СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ

Свиренко А.А. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
   
   
   
   
   
   

ВВЕДЕНИЕ

Новейший экономический ход, соединенный с переходом к рынку, осуществляется в Российской Федерации в крайне тяжелых условиях. Сокращение объемов производства, разрушение производственно-хозяйственных связей привели к экономическому перевороту. Сообщество разделилось на богатых и бедных. Господствующей стала категория незащищенных слоев населения.

Практически безошибочно правильным выходом было открытие и совершенствование системы учреждений социального обслуживания, которые смогли гарантировать социальную защиту малоимущим, инвалидам и престарелым людям.

Правительственная социальная политика была сориентирована на гарантированную социальную помощь и поддержку тем людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

Эти меры были приняты вовремя и сыграли решающую роль в формировании и совершенствовании нового направления социального обслуживания населения. В Российской Федерации этот сектор установился сравнительно недавно, хотя социальные услуги отдельным категориям граждан оказывались и ранее.

Социальное обслуживание населения можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать нужную поддержку гражданам в трудной жизненной ситуации1.

Нормативно-правовая база организации социального обслуживания уязвимым слоям населения стала образовываться в России в начале 1990-х годов. На территориальных и региональных уровнях минула реорганизация, в Ростовской области были созданы центры социального обслуживания пенсионеров и инвалидов.

Главные положения совершенствования новых служб закреплены в Федеральном Законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10. 12. 95г. №195-ФЗ2. Актуальность проблем, связанных с совершенствованием системы социального обслуживания, определена такими факторами как:

- недоброкачественность кризисных слоев населения материальным положением;

- нужность сообществом новейшей социальной политики;

- проблематичность развития системы социального обслуживания.

Из этого видно, что актуальность данного исследования обусловлена необходимостью усиления социальной поддержки граждан, особенно наиболее незащищенных слоев населения, в условиях переходного периода.

Цель данного исследования – раскрытьсущность проблем совершенствования системы социального обслуживания на дому пожилых людей и инвалидов и определить пути их решения.

Задачи:

- выявить медицинские и социальные проблемы пожилых людей и инвалидов;

- изучить методику и содержание социально-медицинского обслуживания на дому;

- ознакомиться с условиями и порядком социально-медицинского обслуживания на дому в Ростовской области.

Объектом исследования является система социального обслуживания пожилых людей, предметом – социально-медицинская в учреждениях социального обслуживания на дому.

Теоретическая значимость данной работы представляется в обобщении имеющейся исследовательской литературы по изучению социально-медицинской работы в России, её нормативно-правовая деятельности.

В данном исследовании использованы работы таких авторов как Е.И. Холостова3, В.А. Никитин4, Н.А. Гришанова5, П.Д. Павленок6 и др.

1 Медицинские и социальные проблемы пожилых людей и инвалидов

Значительное постарение населения России оказывает специфическое влияние на общество и требует принятия незамедлительных совокупных мер административного, социального, экономического, юридического, медицинского и культурного характера. Интегральным фактором риска, крайне негативно воздействующим на естественный процесс старения, является понижение качества жизни. Реальности здорового старения во многом зависят от правового статуса пожилых и инвалидов, которые должны быть представлены в контексте соответствующих прав граждан пожилого возраста и инвалидов, с одной стороны, и обязательств государства и общества – с другой. Государственное закрепление прав, обеспечивающих здоровье пожилым и инвалидам, будет способствовать тому, чтобы их комплексная охрана вошла в число приоритетов правительственной политики.

Проблемы инвалидов и пожилых людей делают их наиболее незащищенными в экономическом, социальном и психологическом отношении, когда существенно слабеют механизмы защиты от противодействия разным факторам риска, число которых в настоящее время резко выросло. Интегральным фактором риска, оказывающим крайне негативное влияние на естественный процесс старения населения, является понижение качества жизни. Качество жизни – это комплексный показатель, включающий такие составляющие как физическое, психическое и духовное здоровье, удовлетворенность условиями жизни, медико-социальное обеспечение.

