СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Белоконева Я.Н. 1
1Филиал ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г.Новошахтинске Ростовской области
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Технологии развития коммуникативной культуры подростков помогают наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение. В данной работе предлагается авторская технология развития коммуникативных навыков старшеклассников.

Объект – учащиеся старших классов.

Цель: формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми в социуме.

Задачи:

§ освоение эффективных способов и форм общения

§ мотивация учащихся к анализу собственных поступков, рефлексии

§ развитие позитивной моральной позиции по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе

§ развитие навыков убеждения и аргументации

§ развитие умений находить подход к людям

§ развитие владения средствами невербального общения

Ожидаемые результаты: в результате реализации данной технологии, учащиеся приобретают:

§ умения бесконфликтного и эффективного общения;

§ осознание своей индивидуальности и стремление к более глубокому самопознанию;

§ умение соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции в социально приемлемых способах;

§ способность к эмпатии и рефлексии.

Сценарий занятий в рамках реализации технологии

Здравствуйте! Меня зовут Яна. Сегодня я проведу для Вас технологию, которая будет посвящена общению.

Общение охватывает всю нашу жизнь.Общение это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Сегодня мы будем заниматься на уроке, который не совсем похож на обычный. Наше занятие — это уроки общения. Их цель: познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.

Одни люди не уверены в себе и застенчивы. Другие, наоборот, излишне активны и энергичны. Кто-то переживает из-за того, что у них нет друзей. Есть девочки и мальчики, которые быстро знакомятся, общительны, но близкого и хорошего друга, которому можно доверить тайны, нет. У кого-то трудный характер: он нередко огорчает родителей, конфликтует дома, в школе, на улице. Такой человек страдает от необдуманных поступков, но справиться с этим не может.

Надеюсь, что наша встреча станет для вас полезной и интересной.

Основа всего того, что будет происходить в группе, — доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу. Круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. Это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, позволяет ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. (Далее ведущий предлагает познакомиться поближе.)

Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу.

Упражнение «Это мое имя»

По кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь.

Например он может попытаться ответить на такие вопросы:

§ Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

§ Знаю ли я, что означает мое имя?

§ Кто еще в семье носил это имя?

Рефлексия

§ Легко ли вам было рассказывать о своем имени?

§ Ели нет, почему?

А теперь для оценки вашей коммуникабельности проведем небольшой тест.

Тест на коммуникабельность

На каждый из 16 приведенных ниже вопросов дайте один из трех ответов: - да, - нет, - иногда.

За каждый ответ «да» — 2 балла, за каждый ответ «иногда» — 1 балл, за каждый ответ «нет» — 0 баллов.

1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание?

2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до того момента, когда становится невмоготу?

3. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие необходимость выступить с докладом, сообщением, информацией на совещании, собрании или конференции?

4. Вам предлагают выехать в командировку туда, где Вы никогда не были. Приложите ли Вы все усилия, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями?

6. Раздражаетесь ли Вы, когда незнакомый человек обращается к Вам с просьбой показать ему что-либо, ответить на какой-либо вопрос?

7. Верите ли Вы, что существует проблема «взаимопонимания людей разных поколений»?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он должен Вам деньги, которые занял несколько дней назад?

9. В кафе или столовой Вам подали явно пропавшее блюдо. Промолчите ли Вы, лишь отодвинув тарелку в сторону?

10. Оказываясь один на один с незнакомцем, Вы, как правило, первым вступаете с ним в беседу?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была: в банке, в магазине, в кассе кинотеатра? Чтобы этого избежать Вы готовы отказаться от своего намерения, нежели томиться в ожидании?

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. Есть ли у Вас сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, культуры и никаких чужих мнений Вы не принимаете?

14. Услышав где-нибудь явно ошибочное высказывание по хорошо известному Вам вопросу, Вы предпочтете вступить в спор?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-нибудь просьба разобраться в том или ином вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения в письменном виде, чем в устном?

Подсчитайте сумму баллов, которые Вы набрали при ответах на вопросы

Если Вы набрали 30-32 балла – Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как от этого страдаете больше всего сами, да и близким с Вами приходится очень сложно. На Вас трудно положиться в деле, которое требует совместных усилий. Совет: постарайтесь развить коммуникабельность, учитесь быть общительным.

Если Вы набрали 25-29 баллов – Вы неразговорчивы, замкнуты, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость контактна с незнакомыми людьми если и не повергает Вас в панику, то непременно выводит из равновесия. Вы знаете особенность своего характера, за что частенько недовольны собой. Совет: не отчаивайтесь, работайте над собой как можно больше.

