СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире одной из важных задач является формирование навыков исследовательской деятельности обучающихся, развитие творческого мышления, необходимых для успешной социализации личности в будущем. Исследование считается неотъемлемой частью любой деятельности, как стиль современного человека.

В соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательным стандартов общего образования обучающимся необходимо не просто давать знания, но и обеспечить обретение умений искать любую информацию, отстаивать свою точку зрения, доказывать ее, публично выступать, преодолевать трудности в обучении. В связи с этим становится актуальным формирование исследовательской компетентности обучающихся, что подразумевает сформированность умений самостоятельного поиска информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы. Одной из основных задач образовательного учреждения становится создание условий, позволяющих одаренным детям удовлетворить индивидуальные социокультурные и образовательные потребности, реализовать индивидуальные образовательные программы с целью профессионального самоопределения.

Становится важным обеспечить условия для разработки и реализации наиболее эффективных стратегий индивидуального развития учащихся, индивидуальных образовательных траекторий, мотивировать учащихся к самообразовательной деятельности, к осмысленному проектированию и углубленному освоению содержания образования по выбранному направлению познавательной деятельности.

Организация исследовательской деятельности учащихся является важным фактором личностного роста обучающихся, расширяет возможности для неформального общения, для проявления и развития своих способностей.

В МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №2» Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на протяжении девяти лет проходит научно-практическая конференция «Первые шаги в науку». Год от года число участников увеличивается. Тематика исследовательских работ расширяется. В 2013-2014 учебном году в апреле состоится данная юбилейная десятая конференция «Первые шаги в науку».

В первые годы организации конференции было разработано Положение, включающее разделы «Общее положение», «Цели и задачи конференции», «Участники конференции», «Порядок подготовки и проведения конференции», «Подведение итогов и награждение».

Конференция «Первые шаги в науку» ориентирована на содействие развитию познавательных способностей, умений и навыков поисково-исследовательской деятельности, компетентности обучающихся в области проектных и информационно-коммуникативных технологий.

Для подготовки и проведения конференции из числа педагогов, обучающихся и родителей формируется организационный комитет, который утверждается приказом директора школы.

Подготовка к конференции проводится в течение всего учебного года поэтапно.

Первый этап - подготовительный (ежегодно сентябрь – октябрь). Обучающиеся совместно с научными руководителями определяют направление своей исследовательской работы, формулируют тему и согласуют с оргкомитетом конференции.

Второй этап - практический (ежегодно ноябрь – декабрь). Обучающиеся совместно с научными руководителями составляют план работы над исследовательским проектом, определяют информационные источники. Будущим участником проводится практическая реализация плана и оформление работы в соответствии с требованиями. Затем руководитель подает заявку на участие в конференции по установленной форме, где указывает фамилию имя участника, класс, направление работы, тему проекта.

Третий этап - организационный (ежегодно январь - март). На этом этапе Оргкомитет конференции рассматривает поступившие заявки и готовит проект программы конференции для рассмотрения на методическом совете школы. Авторы направляют свои творческие работы в оргкомитет для рассмотрения жюри.

Жюри изучает представленные проекты и распределяет их по секциям, а авторы проекта готовят мультимедийные презентации своего проекта согласно требованиям. Презентация сдается в оргкомитет в конце данного этапа.

Четвертый этап - финальный проходит ежегодно в апреле (проведение конференции). Дата проведения конференции определяется и утверждается методическим советом школы. Работа конференции организуется по возрастным группам: для обучающихся начального, основного, среднего звена. Для презентации и защиты работ организуются секции по следующим направлениям: лингвистическое, литературное, историческое, естественно-научное, математическое, социальное. Защита проекта должна сопровождаться презентацией и соответствовать разработанным требованиям к выступлению и презентации.

Работы участников оценивает компетентное жюри. После защиты работ в секциях определяются лауреаты и победители в отдельных номинациях. Все авторы проектов, допущенные к участию в конференции, получают свидетельства об участии в конференции, а лауреаты и номинанты награждаются соответствующими дипломами.

Лучшие работы по итогам конференции «Первые шаги в науку» авторы получают право представлять на районном, окружном и всероссийском уровнях. Так, с исследовательской работой по краеведению «Улицы Новоаганска» обучающаяся четвертого класса участвовала во Всероссийской научно-практической конференции «Нижневартовский район в судьбах Югры и России», посвященной 85-летнему юбилею со дня образования Нижневартовского (Ларьякского) района (июнь 2013), которая проходила в поселке Излучинск на базе районной библиотеки. Организаторами выступили Нижневартовский государственный университет и администрация Нижневартовского района ХМАО-Югры. В МБОУ Центр дополнительного образования детей «Радуга» состоялась районная научно-практическая конференция проектно-исследовательских работ «Юный исследователь», приуроченная ко дню рождения ХМАО-Югры (декабрь 2013), где обучающийся пятого класса представил исследовательскую работу по краеведению «Памятник Победе» (памятник маршалу Г.К. Жукову в Новоаганске) и был удостоен диплома I степени. Ученицы одиннадцатого класса защитили социальный проект «Школьная газета» и стали обладателями диплома III степени.

Участие в проектной, научно-исследовательской деятельности способствует расширению кругозора, умению ориентироваться в потоке информации, владению ораторским искусством, применению полученных знаний на протяжении всей жизни.

Литература:

1. Герасименко В.И. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе работы над проектом // Воспитание школьников. – 2010. - №4. – С.46-49.

2. Громова Л.А. Нравственные аспекты исследовательской деятельности подростков // Справочник классного руководителя. – 2008. - №5. – С. 71-76.

3. Основы исследовательской деятельности: учебно-метод. пособие / авторы-сост.: Бауэр Е.В., Зайдуллина Г.Г., Истрофилова О.И., Кругликова Г.Г., Овсянникова С.К., Хвостова Е.В. – Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2012.

Просмотров работы: 1263