В последние годы наблюдается резкое сокращение показателей физического здоровья старшего возраста людей. Это проявляется в сокращении продолжительности жизни, повышении заболеваемости, инвалидности и смертности. Обеспокоенность влечет и состояние психического здоровья таких групп населения. При динамичных социально-экономических преобразованиях, в меняющихся социально-психологических условиях существенно изменяется характер, сила, длительность воздействия психотравмирующих факторов, соотношение их ролей, что, в свою очередь, приводит к психической патологии. Если традиционно рост числа психических расстройств в позднем возрасте преимущественно соединялся с органическими или физическими нарушениями, которые ухудшают деятельность головного мозга, то в настоящее время основными причинами возникновения психических заболеваний являются негативные факторы экономического, социального, психологического и другого характера. Увеличивается число инвалидов с пограничными нервно-психическими расстройствами, разными степенями психической и социальной деградации, личностными девиациями, неврозами и т.д.

С этими факторами непосредственно связаны и отрицательные изменения в сфере духовного здоровья инвалидов и пожилых людей. Они проявляются в преобладании мыслей о безысходности своего существования, утрате смысла жизни, в пессимистическом мировосприятии, ностальгическом уходе в воспоминания о прошлом. Распространение антивитальных настроений стало причиной того, что инвалиды и пожилые люди занимают одно из первых мест по числу самоубийств. Нарушение духовного здоровья у пожилых и инвалидов оказывает разрушительное воздействие на их физическое и психическое состояние и способствует появлению системных видов патологии. Перемены психического, духовного и физического здоровья этих категорий населения носят масштабный эпидемиологический характер и вследствие этого представляют серьезную угрозу демографической безопасности России.

К числу важных показателей качества жизни пожилых людей и инвалидов, определяющих состояние их здоровья и демонстрирующих в последнее время устойчивую тенденцию к регрессу, относится удовлетворенность условиями жизни. Социологические опросы свидетельствуют о том, что представители пожилого возраста и инвалиды не удовлетворены как собственными (материальный достаток, жилище, питание, работа), так и социальными условиями жизни (воспитание, охрана здоровья, культура, правопорядок, внутренняя и нужная политика государства)7.

Нормальное старение зависит от потенциала здоровья, которое образуется с внутриутробного периода развития и далее в детском и молодом возрасте. В наше время в России потенциал здоровья молодежи не позволяет прогнозировать здоровое старение большинству населения. Состояние здоровья детей и молодежи катастрофически ухудшается. Тяжелое положение здоровья беременных и детей является одним из главных системно-деструктивных факторов, обусловливающих преждевременное патологическое старение населения и не позволяющих людям дожить до старости. В результате, последующие группы стареющих, достигнув соответствующего возраста, будут демонстрировать более слабое здоровье.

Одним из препятствий здоровому старению является недостаточность и несбалансированность питания. Плохое питание, как правило, сопряжено с болезнями, бедностью, изоляцией, неравномерным распределением приемов пищи и вредными привычками, которые влекут дальнейшее ухудшение здоровья.

Важным приоритетом в решении проблем людей пожилого возраста и инвалидов является защита их потребительских прав. Органы государственной власти, учитывая особую уязвимость этого контингента, должны обеспечивать:

– безопасность применения лекарственных средств, требуя от производителей обязательного информирования потребителей о возможных опасных последствиях, связанных с использованием указанной продукции;

– доступность для пожилых людей и инвалидов лекарственных средств, слуховых аппаратов, протезов, очков и других средств поддержания активности и способности к самообслуживанию;

– использование всех информационных каналов в целях реализации ознакомительных программ для престарелых потребителей, с ограничением рекламы и любых иных методов пропаганды, используемых в корыстных целях.

Здоровому старению населения способствуют также удовлетворительные жилищные условия и благоприятная внешняя среда. Жилье для них следует рассматривать как нечто большее, чем крыша над головой. Жилищные условия оказывают большое влияние на качество жизни любой возрастной группы, однако для инвалидов и лиц старших возрастов они имеют особое значение, поскольку для них жилище является центром всего круга жизненных процессов.