Если Вы набрали 24-20 баллов – Вы общительны, в неизвестной обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. Но все же с незнакомыми людьми Вы сходитесь с осторожностью, в споры и дискуссии вступаете редко и неохотно, и если доводится спорить, то в Ваших высказываниях много сарказма. Совет: Эти недостатки вполне исправимы, обдумывайте свои выводы, анализируйте подобные ситуации.

Если Вы набрали 14-19 баллов – Вы коммуникабельный человек, Вы любознательны, готовы слушать собеседника, терпимы в общении с другими людьми, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных волнений идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумные компании, экстравагантные выходки и многословие, это раздражают Вас. Совет: в различных поведениях людей ищите положительные стороны, будьте снисходительнее, ведь каждый человек – это неординарная личность.

Если Вы набрали 9-13 баллов – Вы весьма общительны, порой даже сверх меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказывать свою точку зрения по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у окружающих. Охотно знакомитесь с другими людьми, любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить. Иногда вспыльчивы, но быстро отходите. Совет: работайте над усидчивостью, терпением и отвагой при столкновении с серьезными проблемами. Немного усилий над собой и Вы заставите себя не отступать.

Если Вы набрали 4-8 баллов – Вы – «рубаха парень»- общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел, любите принимать участие в спорах, дискуссиях, хотя заурядная тематика может вызвать у Вас хандру. Охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Беретесь за дело, хотя не всегда можете довести начатое дело до конца. Совет: Боритесь с этим недугом, обдумывайте каждое слово или решение, так как по это причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнением.

Если Вы набрали 0-3 баллов – Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Вольно или невольно Вы становитесь причиной разных конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа – не для Вас! И на работе и дома — людям повсюду трудно с Вами. Совет: Воспитывайте в себе терпимость, сдержанность, уважительное отношение к другим людям. Берегитесь судить о проблемах, в которых Вы совершенно некомпетентны. [1]

Нас окружает много интересного, причем все наше окружение не стоит на месте. Все движется вокруг вас, вы можете руководить событиями, происходящими вокруг вас. Самое основное – это правильное общение. Искусство общения очень важно. Необходимо научиться правильному, непринужденному общению не только с друзьями, но и с врагами, нужно найти подход ко всем.

Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.

За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

Сейчас мы потренируемся убеждению.

Упражнение «Семь богатырей»

Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.

Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое. Богатыри попытаются убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам дается 7 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Рефлексия

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.[2]

Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

Игра «Я никогда не...»

Эта игра поможет людям лучше узнать друг друга.

Для игры необходимы фишки по числу участников. Фишками могут послужить спички или другие небольшие одинаковые предметы.

Первый игрок говорит: «Я никогда не ...». Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность). Например:

§ не держал собак

§ не был в Египте

§ не носил сапоги

§ не брился и т.д.

Допустим, игрок сказал «Я никогда не ел апельсины». Все игроки, которые ели апельсины, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали.

Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.[3]

Рефлексия:

§ Что нового вы узнали о своих товарищах?

§ Легко ли было признаваться в том, что вы никогда не делали?

В беседе важную роль играет настроение. Есть много способов поднять настроение, сейчас мы их узнаем и за одно подвигаемся.

Упражнение «А я счастлив»

Мы сидим с вами в кругу, нам нужно поставить еще один стул.

Начинает тот, у кого свободный стул слева. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у кого слева оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у... (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала. Повторять имена нельзя.[4]

Рефлексия:

Какой из предложенных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?

Наше следующее упражнение называется «Леопольд»

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами. Леопольдом может стать участник любого пола.

Ведущий напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 7 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.[5]

Рефлексия:

§ Почему мы доверяем одному человеку, а другому нет?

§ Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

Помимо общения словами, есть невербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Упражнение «Побег из тюрьмы»

Цель упражнения: развитие способностей к пониманию мимики, языка телодвижений.

Участники делятся на две шеренги и становятся лицом к лицу. Первая шеренга играет преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, чтобы устроить побег. Вас отделяет звуконепроницаемая стеклянная стена. За небольшой промежуток времени сообщники с помощью жестов и мимики должны рассказать преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый сообщник спасает только одного преступника). По окончанию игры преступники рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

§ Рефлексия

§ Сложно ли было угадать то, что показывали ваши товарищи, почему?

§ А легко ли было изображать способы побега, если нет то почему?

Это упражнение так же как и предыдущее развивает способность к пониманию мимики, языку телодвижений.[7]

Упражнение «Подарок»

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу слева (мороженое, кошку, шоколад, цветок и т.п.)[8]

Упражнение «Попроси шоколадку»

Сейчас мы выберем водящего. Для этого проголосуем и выберем из группы самого справедлиого.Он становится водящим и садится по центру.

