ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день, инновации являются основой экономического роста и процветания населения, кроме того, они оказывают влияние на развитие и повышение конкурентоспособности компаний на мировом рынке. К инновациям современного мира относят благосостояние, появление новых профессий и отмирание старых. Для компаний инновация - это источник производительности, конкурентоспособности и прибыльности.

Для того, чтобы понимать изменения, происходящие в современном рыночном пространстве, необходимо подробно рассмотреть этапы эволюции инновационного менеджмента. Виллиам Л. и Лангдон Моррис [4] выделяют четыре этапа развития НИОК1 и считают, что становление теории управления инновациями связано с появлением первых лабораторий и подразделений НИОКР в крупных компаниях. В 1867г. немецкая компания BASF основала первую промышленную лабораторию по развитию технологии окрашивания. В 1876г. всемирно известный американский изобретатель и предприниматель, Томас Эдисон, открыл исследовательскую лабораторию, которую принято считать прототипом корпоративного управления исследованиями и разработками индустриальной эпохи [4].

Вскоре начали появляться научно-исследовательские лаборатории во многих корпорациях по всему миру, в том числе в 1900г. – в General Electric(GE), в 1911г.- Bell Telephone, в 1913г. – Kodak. Руководство научно-исследовательской деятельностью в данный период (1900-1950 гг.) осуществлялась самими учеными-исследователями, они же отвечали за отбор и выполнение проектов. Управление НИОКР этого времени принято относить к первому этапу.

В 1950-1970-е года менеджеры корпораций осознали необходимость научно-исследовательской деятельности, поэтому компании уделяли внимание тем проектам, которые служили целям их бизнеса. Такое управление научно-исследовательской работой принято относить ко второму этапу.

Развитие НТП(1970-1990гг.) повлияло на рост промышленных НИОКР, также возросли расходы на научно-исследовательскую деятельность. Вложения в разработку продуктовых и технологических инноваций начали составлять все большую часть общих корпоративных затрат. Теперь перспективы компаний все сильнее зависели от успешной работы научно-технологических подразделений.

Для того чтобы снизить рыночную и временную неопределенность, компании занялись формированием сбалансированных бизнес-портфелей, для того чтобы рационально распределять прибыль и риски между выпускаемой продукцией и перспективными продуктовыми инновациями. Практику управления, основанную на стратегической концепции планирования, принято относить к третьему этапу. НИОКР данного этапа основное внимание уделяло удовлетворению явных потребностей покупателя. Однако скрытые нужды потребителя оставались без внимания.

Как альтернатива, была предложена идея совместного участия ученых и покупателей в разработке новой продукции. Нужды клиентов и технические возможности одновременно участвуют в развитии четвертого этапа управлении НИОКР.

Таким образом, четыре этапа управления НИОКР связывают в единую систему взаимодействия ученых-исследователей, производственников, маркетологов и потребителей.

Как известно, в современной экономической среде нет ничего постоянного и прогнозируемого. Инновации и изменения проникают во все современные отрасли хозяйствования. В таких условиях менеджмент как самая мобильная и отвечающая потребностям рынка отрасль знаний вынужден отвечать реалиям современности [3].

В настоящее время существует несколько направлений исследования инноваций и инновационного поведения компаний. Рассмотри более подробно подход с точки зрения теории фирм.

Когда в центре внимания оказывается фирма, то речь идет в первую очередь об оптимальном распределении ее финансовых, трудовых и капитальных ресурсов на разнообразные виды деятельности, в том числе и на инновационную активность. Здесь предлагаются различные методики оценки инновационных инвестиций.

Исследователи Уидс , Макгрэт и Нэркар используют подход с точки зрения реальных опционов. Инновационные инвестиции делаются в один период времени, а отдача от возможных нововведений будет получена только через некоторое время в будущем. Большинство современных технологий характеризуется сетевым эффектом — отдача от продукта наблюдается только при достижении критической массы пользователей [2]. Но какой именно технологичный продукт будет одобрен рынком? В каком направлении будет развиваться инновационная направленность отрасли? В каждый момент времени, когда фирма принимает решение, инновационный успех является вероятностной категорией. Фирма, вкладывая средства в тот или иной проект, приобретает реальный опцион — возможность либо развивать данное направление в будущем с коммерческой выгодой для себя, либо вовремя отказаться от бесперспективной области, завершив или скорректировав текущие исследования и разработки.

Также многие экономисты пришли к следующей проблеме, что лучше для фирмы: вкладывать большие средства в радикальные инновации, способные радикальным образом изменить технологию отрасли или финансировать нерадикальные нововведения, нацеленные на незначительные изменения продукта или процесса. Как показали исследования, все зависит от позиции фирмы на рынке, от способностей ее менеджмента и целей, которые она ставит перед собой. Существую работы в которых указывается влияние размера фирмы на инновационную активность, таки образом, исследователи Чанди и Теллис приходят к выводу, что крупные фирмы не склонны к радикальным инновациям и предпочитают нерадикальные инновации [2]. Также была представлена модель, в которой отражалось принятие решения фирмой в отношении продуктовой инновации в ходе жизненного цикла продукта, где показано, что в зависимости от стадии жизненного цикла фирма может переходить от радикальных инноваций к нерадикальным [2].

Новая инновационная стратегия фирм в современных условиях показывает, что фирмы разделяют свои накопленные технологические знания со своими конкурентами. Эмпирические исследования указывают, что те фирмы, которые проводят стратегию разделения технологических знаний, проявляют лучшие инновационные результаты, чем те, которые этого не делают. Это может быть связано с наличием технологических внешних эффектов, а также технологических разрывов в инновационных процессах, которые преодолеваются только с помощью партнеров-конкурентов.

Таким образом, инновация – это использовать идеи окружающей среды и применять их для успеха собственного бизнеса. Инновации признают новой эрой создания, продвижения и внедрения нововведений в условиях глобального мира. Множество фирм расставляют по-разному приоритеты в выборе развития того или иного вида инновации, важно заметить, что данный выбор не всегда происходит по ее желанию, а как уже оговаривалось, под влиянием различных факторов. Также не исключено возникновение других тонкостей, которые приводят к переходу от одного вида развития инноваций к другому. Более того, чтобы бизнес процветал, в настоящее время важно делится своими нововведениями с другими компаниями, скажем так, работа в симбиозе обеспечивает генерацию инновационных идей.

Список литературы:

  1. Никулина И.Е. Инновации в современном менеджменте / Финансы. -2007№3, с.40 -47

  2. Розанова Н.М. Современные подходы к исследованию инновационной конкуренции и технологический менеджмент в России/ Terra economicus, 2012, №10, с.53-69

  3. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия /А.А. Трифилова. М.: Финансы и статистика, 2010. 304 с.

  4. Miller W. Generation R&D / W. Miller, M. Langdon // Managing knowledge, Technology and Innovation. John Willey&Sons, Inc. 2009.

  5. www. wikipedia.org

1 НИОКР(Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки)- совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии.

Просмотров работы: 1059