Пожилые люди и инвалиды традиционно обладали привилегированным статусом, вниманием и уважением. Однако в наше время эти традиции все больше презираются и ломаются. Преодолению этих неблагоприятных тенденций во многом будет содействовать возрождение в сообществе атмосферы, в которой уход младших от опеки над взрослыми и невежливое к ним отношение признают как серьезное нарушение моральных устоев, как аморальное поведение, вызывающее социальное порицание.

Органам правительственной силы всех уровней следует обеспечить такие условия пожилым и инвалидам, чтобы они могли продолжать жить в привычном для них режиме и окружении, осуществлять участие в жизни сообщества в меру состояния своего здоровья.

Важную роль в обеспечении здорового старения играет семья, поэтому следует прилагать все усилия по защите и укреплению семьи, ориентировать ее на заботу о старших. С этой целью необходимы экономические, идеологические и воспитательные меры, направленные на сохранение и укрепление семейных уз, формирование этики межпоколенческих отношений.

Пожилые люди выполняют важную просветительскую социальную функцию. Они являются хранителями и проводниками духовных ценностей, традиций, иной информации, передаваемой от поколения к поколению. Учитывая значимость роли, которую играют знания пожилых для развития общества и сохранения его нравственных устоев, необходимо разработать специальные, рассчитанные на молодежь программы, в рамках которых представители старшего поколения могли бы передавать молодым духовные ценности, профессиональные, культурные и исторические знания и опыт.

Формирование в общественном сознании чувства уважения к пожилым и инвалидам служит значительным фактором укрепления солидарности поколений, сохранения государственной и общественной стабильности. Российскому обществу необходимо твердо и решительно обеспечивать нравственную ориентацию государственной политики в отношении старшего поколения, что даст нашей стране более высокие перспективы развития во всех сферах социальной и экономической жизни.

В социально-медицинской работе с пожилыми людьми применяются всевозможные способы и формы. Это и социальный сервис на дому, и срочная социальная помощь, и адресная социальная охрана и т.д. Социальную помощь пожилым людям и инвалидам оказывают различные учреждения, в частности центры социального обслуживания, отделения дневного пребывания, стационарные учреждения и дома для пожилых людей. Преимущественное значение для пожилых людей имеет социально-медицинская реабилитация. И пожилые граждане могут быть энергичными и здоровыми. Конечно, с возрастом, потребность в медицинской помощи увеличивается. В силу естественного старения организма проявляется ряд хронических заболеваний, вырастает удельный процент лиц, нуждающихся в неизменном медицинском наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов, геронтологов, гериатров.

Социальное обслуживание на дому является значимым компонентом системы обеспечения инвалидности и здорового старения. Формирование служб социального обслуживания на дому и их материальное обеспечение должно строиться за счет бюджетов государственных органов, органов местного самоуправления и негосударственных учреждений. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций позволит обеспечить индивидуальный подход к удовлетворению нужд инвалидов и престарелых граждан.

Проблемы пожилых и инвалидов отличаются всесторонностью и нуждаются в принятии комплексных мер по улучшению всех показателей жизни. Важное значение в объективном анализе качества жизни пожилых и инвалидов и эффективности всех действий, направленных на его повышение, может иметь специализированный мониторинг, который должен проводиться не реже раза в год. Квалифицированную экспертизу, ориентированную на установление вероятных негативных демографических последствий планируемых к принятию или принятых нужно проводить в отношении всех правительственных экономических и социальных программ, касающихся пожилых и осуществляемых в том числе за счет зарубежных кредитов и инвестиций.

Задача укрепления здоровья населения и человека актуальна во все времена. В каждом цивилизованном государстве социально-медицинская работа нужна для решения задач по укреплению и сохранению здоровья8.

2 Методика и содержание социально-медицинского обслуживания

на дому

Социально-медицинская работа рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности, медицинского, психолого-педагогического и социально-правового нрава, направленной не только на восстановление, но и сохранение, и укрепление здоровья всего населения9. Она принципиально обновляет существующий подход к охране здоровья, так как устанавливает системное медико-социальное противодействие на более ранних этапах совершенствования болезненных процессов, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу. Таким образом, социально-медицинская работа подразумевает не только реабилитацию, но и профилактическую направленность, что имеет особенное значение.

