ВКЛАД В. П. ВАХТЕРОВА В РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВКЛАД В. П. ВАХТЕРОВА В РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В связи с постоянной перестройкой общественно-политической и социально-экономической систем общества структура образования постепенно претерпевает изменения. Совершенствую образовательный процесс, нельзя не опираться на историко-педагогический опыт, поскольку в основе развития наук лежат закономерности исторической повторяемости.

В настоящее время повышается значение наук естественного цикла, поэтому возникает необходимость в более тщательном изучении педагогических идей, которые были выдвинуть в прошлом. Труды В.П Вахтерова заключают в себе ценные педагогические мысли, актуальные и в наши дни, которые до сих пор недостаточно изучены. Их изучение необходимо для обогащения современной методологической базы.

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853—1924) - русский педагог-методист начальной школы. Родился Нижегородской губернии в городе Арзамасе в семье промыслового рабочего. Ученый работал в 3 основных направлениях: 1) преподавательская деятельность; 2) создание теоретических работ; 3) общественная деятельность [1].

Опираясь на эволюционную теорию Чарльза Дарвина, стал автором известной педагогической концепции, под названием «Эволюционная педагогика». В основу концепции легла идея «развития». Обучение и воспитание объяснялось как поступательное движение. Идея эта принадлежала не только В. П. Вахтерову, а всей прогрессивной русской педагогике начала XX в [2].

Данная концепция стремилась обосновать место педагогики в системе наук, определить ее собственный предмет и особенности методов, привести в систему и теоретически обосновать все накопленные к тому времени знания о воспитании и обучении [4].

Вахтеров разделял педагогические взгляды К. Д. Ушинского, А. Я. Герда и боролся против формализма образования, считая, что образование является важнейшим фактором прогресса [6].

В.П. Вахтеров так же исследовал возрастные и индивидуальные особенности детей. В первом томе «Эволюционной педагогики» были опубликованы данные разнообразных исследований личности школьника. Он призывал учителей изучать особенности протекания мыслительных процессов у учащихся различного возраста, и, опираясь на эти знания, строить урок. Необходимо учитывать то, что у всех учащихся преобладает различные виды памяти. У кого-то преобладает зрительная память, у другого - слуховая, у третьего - графическая, у четвертого - память произношения. Поэтому педагог рекомендовал использовать такие методы обучения, которые рассчитаны сразу на все четыре вида памяти [2].

Идея «развития» проявлялась еще и в том, что каждый ребенок от рождения обладает внутренним стремлением к росту и развитию. Формирование знаний и умений ребенка зависит от внутреннего стремления к развитию и от влияния окружающей среды. Роль учителя состоит в том, чтобы организовать условия для самостоятельной деятельности школьников, которая заключается в том, чтобы предоставить материал учащимся, сформировать благоприятную окружающую среду. [4]

Так возникает ориентация на личность ребенка. Но он считал, что от рождения ребенок наделен не только положительными качествами, но и отрицательными, поэтому «эволюционная» педагогика носила девиз: «развивай себя сам и содействуй прогрессивному развитию ближних». [2]

Педагог говорил о том, что нужно опираться на интерес учащихся, предоставлять возможности самостоятельного решения задач. Это позволяет активировать познавательную деятельность учащихся и установить субъект-субъектные отношения, что служило бы основой личностно-ориетированного обучения [5].

В своей книге «Предметный метод обучения» он высказывал требование использования наглядного обучения. Он выступал за проведения предметных уроков и экскурсий, пропагандировал всеобщее начальное обучение.

На предметных уроках дети под руководством учителя изучают натуральные объекты природы. Учитель проводит беседу с учениками, так, чтобы учащиеся могли самостоятельно дать ответы, опираясь на свои наблюдения [6]. Основная часть предметных уроков проводилась после экскурсий, на которых учащиеся имеют возможность ознакомиться с изучаемым объектом в среде и пронаблюдать связи между предметами и явлениями.

Вахтеров активно участвовал в организации школ для рабочих и в создании ряда внешкольных учреждений, способствовал открытию школьных библиотек во многих уголках России. Он предложил открыть передвижные библиотеки. Педагог оказывал помощь в устройстве читальных изб в уездах, содействовал увеличению числа учебных заведений.

Он руководил редакцией школьной и народной литературы в издательстве Сытина. За 19 лет благодаря нему Сытиным было выпущено 350 названий учебников и учебных пособий для средней и начальной школы [1].

Педагог выступал за принцип научности, он подчеркивал, что школьное образование должно представлять знания, объединенные в определенную систему. Необходимо опираться на единство наук, как и всей человеческой культуры вообще. Исследования не могут проводиться успешно без того, чтобы не пользоваться данными из смежных наук.

Им были написаны книги «Мир в рассказах детей» для учащихся начальной школы, которые предназначались для самостоятельного изучения и требовали проведения наблюдений в природе и постановки простейших опытов. Ум, чувства и воля должны присутствовать в познавательной деятельности одновременно. Однако обучение нужно строить так, чтобы основная роль всегда принадлежала уму. По Вахтерову, мыслить - значит познавать связи действительности [5].

Материал в книге был тщательно отобран, последователен и способствовал вооружению школьников научными знаниями, что оказывало благотворное влияние на личность учащихся. Все это позволило решить наряду с образовательными и воспитательные задачи.

Среди важнейших средств нравственного воспитания В.П Вахтеров выделяет экскурсию, труд, детский коллектив, личный пример учителя. Он разделил методы обучения на 2 группы: эвристические и дидактические [3].

