ВОЗМОЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОЗМОЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние десятилетия во многих развитых странах мира, включая Россию, активизировалась работа по приведению профессионального образования в соответствие с актуальным состоянием и тенденциями развития соответствующих рынков труда. Большинство крупных компаний понимают актуальность данной проблемы и готовы взаимодействовать с вузами по вопросам определения необходимых качества и численности квалифицированных кадров.

К сожалению, в настоящий момент взаимодействие между образовательными учреждениями и работодателями имеет неустойчивый характр. Зачастую работодатели не могут сформулировать обоснованный заказ на тех специалистов, которых они хотели бы иметь у себя, а вузы продолжают вести массовую подготовку, не соответствующую требованиям рынка труда.

Наиболее распространенной формой взаимодействия работодателей и образовательных учреждений является целевая подготовка специалистов, которая финансируется будущими работодателями. При этом работодатели и вузы совместно разрабатывают программы, нацеленные на удовлетворение потребностей конкретного предприятия. Но на сегодняшний день такого «локального» взаимодействия явно недостаточно. Об этом свидетельствуют диспропорции, возникающие на рынках труда.

Например, в Хабаровском крае на начало сентября 2013 года наибольшая потребность в рабочей силе (в числе 13 892 вакансий с постоянным характером работы) отмечалась по таким видам экономической деятельности, как обрабатывающие производства (21,5% вакансий), оптовая и розничная торговля (14%) и строительство (11%). Выпуск специалистов только по программам высшего профессионального образования в 2012 году по всем формам обучения составил 16,4 тысячи человек, из них 25,2 % удельный вес технических специальностей в общем выпуске вузов Хабаровского края, а это всего лишь 4132,8 человек. [1]

Основу промышленного производства Хабаровского края составляют предприятия оборонно-промышленного комплекса, металлургической и металлообрабатывающей отраслей, производства электро- и электронного оборудования, машиностроения и химического производства и на них проводится комплексная модернизация и техническое перевооружение. Объем инвестиций в основной капитал в промышленном производстве края по итогам 2012 года составил 2,18 млр рублей. В 2013 году планируется объем инвестиций в 2,41 млр рублей, освоение которых обострит проблему удовлетворения спроса в инженерно-технических кадрах.

Таким образом, структура экономики Хабаровского края и объемы ее инвестирования придают огромную важность обеспеченности инженерными кадрами. По мнению, губернатора Хабаровского края, основной проблемой развития промышленного производства выступает формирование долгосрочного прогноза потребности в кадрах.

Для оптимизации этого процесса была создана автоматизированная система прогнозирования кадровых потребностей Хабаровского края. Также с целью формирования сбалансированной многоуровневой системы профессионального образования была утверждена краевая комплексная целевая программа «Развитие профессионального образования в Хабаровском крае на 2011 - 2013 годы». На базе Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета реализуются учебные программы для дистанционного и ускоренного обучения работников, имеющих среднее специальное образование, организованы базовые кафедры совместно с КнААЗ, АСЗ, «Амурметалл», сформирован научно-образовательный центр интеграции образования, науки и производства «Кораблестроение и морские технологии», имеющий один из самых крупных опытных бассейнов в России. На базе ТОГУ планируется открыть межотраслевой региональный ресурсный центр комплексного кадрового обеспечения предприятий региона специалистами необходимых уровней профессионального образования и квалификации.

С целью решения проблемы эффективного взаимодействия вузов и работодателей края может быть использован опыт других регионов России по формированию профессиональных сообществ. Например, ядром такого профессионального сообщества может быть «Кадрово-технологический альянс работодателей и ВУЗов». Кадрово-технологический альянс обладает гибким экономическим механизмом управления и высоким научно-техническим потенциалом, что даёт возможность быстрее адаптироваться в изменчивой рыночной среде и вести прибыльную хозяйственную деятельность.

Другой формой взаимодействия может быть учебно-производственный инновационный комплекс непрерывного образования, как совокупность образовательных учреждений разного уровня образования, научных организаций, научно-производственных и инновационных предпринимательских структур, а также предприятий, административных органов и общественных организаций, осуществляющих совместную скоординированную деятельность в целях согласованного развития непрерывного образования и науки в соответствии с инновационными потребностями региональной экономики и предпринимательства.

Проблема взаимодействия вузов и предприятий нашла отражение в «Концепции 2020: развитие образования», при обсуждении которой Президентом РФ было отмечено, что предприятия должны формировать профессиональный заказ на будущих специалистов, чтобы обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, которые по-настоящему интересны работодателями и готовы к участию в модернизации экономики, и обеспечить сотрудничество учебных заведений разных уровней с работодателями.

Взаимодействие заинтересованных в подготовке нужных специалистов сторон на примере Хабаровского края можно представить в виде схемы (рис.1).

Рисунок 1 – Взаимодействие сторон

Бизнес-сообщества формируют заявку в разрезе направлений и уровней подготовки специалистов, которая является основой для определения цифр набора для образовательных учреждений профессионального образования края. Заявка может быть скорректирована, во первых, в соответствии с кадровыми потребностями «Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года» и Стратегий развития муниципальных образований территории, а, во-вторых, с учетом ситуации на рынке края и его административных образований. В результате корректировки первоначальная заявка может быть изменена как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Таким образом, все элементы предложенной системы взаимосвязаны и решают проблему совместно.

Список использованных источников:

  1. Официальные данные Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края. – Режим доступа: http://khabkrai.ru, свободный. - Яз. рус.

Просмотров работы: 1098