Я даю ему шоколадку. Ваша задача по очереди попросить шоколадку у водящего, так что бы он захотел поделиться ею именно с вами. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка.

Рефлексия:

§ Какой способ просьбы оказался самым эффективным?

Давайте прервемся, чтобы отдохнуть, а через 20 минут встретимся снова здесь.

Перерыв закончился и мы продолжаем.

Все начинается с общения, но каким оно должно быть? Существуют определенные правила общения. В разные времена у раличных народов они были разными. Но есть основные, общие для всех.

Вот древние заповеди общения:

§ доверяйте тому, с кем общаетесь,

§ уважайте того, с кем общаетесь,

§ общаясь с человеком, делайте это наилучшим образом.

Обращаясь к незнакомому человеку, важно, чтобы слова были доброжелательными, уместными, чтобы взгляд и улыбка, и весь облик располагали в вашу пользу. При разговоре нужно смотреть человеку в глаза.

Упражнение «Три закона общения»

Сейчас мы поделимся на две группы. одни будут землянами, а другие инопланетянами. Земляне выходят за дверь кабинета, а инопланетянам дается следующая инструкция: На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

Эти правила таковы:

Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да»

Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»

Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

Приглашаем Землян в аудиторию и для вас такая инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами, но ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».[9]

Рефлексия:

§ Как вы себя чувствуете?

§ Что сейчас происходило?

Вопросы к «землянам»:

§ Что помогло группе прийти к решению?

§ Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?

§ Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

А теперь давайте узнаем, какие проблемы бывают в общении, и поищем выходы.

Упражнение «Моя проблема в общении»

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листы не подписываются, а сворачиваются и складываются в общую кучу. После чего каждый участник берет любой листок, читает его и пытается найти прием, который смог разрешить эту проблему. Группа внимательно слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Рефлексия:

§ Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.

Упражнение «Умение слушать»

Упражнение помогает увидеть, умеют ли участники слушать друг друга; понять, что помогает, а что мешает этому процессу.

Сейчас вы поделитесь на пары. В каждой паре вы должны за 5 минут рассказать своему партнеру о себе на определенную тему, которая будет дана ведущим ( о своей семье, о своем увлечении, о последнем просмотренном фильме, т.д.).

(Об этом задании не говорится заранее.) Ведущий объединяет пары в четверки и просит каждого участника рассказать о том, что он узнал о партнере, другой паре. При этом партнер молчит и никак не исправляет того, что о нем говорят.

Рефлексия:

§ В какие моменты вы переставали слушать?

§ Проводится обсуждение: все ли рассказали или были потери информации?[10]

А теперь я расскажу Вам о наиболее известных приемах слушания.

Итак, типичные приемы слушания:

1. Глухое молчание.

2. Угу-поддакивание («ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком и т.п.).

3. Эхо - повторение последних слов собеседника.

4. Зеркало - повторение последней фразы с изменением порядка слов.

5. Парафраз - передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. Побуждение - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь («Ну и...», «Ну и что дальше?», «Давай-давай» и т п.).

7. Уточняющие вопросы - вопросы типа «Что ты имел в виду, когда говорил эсхатологический».

8. Наводящие вопросы - вопросы типа «Что – где – когда – почему - зачем», расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

9. Оценки, советы.

10. Продолжения - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, подсказывает слова.

11. Эмоции – «ух», «ах», «здорово», смех, «ну-и-ну», и пр.

12. Нерелевантные и псевдорелевантные высказывания - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально («а в Гималаях все иначе» и следует рассказ о Гималаях, «кстати о музыке...» и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

С помощью этих приемов вы можете показать своему собеседнику, что вы его слушаете и, что вам интересна тема разговора.

На этом наше общение подходит к концу. «Итак, подведём итоги...».

Упражнение «Рукопожатие»

Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до десяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием. Ведущий благодарит всех за участие в занятиях, зажигает свечу. Участники по очереди берут ее в руки и говорят о своих впечатлениях от занятий, высказывают добрые пожелания друг другу.

Я с вами прощаюсь до свиданья.

Список использованной литературы

  •  
    1. http://constructorus.ru/samorazvitie/test-na-kommunikabelnost.html

    2. http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-sem-bogatyrej/

    3. http://www.vampodarok.com/konkursi/zastolie/cont228.html

    4. http://www.trepsy.net/world/?stat=1902

    5. . http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-leopold/

    6. http://www.psyoffice.ru/7/training/6.html

    7. http://azps.ru/training/82.html

    8. http://trainingtechnology.ru/2008/10/19/31-uprazhnenie-tri-zakona-obshheniya/

    9. http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-umenie-slushat/

Просмотров работы: 1860