КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Школьное образование сегодня  динамическая система, постоянно изменяющаяся с целью соответствия требованиям современного общества. Сегодня важнейшая задача педагогов  вооружить ребёнка способами действий, которые помогут ему самостоятельно получать знания, развиться и совершенствоваться в непрерывно меняющемся окружающем мире.

Именно эту идею пропагандируют образовательные стандарты второго поколения. В качестве универсальных способов действия, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), выступают универсальные учебные действия (УУД), разделенные на четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [2].

Одними из важнейших на наш взгляд являются коммуникативные УУД. Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Эти умения необходимы человеку в современном обществе.

В состав коммуникативного блока УУД входят следующие действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации [3].

ФГОС опирается на системно-деятельностный подход, основывающийся на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина. Системно-деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности в образовательном процессе.

Мы считаем, что сформированность и уровень развития коммуникативных УУД являются результатом коммуникативной деятельности учащихся.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей.

Коммуникативная деятельность представляет собой систему элементарных операций. Каждая операция коммуникативной деятельности определяется:

  • субъектом — инициатором коммуникативной деятельности;

  • субъектом, которому адресована инициатива;

  • нормами, по которым организуется коммуникативная деятельность;

  • целями, которые преследуют участники коммуникативной деятельности;

  • ситуацией, в которой совершается взаимодействие [1].

Рис. 1 Структура коммуникативной операции

На наш взгляд, каждое отдельно взятое коммуникативное УУД представляет собой систему операций коммуникативной деятельности, осуществляемой субъектами образовательного процесса.

На основе анализа состава коммуникативных универсальных учебных действий и структурных элементов, которыми определяется коммуникативная операция, нами было выявлено соотношение между ними. (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение коммуникативных УУД и элементов, определяющих структуру коммуникативной операции

Структурные элементы коммуникативной операции

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Управление поведением партнера

Умение выражать свои мысли

Субъект-инициатор

Ученик

Субъект, которому адресована инициатива

Другой ученик, учитель

Цель

Определение цели (конечного результата), функций участников, способов взаимодействия

Поиск и сбор информации посредством сотрудничества

Выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения, принятие решения и его реализация

Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Обеспечение достаточной полноты и точности в выражении мыслей

Нормы

Соответствие целям и условиям коммуникации

Соответствие целям и условиям коммуникации, инициативность

Соответствие целям и условиям коммуникации

Соответствие целям и условиям коммуникации

Соответствие целям и условиям коммуникации, синтаксическим и грамматическим нормам языка.

Ситуации

Учебные задачи

Проведенный анализ позволяет выявить механизм развития коммуникативных УУД и помочь учителю в выборе форм и методов обучения. Для примера рассмотрим работу механизма развития умения постановки вопросов.

Для развития умения постановки вопросов учителю необходимо ставить учебные задачи таким образом, чтобы в их начальной формулировке была некоторая неопределенность и ученики были бы вынуждены задавать вопросы либо учителю либо своим сверстникам. Задача учителя состоит в отслеживании соответствия вопросов следующим критериям: грамотность, точность формулировки и возможность получения однозначного ответа. В случае если вопрос учащегося соответствует данным критериям, он получает ответ на свой вопрос. Если хотя бы одно из требований нарушено, учитель объясняет ученику в чем заключается ошибка и просит переформулировать вопрос.

Выявленное соответствие между коммуникативными УУД и структурными элементами, которыми определяется коммуникативная операция позволяет детализировать коммуникативную деятельность до уровня операций и тем самым проектировать учебные задачи и ситуации, учитывающие выполнение операций и способствующие развитию коммуникативных УУД.

Список литературы

  1. Гуманитарный портал [Электронный ресурс]  URL: http:// psyera.ru (Дата доступа 12.12.2013 г.)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Российская академия Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.

Просмотров работы: 6676