонента гражданской идентичности проявляется в:

- участии в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в классе, участие в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

- выполнении норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;- умении вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- участии в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);- умении строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий.

Сказанное выше актуализирует разработку педагогической технологии формирования гражданской идентичности у младших школьников.

Литература

1. Желтов В.В., Желтов М.В. Политическая социология: Учебное пособие. – Кемерово, 2006. – С. 622.

2. Вилкова И.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования. – Июнь 2012. - № 6

3.Даниленко В.И., Современный политологический словарь. – М., 2000. – C. 1024.

4. Логинова А.А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – Самара, 2010.

5. Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт // Материалы международного симпозиума 31 марта – 1 апреля 1995 г. – М.: 1995. – С. 210.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2010

7. Шикова Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009, № 1.

Просмотров работы: 5823