ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный век требует от человека соблюдение культурных норм, знания ценностей, которые он использует при общении с другими людьми. Одной из важнейших задач учителя младших классов является воспитание в учениках умения сотрудничества, готовности к взаимопониманию, взаимопомощи, способности воспринимать себя как члена общества, в котором он живёт и развивается, то есть прививать им основы коммуникативной культуры. Коммуникативная культура – основа принятия ребенком себя как члена социальных и культурных условий жизни.

Значимость развития коммуникативной культуры человека отражена в работах отечественных и зарубежных педагогов (Ю.П. Азаров, Т.Г. Григорьева, А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров и др.); философов (Б.С. Библер, Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, Э.Н. Гусинский, М.С. Каган, А.В. Петровский и др.); психологов (А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, М.И. Лисина и др.).

Вместе с тем, в век развития информационно - коммуникативных технологий, живое, непосредственное общение чаще заменяется виртуальным. Детям становится легче и интереснее играть в компьютерные игры, общение в социальных сетях заменяет беседы как со сверстниками, так и со взрослыми. Учителям, в том числе, и начальных классов, становится сложнее мотивировать учащихся к прочтению литературных произведений, их анализу и переживанию за судьбу героев. Авторы учебно- методического комплекса «Школа России » считают, что именно на уроках «Литературного чтения» сформирована система заданий и вопросов, направленных на формирование умения высказывать свою точку зрения, активно участвовать в диалоге, выслушивать мнение одноклассников, обсуждать вопросы в группе или паре. К результатам изучения курса «Литературное чтение» в области коммуникативной культуры учащихся относят:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.[1,стр. 1, 288].

Возникает противоречие между надобностью воспитания у обучающихся коммуникативной культуры, как необходимой части сотрудничества и коммуникации в целом и низкой мотивации у обучающихся к прочтению литературных текстов, способствующих развитию этой культуры.

Коммуникативная культура, по мнению многих учёных, является одним из компонентов общей культуры личности и представляет собой совокупность таких знаний, умений, навыков, которые позволяют ей результативно использовать свои психические, физические, личностные качества для эффективного решения коммуникативных задач. [5].

Коммуникативная культура представляет собой сложный динамический процесс, который обеспечивает готовность личности к самоопределению, достижением стабильной коммуникации.

О. В. Гусевская рассматривает коммуникативную культуру и как систему качеств личности, включающую:

1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества);

2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз,

простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация, конечно, хорошая дикция);

3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная само активация и т. д.);

5) культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению;

6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных

суждений в общении) и пр. [3]

Для воспитания у учащихся младших классов коммуникативной культуры, необходимо на уроках литературного чтения применять различные формы творческих работ. Это могут быть иллюстрирование, пересказ, драматизация. Театральное искусство является эффективным способом развития эмоционально-чувственной сферы ребенка. Л.С. Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» важным называет детское театральное творчество, т. к. драматизация близка ребенку, ведь, драма, основанная на действии, на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями[2, с. 61,].

Для развития коммуникативной культуры ребёнка, необходимо создавать условия, при которых проявляются свобода действий, инициативность, самостоятельность, элементы импровизации.

Одним из приёмов, способствующих активизации учебной работы учащихся на уроках литературного чтения является приём драматизации. Ребёнок получает возможность «увидеть» то, что он прочитал или услышал, а значит, развивается воссоздающие воображение, что позволяет наиболее полно проанализировать и осмыслить художественное произведение. В памяти учеников остаётся опыт морального поведения.

Драматизация и инсценирование – виды творческих работ, которые позволяют младшим школьникам проявить себя в творческой деятельности, в общении со сверстниками, учителем. Приём драматизации способствует совершенствованию диалогической и монологической речи, выразительному чтению. При подготовке к инсценированию произведения развивается творческое видение учеников литературного текста, художественные умения (при разработке декораций), создаётся атмосфера творческого общения между учащимися.

Возможные формы драматизаций: пальчиковый театр; кукольный театр; костюмированные представления по известным произведениям; музыкальные инсценировки; спектакли по собственным сценариям.

В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников выделяют несколько видов драматизации: анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев, чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию, чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев, постановка «живых картин» к произведению, составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, драматические импровизации.

Для подготовки учащихся к использованию на уроках литературного чтения способствуют игры, позволяющие ученикам представать себя в виде каких — либо образов, изменять интонацию и др. К подобным играм относятся: «Артисты пантомимы», «Животные в цирке», «Изобрази животное или птицу», «Картина», «Войди в образ» и различные виды импровизации. (Приложение 1.)

