ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЗМА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЗМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития общества формирование патриотических представлений выступает одним из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, который способен самостоятельно оценивать происходящее, а также строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающего его социума.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 (ред. от 06.10.2011) "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011-2015 ГОДЫ" нацелено на повышение общественного статуса патриотического воспитания в образовательных учреждениях всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта. Патриотическое воспитание подрастающего поколения признается одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений.

Патриотизм, в последнее время, приобретает всё большее распространение, и является главнейшей ценностью, интегрирующую не только социальный, но и военно-исторический, идеологический, духовно-нравственный и другие компоненты.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относится к делу, т.е. воспитываем качество личности – бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы [1].

По мнению Козловой С.А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [1].

Патриотическое воспитание, по мнению Л.Е. Никоновой, - это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [2].

Любовь к Родине формируется уже в дошкольном возрасте, и является одним из нравственных качеств личности, которое, и, как любое нравственное качество, включает:

  • содержательный компонент (дети овладевают доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны);

  • эмоционально-побудительный (испытывают личность на положительные эмоциональные отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде);

  • деятельный компонент (воплощаются эмоционально прочувствованные и осознанные знания в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему).

Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

  • Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц);

  • Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни [3].

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Можно сказать, что это гордость за свой народ; сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее и любовь к родным местам; ощущение своей неразрывности со всем окружающим; желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

Само по себе патриотическое чувство не появляется у людей. Это достижение продолжительного целенаправленного воспитательного влияния на человека, начиная с самого раннего возраста.

Базисом формирования у детей любви к Родине считается накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Знакомясь с родным городом через разные виды детской деятельности, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Как организованный процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей. Успех осуществляемой работы во многом зависит от личности педагога.

Литература:

  1. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2005.

  2. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. - Минск: Народная асвета, 1991.

  3. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.-320 с.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155) // Российская газета. Федеральный выпуск. 25 ноября 2013. № 6241.

Просмотров работы: 4389