СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Итоги проведённого исследования по международному проекту PISA показывают, что Россия по качеству человеческого капитала прочно обосновалась в третьей группе, а не во второй или в первой. «Российские школьники не умеют ориентироваться в информации, представленной в любом виде, форме, отличной от учебного или научного текста. Школьники, работая преимущественно, с научными, учебными текстами, реже – художественными, не научаются быстро выбирать из текста «свою информацию». Как следствие - у них не сформированы различные типы чтения. Они не решают задачи, которые требуют вернуться к условию несколько раз. И не умеют соотнести форму представления ответа с адресатом». [www.rcokoit.ru/dld/hse/kovaleva.pds]

К этому надо прибавить ухудшающееся кадровое обеспечение образования. Педагоги, подготовленные до перестройки, постепенно уходят в силу естественных причин, а молодых, тем более, умеющих что-то делать, в образование идёт мало. К тому же, те, кого всё-таки готовят, будут уходить в управление и менеджмент в образовании, так как это более привлекательно и актуально.

Вопрос построения современных форм образования, таким образом, становится тесно увязанным с кадровой политикой, человеческими ресурсами, грамотной адекватной работой с ними.

Такие формы организации образования, как сетевые структуры, являются не модой, а одним из вариантов решения накопившихся проблем и повышения конкурентноспособности образования, образовательных услуг, программ, выпускников.

Говоря о построении сетей в образовании, мы имеем ввиду построение образования сетевым образом, создание сетевых структур современного образования, а не «перестройку» отдельно взятых образовательных учреждений.

Актуальность этой темы задана необходимостью перехода от одной педагогики к другой, необходимостью реорганизации самой отрасли и наконец, необходимостью вхождения в различные национальные и мировые инфраструктуры.

Для перехода к практическим шагам по созданию/вхождению в образовательные сети, крайне желательно сразу определиться с двумя вопросами.

Первый - это выбор модели, а значит, той «среды» или «ниши», в которой будет строится сетевое образование/взаимодействие. И той, с участниками которой придётся считаться и конкурировать. Выбор модели также связан с ответом на вопрос – чему учим?

Второй вопрос – это выбор организационной формы. Работа может выполняться в разных организационных формах.

Это может быть школа, курсы, соглашение или договор о сотрудничестве между учреждениями, организациями, гражданами. Или специально созданная ассоциация, образовательная программа, проект.

Принципы сетевой организации образования.

Главный принцип практического проектирования сети - формировать и стандартизовать условия, в первую очередь, институциональные, реализации индивидуальных образовательных программ, а не пытаться стандартизовать индивидуальные образовательные программы.

Базовым условием сетевой организации образования становится переход от административного типа руководства к таким типам работ, как курирование, сопровождение, консультирование, согласование индивидуальных и сетевых интересов и возможностей. Т.е. переходить к сервису, а не к руководству.

Второй важный принцип сетевой организации образования – любой вариант построения индивидуальной образовательной траектории допустим, если он результативен в рамках заданных и потребляемых стандартных (стандартизованных) результатов.

Примечательно, что определение мобильности как условия построения сети вполне своевременно и перекликается с процессами, идущими в образовательных системах стран-лидеров.

Исходя из современных реалий Департамент Образования, Центр развития образования г. Нижневартовска создают условия для осуществления вышеописанной практики сетевого взаимодействия в сфере школьного образования.

Для повышения уровня предметной компетентности педагогов в 2013-2014 г. создаются предметные ресурсные центры по образовательным областям на базе образовательных организаций: в школах №№ 5, 6, 23, 30, гимназии № 1, лицее, лицее № 2.

Ведущими функциями ресурсных центров станут организация профессионального взаимодействия педагогов-лидеров, трансляция передового опыта в профессиональные сообщества городских методических объединений педагогов-предметников для обеспечения более высокого качества образования, а также с целью подготовки обучающихся к участию в интеллектуальных, творческих конкурсах и олимпиадах.

Возглавят работу центров руководители базовых школ. Деятельность ресурсных центров будет строиться по сетевому принципу. В став Советов центров кроме представителей базовых образовательных организаций на добровольных началах войдут представители школ, заинтересованных в повышении образовательных результатов в предметных областях. И обязательно в состав Советов войдут руководители городских предметных методических объединений.

В соответствии с задачами современной образовательной политики Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на базе образовательных организаций будут работать ресурсные центры по направлениям:

- профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка обучающихся – школа № 2. В состав Совета центра рекомендуются представители школ №: 1, 9;

- инклюзивное образование – школа № 42 и детский сад № 44;

- выявление и поддержка одаренных детей – гимназия № 2, детский сад № 38;

- воспитание, социализация и профилактика - школа № 12. В состав Совета войдут педагоги и руководители вечерней школы № 3;

- информатизация образования – МБУ «Центр развития образования» по трем тематическим блокам, таким как: внедрение информационных систем на базе свободно распространяемого программного обеспечения, создание авторских дистанционных учебных курсов и развитие сетевого сообщества педагогов города.

Основной целью деятельности этих ресурсных центров станет повышение уровня надпредметной компетентности педагогических работников.

Подготовка резерва руководящих кадров – одно из востребованных направлений в системе методической работы. С этой целью продолжит свою деятельность ресурсный центр на базе школы № 32.

Основополагающим компонентом методической деятельности остается повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС. В этой связи продолжает быть востребованным опыт образовательных организаций, имеющих статус региональных стажировочных и пилотных площадок.

К участию в деятельности стажировочных и пилотных площадок в части интеграции общеобразовательных и дополнительных образовательных программ в условиях введения ФГОС приглашаются учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» и «Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот».

Использование компьютерной сети и спутниковой связи позволяет сегодня выстраивать сетевое взаимодействие и решать задачи развития образования не только в масштабах городов и сел, но и целых континентов. Такую задачу, в частности решает Европейская Обучающая сеть (EuropeanTrainingNetwork) на принципах интерактивного обучения. Концепция этой сети предполагает развитие пяти внутренне взаимосвязанных учебных сред, а именно: среды обучения, среды преподавания, среды производства учебных материалов, информационного ресурса, центра компьютерных услуг. Этот проект может стать основой для создания в будущем единой Европейской обучающей среды.

Просмотров работы: 1568