ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальный заказ государства на образование направлен на воспитание человека образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью, что находит отражение в основных нормативных документах Российской Федерации. Ответственность является значимым базовым качеством личности, которое во многом определяет успешность жизнедеятельности человека.

Ответственность – один из самых сложных нравственно-волевых качеств в теории социально-нравственного воспитания. Его называют «качеством высшего порядка» из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, волевой и мировоззренческой сторонами развития личности. Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, а также готовность давать отчет за свои действия перед обществом и самим собой. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.

В толковом словаре Ушакова Д.Н., ответственность трактуется как положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств [2].

С позиции этики ответственность – это определенность, надежность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат, который ты получаешь и есть следствие твоих поступков. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих [1].

С точки зрения дошкольной педагогики, ответственность старших дошкольников – это нравственно-волевое качество, формируемое у детей, которое проявляется в способности отвечать за свои действия и поступки, самостоятельно и заинтересованно заботиться об успешном выполнении поручений и заданий. Таким образом, можно заключить, что ответственность – это неотъемлимое качество личности, которое надо воспитывать с самого раннего возраста.

Дошкольное образование считается первым важным уровнем системы современного российского образования. В период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего социально-нравственного развития.

Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Формирование ответственности – одна из сторон этого процесса. В дошкольной педагогике сложилась и упрочилась тенденция сведения ответственности детей в основном к обязанности что-либо делать. На сегодняшний день в ДОУ реализуются образовательные программы нового поколения. В них особое внимание уделяется развитию воображения, образного мышления, творческого начала, инициативности, активности, сопереживания. Все они предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса. Однако в образовательных программах дошкольного образования не ставится отдельной задачи по формированию ответственности у дошкольников. Данная задача выделена в программах в образовательной области «Труд» в рамках социально-личностного направления развития дошкольников, в процессе выполнения трудовых поручений, при оказании помощи взрослым (участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий), в построении конструкций для подвижных игр и упражнений. В программах нет никаких конкретных указаний на то, какие формы, методы, средства и приемы необходимо использовать для воспитания ответственности у дошкольников.

Рассмотрим проявление ответственности, как одного из основных нравственно-волевых качеств детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности, среди показателей которого выделяются:

  • осознание ребенком необходимости и важности выполнения дежурств, имеющих значение для других;

  • направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца и др.);

  • эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дежурит, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других и т.п.);

  • осознание необходимости держать ответ за выполнение дежурства.

Дети в игре, в быту и в труде стремятся подражать взрослым, охотно принимают на себя роли массажиста, водолаза, окулиста, спасателя и других знакомых им профессий. Дети успешно могут выполнять несложные обязанности по обслуживанию коллектива, уже способны к элементарной ответственности за порученное дело, преодолевать небольшие трудности в работе. Тем самым у детей формируется положительное отношение к труду, соответственно и ответственность за выполненную работу.

Между тем, формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста должно происходить осознанно. Следовательно, нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности ответственности, необходимости этого качества и преимуществах овладения им.

Для оценки уровня сформированности ответственности старших дошкольников нами будут использованы следующие критерии (компоненты сформированности ответственности старших дошкольников):

  • когнитивный компонент, который включает знания ребенка о необходимости быть ответственным в общественной жизни – осознанность ответственности;

  • эмоционально-волевой компонент, который выражается в отрицательных переживаниях по поводу невыполненного задания и в состоянии удовлетворения при его успешном выполнении; готовности ребенка принимать новые обязанности и преодолевать трудности;

  • поведенческий компонент, который показывает прочность и устойчивость ответственности ребенка и включает: умение своевременно, точно и тщательно выполнять порученное; самостоятельное выполнение порученного задания, добровольность и инициативность; качественное выполнение работы; доведение начатого дела до конца.

Каждый из выделенных компонентов ответственности старших дошкольников определяется набором показателей, что позволяет диагностировать уровень сформированности данного качества у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, процесс формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов, приемов и средств. Нужна как можно более ранняя диагностика сформированности нравственно-волевых качеств детей, среди которых особое место занимает ответственность.

Литература:

1. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации /Пер. с нем. И.И. Маханькова. – М., 2004. – http://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Толковый словарь русского языка: Т. 4. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: 2000.

Просмотров работы: 2520