Целью социально-медицинской работы является достижение оптимального уровня здоровья, функционирования и адаптации, лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Социально-медицинскую работу можно разделить на два основных момента: социально-медицинскую работу патогенетической направленности и социально-медицинскую работу профилактической направленности10.

Сфера социального обслуживания населения актуальна в настоящее время, так как она предполагает кропотливую работу социальных служб по выполнению: социально-медицинских, социально-правовых, социально-бытовых, психолого-педагогических услуг, социальной поддержке, оказанию материальной помощи, осуществления социального восстановления граждан, которые находятся в условиях постоянно разрушающих их жизнедеятельность. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ регламентирует положения правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.11

Право на социальное обслуживание имеют граждане, находящиеся в тяжкой жизненной ситуации, которую они не могут решить независимо и не могут обеспечить себе достойное существование и поэтому нуждаются в помощи со стороны государства12.

Отличительной чертой социального обслуживания является индивидуальный подход. Этот вид социального обеспечения самореализуется исходя из особенностей человека, нуждающегося в социальном обслуживании.

Социальные услуги обеспечиваются на условиях: частичной или полной оплаты или безвозмездно. Отличие этих услуг заключается в том, что они предоставляются определенной категории граждан (инвалидам, пожилым, детям и т.д.) для удовлетворения их индивидуальных потребностей (например, в профессиональной реабилитации или предоставлении средств передвижения). Любая услуга, оказанная за деньги, не может считаться социальной, даже если ее используют граждане, находящиеся в тяжкой жизненной ситуации.

Отличительной чертой социальных услуг является то, что они определенны различными видами социального обслуживания. Необходимым условием развития и формирования социально-медицинской работы как профессиональной деятельности в социальной работе, отвечающей современным требованиям, должна стать эффективная система подготовки кадров не только высшего, а также низшего и среднего звена. На данный момент специальность «социальная работа» определена направлением специализации, которая позволяет обеспечить профессиональную подготовку кадров для работы в определенных социальных учреждениях. Специалисты социальной работы с подходящим медицинским образованием могут результативно выполнять социальную работу, направленную на оказание помощи населению.

Достижение максимально вероятного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с психической и физической патологией и социальным неблагополучием является главной целью социально-медицинской работы.

При формировании социально-медицинской работы следует придерживаться главных принципов:

1. Полимодальность – соединение в социально-медицинской работе различных способов, действий, подходов;

2. Экосистемность – учет всей системы окружающей среды и взаимоотношений человека с ней;

3. Солидарность – согласованное организационное взаимодействие в процессе социально-медицинской работы учреждений с разной формой собственности, а также и государственных учреждений;

4. Конструктивность – отказ социальных служб от различных форм помощи и опеки, поощрение личной ответственности и активности клиентов;

5. Континуальность – цельность, непрерывность, функциональность, плановость и динамичность социально-медицинской работы, понимание ее как процесса с обязательным планированием последовательных этапов деятельности, достижением конкретных целей13.

Предметом данной работы как отдельной науки является закономерность способствования развитию и претворения в жизнь жизненных принципов человека, а также механизмов их развития и реабилитации. Объектом социально-медицинской работы являются разные группы лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий и которые обоюдно потенцируют друг друга.

Работа с такими группами равна, тяжела и недостаточно эффективна как для медиков, так и для работников социальных служб, поскольку неизбежно они оказываются перед кругом проблем уходящих за рамки их профессиональной компетенции.

К таким группам лиц можно отнести:

- часто и тяжело болеющих;

-одиноких престарелых;

-детей сирот, инвалидов, юных матерей;

- многодетные и асоциальные семьи,

- пострадавшие от стихийных бедствий,

- больных СПИДом и др.

Количество таких групп лиц на протяжении последних лет устойчиво возрастает. Одной из причин этого оказывается невысокая результативность действующих методов и форм работы с ними, а также отсутствие должной сети специально ориентированных на данный вид помощи служб.

