ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ: ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ: ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Глобализация представляет собой процесс усиления взаимозависимости между национальными хозяйствами, выражающийся в увеличении потоков информации, технологий, капитала, товаров, услуг и рабочей силы во всем мире.

Глобализация является неизбежным процессом, создающим для российской экономики как опасности, так и преимущества. Говоря о положительном влиянии, можно отметить, что у российских производителей появился дополнительный стимул для улучшения качества своей продукции и повышения ее конкурентоспособности.

Благодаря вступлению в ВТО российские инвесторы получили возможность более широкого участия в экономиках стран – участниц ВТО, произошло улучшение имиджа страны на мировой арене. По оценкам экспертов международных и российских организаций, вступление России в ВТО приведет к росту ВВП как минимум на 3 % в год, а также повышению заработной платы наемных работников и увеличению дохода домохозяйств. 1

Выходя на международный рынок и открывая филиалы за рубежом, отечественные компании создают дополнительные рабочие места. Высококвалифицированные кадры – главный стратегический ресурс любого предприятия, поэтому результаты воздействия процессов глобализации ощутимо сказываются как на состоянии предприятия, так и на состояние экономики страны в целом. Рыночная экономика в условиях глобализации предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, степени ее социальной мобильности, профессионализму. Это вызвано тем, что конкуренция со стороны трудоемких товаров, выпущенных в странах с низким уровнем заработной платы и невысокой квалификацией работников, влечет за собой снижение цен на аналогичную продукцию фирм, расположенных в развитых странах, а также приводит к сокращению их прибылей. В подобных условиях компании прекращают выпуск убыточной продукции и переходят к производству товаров, требующих использования высококвалифицированного персонала. В результате рабочие с более низкой квалификацией остаются невостребованными, их доходы падают.2 К тому же в развитых странах производства, не требующие работников с высокой квалификацией, выносятся за рубеж, а их продукция замещается импортом из стран с менее высоким уровнем заработной платы, что оказывает дополнительное давление на заработки малоквалифицированных работников. Спрос на квалифицированные кадры в отраслях и на предприятиях ведет к разрыву в уровнях заработной платы квалифицированных и менее квалифицированных работников. Это, в свою очередь, повышает конкуренцию на рынке труда и способствует увеличению спроса на высшее образование.

Роль в современном мире такого ресурса как интеллект становится определяющей, что диктует необходимость повышения качества образования. В сфере образования произошли значительные изменения. Россия включилась в процесс интеграции европейских стран в общее образовательное пространство и в 2003 году подписала Болонскую декларацию, что положило начало реформированию системы высшего образования всех стран участниц. Болонский процесс является частью зарождающейся экономики знаний. В современном мире знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наивысшую отдачу от инвестиций. Что касается конкурентоспособности и устойчивости в целом, экономика любой страны требует открытости и интернационализации своего потенциала знаний, рынков кадров и инноваций, а также инвестиций в сферу образования, темпы которых опережают общие темпы роста экономики. По данным позициям российская экономика существенно отстает от развитых стран. Болонский процесс может способствовать преодолению этого разрыва и появлению дополнительных возможностей, открывающихся благодаря экономике знаний.3

В условиях глобализации возникают также реальные и потенциальные угрозы в сфере высшего образования: экспансия со стороны более конкурентоспособных систем высшего образования, экономизация образования, обострение конкуренции между мировыми центрами влияния в сфере высшего образования. В то же время существуют и положительные аспекты: повышение уровня конкурентоспособности системы высшего образования, привлечение лучших иностранных выпускников к работе, способствующей развитию национальной экономики и науки.

Все более глубокая вовлеченность России в процессы глобализации, устранение барьеров для международного сотрудничества позволили готовить специалистов не только для себя, но также и для зарубежных стран. Подготовка кадров для других стран – это одна из наиболее прибыльных статей экспорта и содействие реализации внешнеэкономических интересов собственной страны, а привлечение лучших иностранных выпускников способствует развитию национальной экономики и науки. В то же время массовые потоки рабочей силы являются одной из отрицательных черт глобализации, так как возникает проблема «утечки мозгов». Специалисты и квалифицированные рабочие уезжают из страны, что приводит к деградации человеческого капитала и экономики страны, а также к снижению внутреннего кадрового потенциала. Миграцию высококвалифицированных кадров остановить невозможно и в этом проявляется негативное влияние процессов интегрирования мира.

Изменение структуры глобальной экономики, появление экономики знаний – все это оказывает неодинаковое воздействие на различные группы населения. Для высококвалифицированных работников возможности трудоустройства улучшаются практически во всех сферах экономики: в секторе, ориентированном на экспорт – в силу роста глобальной экономики; в секторе, ориентированном на внутренний спрос – по причине того, что второй вынужден конкурировать с первым за специалистов. Что же касается работников с низкой квалификацией, то для них возможности трудоустройства снижаются.4

Таким образом, в связи с изменением структуры глобальной экономики обостряется проблема распределения доходов: разрыв между «имущими» и «неимущими» будет только увеличиваться. В начале XXI в., по мнению специалистов, глобализация не оказывала столь существенного воздействия на национальные рынки труда и распределение доходов, как на современном этапе развития. В настоящее время конкуренция со стороны развивающихся стран меняет структуру занятости в развитых странах, обостряет проблемы безработицы и увеличивает разрыв в доходах различных групп населения.

Негативное влияние глобализации на социально-трудовые отношения и на занятость населения развивает стойкую тенденцию к использованию политики трудового протекционизма - защите национальных рынков труда. Трудовой протекционизм - это всегда синтез и следствие политического, экономического, финансового и товарного протекционизма. В эти методы входят такие регуляторы, как квотирование и лицензирование импорта, выбор путей технологического развития, целеустремленная экспертиза международных технологических и экономических проектов, регуляции валютных курсов, и тому подобное. Однако на рынке труда используются и свои специфические методы защиты: административное ограничение эмигрантов (рабочей силы), регуляция цен на рабочую силу (заработной платы) на национальном рынке труда и т.п.

1 Кто в выигрыше от вступления России в ВТО // BBC: Русская служба [Электронный ресурс] URL : http://www.bbc.co.uk/russian/business/2012/08/120821_russia_wto_accession.shtml (дата обращения : 19.12.2013 г.)

2 Тейт А. Глобализация – угроза или новые возможности для Европы? / А. Тейт // Проблемы теории и практики управления. – 1998. – №5. – С. 40

3 Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация / С. Медведев // Высшее образование в России. – 2006. – №3. – С. 31 - 32

4 Влияние глобализации на американский рынок труда // Портал «Перспективы» [Электронный ресурс ]URL : http://www.perspektivy.info/print.php?ID=131976 (дата обращения : 19.12.2013 г.)

Просмотров работы: 1291