Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал для умственного и творческого развития. Однако, в настоящее время дети с раннего возраста «зависают» на смартфонах, планшетниках, компьютерах и прочей современной техники, которая вызывает у них сугубо игровой интерес. Былое влечение детей к фантазированию, придумыванию, проектированию снижается, а значит и снижается уровень как интеллектуальных, так и творческих способностей учащегося.
Урок в современной начальной школе нацелен на развитие универсальных учебных умений, общекультурных, предметных, личностных, коммуникативных компетенций. Возникает проблема: как и когда, следует формировать и развивать интеллектуально–творческие способности (креативную компетенцию) у младших школьников?
Наше исследование нацелено на рассмотрение возможностей формирования и развития интеллектуально – творческих способностей детей во внеучебной деятельности. Большие возможности, на наш взгляд, таит в себе проектная деятельность детей. Как показало исследование, проектный метод обучения становится актуальным в инновационной (= проективной) педагогикеXXI века.
Опытно-экспериментальная работа заключалась в психолого-педагогической диагностике исходных данных об уровне развития способности к интеллектуальному творчеству у испытуемых, формировании и развитии у них интеллектуально–творческих способностей во внеурочной проектной деятельности посредством вооружения их, наряду с логическими, также и эвристическими способами мыследеятельности, выработки универсального умения к содержательному обобщению, создания педагогических условия для творческого саморазвития.
Проектная деятельность во многом схожа с учебно-исследовательской деятельностью. Она помогает научить младших школьников в групповом сотрудничестве решать учебно-творческие задачи путём проектирования вероятностных решений и поиска теоретического обоснования разработанному проекту.
Экспериментальную проверку предположения о совокупности педагогических условий, необходимых и достаточных для формирования и развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников во внеучебной проектной деятельности мы осуществили во 2 классе МБОУ Кушьинской СОШ Удмуртской Республики.
Методика формирования и развития интеллектуально–творческих способностей испытуемых реализована с помощью внеучебных занятий в «школе творческого мышления», включающих совместную проектную деятельность детей с элементами логистики и эвристики, а также педагогическую поддержку со стороны педагога-креатолога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов, 1983.
2. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия. / Под ред. Воронина и Габриеляна. – М., 2007.
3. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М., 2009.
4. Тутолмин А.В.. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т им. В.Г. Короленко, 2006.