Социально-медицинская помощь оказывается социальными, медицинскими работниками и иными специалистами в учреждениях муниципальной, государственной, частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Социально-медицинская работа использует методы и формы сложившиеся в системе здравоохранения, – реабилитационные, профилактические, психотерапевтические и др.; в системе социальной охраны населения – социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др.

В связи с этим в данной сфере деятельности могут применяться также методы и формы, сложившиеся в психологии, педагогике, правовой сфере. Существенная структура социально-медицинской работы в каждом случае формируется проблемой жизненной ситуации, в которой оказался клиент. Умение на практике соединять нужные методы и формы является одной из главных задач профессиональной подготовки специалиста.

Социальное обслуживание на дому становиться актуально в наше время. Люди могут получать социальные услуги как отдельно, так и в комплексе (услуги по организации питания, быта, досуга, материально-бытовые услуги, правовые услуги, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги и др.) путем стационарного обслуживания.

Социальное обслуживание на дому является одной из главных видов социальной помощи, при использовании которого пребывание граждан в привычной социальной среде возможно на длинные сроки, в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав. Это и является главным итогом работы данной формы.

Социальные услуги предоставляются гражданам, частично утратившим способность к самопомощи, нуждающимся в неизменном или временном нестационарном социальном уходе, в связи с возрастом, инвалидностью, болезнью.

Социальное обслуживание на дому обеспечивается на основании заявления гражданина, оказавшегося в тяжкой ситуации и нуждающегося в данном типе помощи. Социальное обслуживание граждан на дому может происходить на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или неизменной основе, безвозмездно или на условиях частичной и полной оплаты14.

Гражданам, нуждающимся в социально-медицинском обслуживании на дому, оказываются такие социальные услуги как:

- квалифицированный всеобщий уход, социально-бытовая и доврачебная медицинская помощь на дому;

- наблюдение за состоянием их здоровья и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений имеющихся заболеваний;

- оказание морально-психологической поддержки обслуживаемым гражданам и членам их семей;

- обучение родственников практическим навыкам всеобщего ухода за больными.

Социально-медицинская помощь предусмотрена для временного или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи на дому, частично или полностью утратившим способность к самопомощи и страдающим заболеваниями людям.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленного на длительное пребывание определенной категории граждан, в основном, пожилого возраста и инвалидов, в привычной для всех остальных категорий людей социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на охрану их прав и законных интересов.

3 Условия и порядок социально-медицинского обслуживания на дому в г.Новошахтинске Ростовской области

Условия и порядок социально-медицинского обслуживания на дому определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях исполнения Областного закона от 22.10.2004 № 185-ЗС «О социальном обслуживании населения Ростовской области»15 Правительством Ростовской области принят областной список гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам.

В целях повышения социально-экономического положения и улучшения жизни пожилых людей города Новошахтинска на 2011-2013 годы, постановлением Администрации города Новошахтинска от 22 апреля 2011 г. № 334 утверждена долгосрочная городская целевая программа «Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей города Новошахтинска на 2011-2014 годы»16. Основной задачей программы является усиления качества предоставляемых пожилым людям и инвалидам социальных услуг путем инновационных форм социального обслуживания улучшение профессионального уровня рабочих правительственных учреждений социального обслуживания.

Социальная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам в городе Новошахтинске осуществляется отделением социального обслуживания на дому, специальными подразделениями социально-медицинского обслуживания на дому, социально-реабилитационным отделением.

За 2012-2013 годы был обеспечен высокий уровень социальной поддержки и социального обслуживания населения города Новошахтинска в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализация Программы в силу ее специфики носила ярко выраженную социальную направленность. Реализация Программы и принятие нормативных правовых актов, направленных на улучшение социально-экономического положения пожилых людей города Новошахтинска, к 2014 году позволила добиться позитивного изменения ситуации, повышения качества жизни данной категории граждан.