Проведение уроков литературного чтения с использованием различных форм драматизации, способствует формированию коммуникативной культуры учащихся.

Во втором классе целесообразно использование различных форм драматизации при изучении следующих произведений.

Автор, название произведения

Форма драматизации

Сказки, рассказы К.Д. Ушинского, адресованные младшим школьникам.

Постановка «живых картин» к произведению; чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.

Русские народные сказки «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».

Кукольный театр; спектакли по собственным сценариям; чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина.

Музыкальные инсценировки.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев; костюмированное представление; составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен.

Басни И.А. Крылова, Л.Н. Толстого.

Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев; постановка «живых картин» к произведению.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина.

Музыкальные инсценировки.

К. Чуковский. Сказки «Путаница», «Радость», «Федорино горе».

С оставление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен; спектакли по собственным сценариям.

А.Л. Барто. Стихи

Постановка «живых картин» к произведению.

Н.Н. Носов. Юмористические рассказы для детей.

Чтение произведения по ролям; спектакли по собственным сценариям.

Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка».

Кукольный театр; костюмированные представления по известным произведениям.

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Музыкальные инсценировки; спектакли по собственным сценариям.

Использование на уроках «Литературного чтения» различных форм драматизации способствует развитию интереса к художественному чтению, развивается монологическая и диалогическая речь учащихся, обогащается словарный запас.

Литература

  1. Анащенкова С.В., БантоваМ.А.,БельтюковаГ.В. и др. Учебно- методический комплекс «Школа России » - Москва: Просвещение, 2011. -с. 528.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.Психологический очерк.- 3-е изд.-Москва: Просвещение, 1991.

  3. Гусевская О.В. Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности. -Ценности и смыслы № 1 , 2009.

  4. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие для вузов. – Москва, 2004.

Приложение 1.

«Артисты пантомимы».

Это задание групповое, рассчитано на 5-6 человек. Детям надлежит изобразить различные объекты. В нашем случае (в применении к уроку) изобразить следует, к примеру, Матерого Волка и Волчонка, опадающую листву, осенний ветер, улетающих птиц и т.д. с присущими им звуками.

«Картина».

Представить, что сцена - чистый лист и детям нужно нарисовать картину на заданную тему. Применяя данную игру, например, на уроке изучения сказки «Прожорливый башмак», детям уместно раздать карточки с заданием изобразить тот или иной персонаж, а остальные должны угадать, кто изображается (лошадь без головы, прожорливый башмак, рожа с картинки, куклы Таня и Маня, генерал игрушечных солдат и т.д.). Один ученик принимает позу, а другие должны угадывать, кто изображается и что изображаемый персонаж делает.

«Животные в цирке».

Игра, связанная с перевоплощением. Ученики определяются, в кого они желают превратиться, вспоминая, что это животное может делать, каково его поведение и повадки а затем с максимальной убедительностью изображает выбранное животное. В данном случае речь идет о животном, встречающемся на манеже цирка. Игра «Изобрази животное или птицу» предполагает показ в виде пантомимы того или иного животного или птицы, причем главное - верить в перевоплощение. Здесь изображаться может любое животное, например, применительно к рассказу «Мальчики» уместно изобразить кто угодно: «Чечевицы очень хорошо изображал тигра, а вы умеете изображать разных животных? Я раздам вам карточки, на которых указано животное или птица, которое надо изобразить (Тигр рычит, у него своеобразная походка, повадки; обезьяны визжат, дурачатся, почесываются, водят хоровод и т.д.)».

«Войди в образ».

По условию этой игры ученик должен пройти по «сцене», сесть на стул, а затем встать и пройти в образе того или иного человека: охающая, недоумевающая, оглядывающаяся старуха, Симка Симаков, притоптывая и приплясывая, вокруг воткнутой в землю палки гордо пел песенку и т.д. («Тимур и его команда»).

«Фраза по кругу».

Выбирается простая фраза, например, «Улетают птицы в дальние края, вот наступит время, улечу и я» (Цвет ветра). Необходимо произнести эту фразу с разной интонацией: удивления, безразличия, радости, восторга, жалости, сожаления, вопросительной, восклицательной и т.д. Тот, кто не смог найти новую интонацию, выбывает. Затем - другая фраза.

«Испорченный телефон».

Класс делится на команды, каждой из которых вручается по карточке со скороговорками. По сигналу первый читает скороговорку и передает следующему. Побеждает команда, передавшая скороговорку быстрее и без искажений (Милая Мила мылась мылом. Архип осип, Осип охрип. Бобр добр до бобрят. Пекарь Петр пек пироги).

.

Просмотров работы: 5252