Школьное образование сегодня динамическая система, постоянно изменяющаяся с целью соответствия требованиям современного общества. Сегодня важнейшая задача педагогов вооружить ребёнка способами действий, которые помогут ему самостоятельно получать знания, развиться и совершенствоваться в непрерывно меняющемся окружающем мире.
Именно эту идею пропагандируют образовательные стандарты второго поколения. В качестве универсальных способов действия, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), выступают универсальные учебные действия (УУД), разделенные на четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [2].
Одними из важнейших на наш взгляд являются коммуникативные УУД. Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Эти умения необходимы человеку в современном обществе.
В состав коммуникативного блока УУД входят следующие действия:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации [3].
ФГОС опирается на системно-деятельностный подход, основывающийся на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина. Системно-деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности в образовательном процессе.
Мы считаем, что сформированность и уровень развития коммуникативных УУД являются результатом коммуникативной деятельности учащихся.
Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей.
Коммуникативная деятельность представляет собой систему элементарных операций. Каждая операция коммуникативной деятельности определяется:
субъектом — инициатором коммуникативной деятельности;
субъектом, которому адресована инициатива;
нормами, по которым организуется коммуникативная деятельность;
целями, которые преследуют участники коммуникативной деятельности;
ситуацией, в которой совершается взаимодействие [1].
Рис. 1 Структура коммуникативной операции
На наш взгляд, каждое отдельно взятое коммуникативное УУД представляет собой систему операций коммуникативной деятельности, осуществляемой субъектами образовательного процесса.
На основе анализа состава коммуникативных универсальных учебных действий и структурных элементов, которыми определяется коммуникативная операция, нами было выявлено соотношение между ними. (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение коммуникативных УУД и элементов, определяющих структуру коммуникативной операции
Структурные элементы коммуникативной операции |
Коммуникативные УУД |
||||
Планирование учебного сотрудничества |
Постановка вопросов |
Разрешение конфликтов |
Управление поведением партнера |
Умение выражать свои мысли |
|
Субъект-инициатор |
Ученик |
||||
Субъект, которому адресована инициатива |
Другой ученик, учитель |
||||
Цель |
Определение цели (конечного результата), функций участников, способов взаимодействия |
Поиск и сбор информации посредством сотрудничества |
Выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения, принятие решения и его реализация |
Контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Обеспечение достаточной полноты и точности в выражении мыслей |
Нормы |
Соответствие целям и условиям коммуникации |
Соответствие целям и условиям коммуникации, инициативность |
Соответствие целям и условиям коммуникации |
Соответствие целям и условиям коммуникации |
Соответствие целям и условиям коммуникации, синтаксическим и грамматическим нормам языка. |
Ситуации |
Учебные задачи |
Проведенный анализ позволяет выявить механизм развития коммуникативных УУД и помочь учителю в выборе форм и методов обучения. Для примера рассмотрим работу механизма развития умения постановки вопросов.
Для развития умения постановки вопросов учителю необходимо ставить учебные задачи таким образом, чтобы в их начальной формулировке была некоторая неопределенность и ученики были бы вынуждены задавать вопросы либо учителю либо своим сверстникам. Задача учителя состоит в отслеживании соответствия вопросов следующим критериям: грамотность, точность формулировки и возможность получения однозначного ответа. В случае если вопрос учащегося соответствует данным критериям, он получает ответ на свой вопрос. Если хотя бы одно из требований нарушено, учитель объясняет ученику в чем заключается ошибка и просит переформулировать вопрос.
Выявленное соответствие между коммуникативными УУД и структурными элементами, которыми определяется коммуникативная операция позволяет детализировать коммуникативную деятельность до уровня операций и тем самым проектировать учебные задачи и ситуации, учитывающие выполнение операций и способствующие развитию коммуникативных УУД.
Список литературы
Гуманитарный портал [Электронный ресурс] URL: http:// psyera.ru (Дата доступа 12.12.2013 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Российская академия Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.