В городе Новошахтинске работает муниципальное учреждение социальной защиты «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», которое выполняет деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам и другим группам населения, попавшим в экстремальные жизненные ситуации, нуждающимся в социальной поддержке. Одними из основных задач учреждения являются:

- определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию;

- разработка комплексных мероприятий по организации социального обслуживания граждан;

- оказание услуг гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании (социальных, торговых, бытовых, медицинских, консультативных и других).

Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками. На одного социального работника полагается 8 граждан, проживающих в городском секторе, и 4 – в частном секторе или городском секторе, не благоустроенном.

На патронажную медицинскую сестру отводится два отделения социальной помощи на дому.

Управляющий филиалом социального обслуживания на дому устанавливает с учетом степени нуждаемости и других факторов, включая транспортную и торговую инфраструктуру, количество посещений каждого работника социального обслуживания.

Специальные филиалы социально-медицинского обслуживания на дому предназначены для оказания первой медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжкими заболеваниями, в том числе онкологическими в поздних стадиях лечения, являющимися противопоказанием к принятию в отделение социального обслуживания на дому. Задачами специальных филиалов социально-медицинского обслуживания на дому являются:

- оказание гражданам квалифицированного всеобщего ухода,

- социально-бытовой и первой медицинской помощи на дому;

- наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан;

- профилактику обострений;

- оказание морально-психологической поддержки обслуживаемым гражданам и членам их семей;

- обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам всеобщего ухода за больными.

Работа филиала социально-медицинского обслуживания на дому осуществляется во взаимодействии с учреждениями органов здравоохранения и Красным Крестом.

К видам услуг, оказываемых филиалом социально-медицинского обслуживания на дому, относятся:

- оказание экстренной первой помощи, вызов доктора на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации;

- осуществление подкожных и внутримышечных введений лекарственных препаратов в соотношении с назначением лечащего доктора;

- проведение медицинских церемоний (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм);

- оказание санитарно-гигиенической помощи обслуживаемым гражданам (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание) и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Число пожилых людей увеличивается каждый год, а качество жизни понижается, и это далеко не временное явление. В сегодняшних условиях системного кризиса социальная охрана пожилых людей приобретает приоритетное значение. Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения, одна из важнейших задач государства в период становления социально-ориентированной рыночной экономики.

Уровень цивилизованности сообщества прямо зависит от того положения, которое занимают в сообществе пожилые люди и инвалиды. Очевиден факт, что от последовательности решения проблем пожилых людей зависит грядущее страны и стабильное социальное совершенствование. Рассматриваемые в данной работе проблемы лиц пожилого возраста и инвалидов требуют незамедлительного решения.

Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов является одной из наиболее эффективных форм социальной работы с клиентами данной категории, поскольку весь комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение социально-бытовых потребностей пожилых людей и инвалидов, в конечном счете, обеспечивает им чувство психологического и физического комфорта, а также устраняет ощущение одиночества и изоляции.

Правительство Ростовской области исходит из того, что результативная и взвешенная социальная политика является нужным условием продолжения реформ, укрепления ее социальной базы и улучшения общественно-политической ситуации.

В целях увеличения социальной защищенности, правовой защиты прав пожилых людей необходимо совершенствовать такой вид социальной помощи, как социальное обслуживание на дому.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Российская Федерация, Законы, Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 (в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 № 87-ФЗ, от 25.07.2002 № 115-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154754

2. Ростовская область, Законы, О социальном обслуживании населения Ростовской области: № 185-ЗС от 22.10.2004 (в ред. Областных законов от 22.10.2005 № 376-ЗС, от 18.09.2006 № 547-ЗС, от 03.10.2007 № 780-ЗС, от 26.12.2007 № 845-ЗС, от 12.08.2008 № 63-ЗС, от 11.11.2010 № 493-ЗС, от 31.10.2011 № 696-ЗС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW186;n=37180

3. г. Новошахтинск, Постановления Администрации, Об утверждении долгосрочной городской целевой программы Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей города Новошахтинска на 2011-2014 годы: №334 от 22.04.2011 (ред. от 02.09.2011) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW186;n=40019

4. Благодир А.Л. Социальное обслуживание в системе права социального обеспечения [Текст]: учебное пособие / А.Л.Благодир. – М.: Киров, 2002. – 220с.