Эвристическую систему обучения использовал еще Сократ. С помощью вопросов и рассуждений он помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы. Бывало и так, что истина открывалась не только ученику, но и самому учителю.

Дидактическая система обучения базировалось на объяснительно-иллюстративных методах. Главная цель учитель состояла в том, чтобы передать ученику как можно больше информации. Считалось, что ученик должен сначала освоить опыт прошлого и только уже после изучения этого опыта ученик может самостоятельно открывать новые знания. При эвристическом обучении знания носят личностный характер: ученик изучает объекты в реальном времени.

В.П. Вахтеров рекомендовал использовать в начальной школе эвристический метод обучения. Достоинством этого метода обучения педагог считал то, что он дает возможность ребенку самостоятельно подумать и подойти к выводу с помощью наблюдений. Это позволяет формировать способность к творческой деятельности учащихся.

Наиболее полно эвристическая сторона обучения была освещена Вахтеровым в преподавании естествознания в народных школах, которые он инспектировал с 1881 года [6].

В.П Вахтеров говорил о том, что естествознание развивает способность к наблюдению, учит классифицировать, анализировать и сравнивать [4].

Он отвергал дидактические методы обучения за отсутствие познавательной активности учащихся. Слишком большое внимание уделялось слову учителя, а учащиеся при этом пассивно запоминали информацию, которую не могли применить на практике [7].

Преимущества дидактических методов обучения заключается в том, что за сравнительно небольшое время и затрат сил учителем можно передать большую часть информации, поэтому эти методы были так распространены в тот период.

Вахтеров не отвергал дидактический метод обучения, но он говорил о разумном сочетании эвристического и объяснительно-иллюстративного метода. Он отмечал: «Оба метода вполне законны, но у каждого из них есть своя область, есть свои точно определенные границы. Они уместны при изучении одного и того же предмета и надо хорошо знать, когда уместен один метод, когда другой». Дидактический метод, нужно применять там, где речь идет о тех явлениях, которые ученик не может самостоятельно пронаблюдать [2].

В.П. Вахтеров советовал проводить с учащимися как можно больше наблюдений над природой и людьми. Он считал, что знания, полученные в результате работы внешних чувств, более определенные, ясные и крепкие в отличие от знаний, полученных путем словесного обучения [3].

Им была разработана собственная концепция игры, в которой рассматривал игру как средство естественного самовоспитания детей. Он утверждал, что игра служит серьезным фактором физического, психологического, социального развития младшего школьника. В игре формируются воображение, способность к умозаключению, развивается память и внимание. Ребенок учится развлекаясь [1].

Так же Василий Порфирьевич выделял важность проведения экскурсий, которые способствуют расширению знаний и развивают мыслительную деятельности учащихся. Экскурсии помогают в образовании представлении о взаимосвязях в природе и дальнейшее укреплении этих представлений. Здесь имеет место высокая самостоятельность учащихся во время занятий. Учитель лишь слегка помогает и направляет учащихся в нужном направлении [6].

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.

Педагог поддерживает краеведческие принципы при изучении естествознания. Сначала нужно изучить природу своей местности, своего края прежде, чем переходить к изучению других стран [4].

В.П. Вахтеров теоретически обосновал методику естественного эксперимента – это вид эксперимента, при котором происходит минимальное вмешательство наблюдателя в происходящие процессы. Этот вид эксперимента позволяет повысить объективность знаний учащихся.

В системе начального образования В. П. Вахтеров предлагал использовать метод объяснительного чтения. Такое чтение предполагало чтение, которое сопровождалось вопросами для уточнения правильность понимания прочитанного, а также вопросами, наводящими на правильное понимание прочитанного [6].

Вахтеров выступал с лекциями и книгами с целью изменить взгляды учителей и уменьшить роль объяснительных методов в процессе обучения, ориентировал воспитание и обучение на гуманистические и демократические взаимоотношения между учащимися и учителем[1].

Он говорил о том, что школа должна не только всесторонне развивать школьников, но также готовить их к выбору будущей профессии, выявлять их склонности, возможности и интересы [3].

Постепенно деятельность Вахтерова приобретает высокую популярность. Огромный резонанс вызывает его выступление в 1896 году на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Он предложил организовать учительский союз и профессиональное общество взаимопомощи. Этим он вызывал настороженность со стороны Министерства народного просвещения. Он был вынужден уйти в отставку в сентябре 1896 года. 3 апреля 1924 года педагога скончался от тифа [7].

Деятельность В.П. Вахтерова ориентировалась на поиск новых путей обучения и воспитания. Он предлагал учителям многообразие методов и приемов при работе с детьми для лучшего усвоения информации ими. Ученый доказывает целесообразность использования эвристического метода обучения, применения предметных уроков и экскурсий, способствующих более эффективному развитию учащихся. Он изучал возрастные особенности детей и стремился использовать эти знания при работе с ними. При его помощи были открыты новые учебные заведения для рабочих, организованны библиотеки.

Литература

  1. Вахтерова Э. О., В. П. Вахтеров, его жизнь и работа, М., 1961.

  2. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / Отв. ред. М. Н. Скаткин; М. : Педагогика, 1987. - 400 с.

  3. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики СПб., 1992.-151с.

  4. Григорьева Е.В. Методика Преподавания Естествознания: Учебное Пособие

  5. Королев, Ф.Ф. В.П. Вахтеров выдающийся русский педагог (1853 - 1924) // Советская педагогика - 1960. -№ 1. - С. 95-109.

  6. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с

  7. Попова Н. И. В. П. Вахтеров (1853—1924), в кн.: Методисты советской начальной школы, М., 1958;

Просмотров работы: 10903