5. Благодир А.Л. Право социального обеспечения: региональный аспект. [Текст]: учебное пособие /А.Л. Благодир. – Киров, 2008. – с. 367.

6. Гришанова Н.А. Профессиональная подготовка социальных работников: новые подходы и тенденции. [Текст]: учебное пособие Н.А. Гришанова // Журнал Социальные технологии, исследования. - 2005. - №2. – 120с.

7. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. [Текст]: учебное пособие / Р.И.Ерусланова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 168с.

8. Мартыненко А. В. Теория и практика медико-социальной работы. [Текст]: учебное пособие / А.В. Мартыненко. – М.: Гардарики, 2007. – 159с.

9. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учебное пособие / Н.И. Никитина. – М.: Владос 2007. – 400с.

10. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы [Текст]: учебное пособие / П.Д. Павленок. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2007. – 288с.

11. Холостова Е.И. Социальная работа. [Текст]: учебное пособие для бакалавров / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 612с.

12. Шабалин В.Н. Медико-социальные проблемы физиологического старения населения России [Текст] / В.Н. Шабалин. // Альманах клинической медицины. – № 21. – 2009. – 13с.

1 Ерусланова Р. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. [Текст]: учебное пособие / Р.И.Ерусланова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 61с.

2 Российская Федерация, Законы, Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 (в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 № 87-ФЗ, от 25.07.2002 № 115-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154754

3 Холостова Е.И. Социальная работа [Текст]: учебное пособие / Е.И.Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 612с.

4 Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учебное пособие / Н.И. Никитина. - М.: Владос 2007. - 400с.

5 Гришанова Н.А. Профессиональная подготовка социальных работников: новые подходы и тенденции. [Текст]: учебное пособие Н.А. Гришанова // Журнал Социальные технологии, исследования. - 2005. - №2. – 120с.

6 Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы [Текст]: учебное пособие / П.Д. Павленок – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2007. – 288с.

7 Шабалин В.Н. Медико-социальные проблемы физиологического старения населения России [Текст]: учебное пособие / В.Н. Шабалин. // Журнал Альманах клинической медицины № 21’2009. – 13с.

8 Шабалин В.Н. Медико-социальные проблемы физиологического старения населения России [Текст]: учебное пособие / В.Н. Шабалин. // Журнал Альманах клинической медицины № 21’2009. – 15с.

9 Мартыненко А. В. Теория и практика медико-социальной работы. [Текст]: учебное пособие / А.В. Мартыненко. — М.: Гардарики, 2007. – 33с.

10 там же. – 37с.

11 Российская Федерация, Законы, Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 (в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 № 87-ФЗ, от 25.07.2002 № 115-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154754

12 Благодир А.Л. Социальное обслуживание в системе права социального обеспечения [Текст]: учебное пособие / А.Л.Благодир. – М.: Киров, 2002. – 20с.

13 Мартыненко А. В. Теория и практика медико-социальной работы. [Текст]: учебное пособие / А.В. Мартыненко. — М.: Гардарики, 2007. — 35с.

14 Благодир А.Л. Право социального обеспечения: региональный аспект. [Текст]: учебное пособие /А.Л. Благодир - Киров, 2008. - с. 67.

15 Ростовская область, Законы, О социальном обслуживании населения Ростовской области: № 185-ЗС от 22.10.2004 (в ред. Областных законов от 22.10.2005 № 376-ЗС, от 18.09.2006 № 547-ЗС, от 03.10.2007 № 780-ЗС, от 26.12.2007 № 845-ЗС, от 12.08.2008 № 63-ЗС, от 11.11.2010 № 493-ЗС, от 31.10.2011 № 696-ЗС) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW186;n=37180

16 г. Новошахтинск, Постановления Администрации, Об утверждении долгосрочной городской целевой программы Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей города Новошахтинска на 2011-2014 годы: №334 от 22.04.2011 (ред. от 02.09.2011) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW186;n=40019

 

 

 

Просмотров работы: 8397