Познавательный интерес трактуется современной педагогикой как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии учебный материал усваивается с трудом, часто формально.
Особое место в учебном процессе занимает развитие познавательного интереса младших школьников к музыкальному искусству.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее назначение на уроке – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать их интерес к исполнительской деятельности.
Вовлечение детей в коллективное инструментальное музицирования обеспечивало непосредственный контакт испытуемых с конкретными музыкальными инструментами, собственным голосом, с секретами музыкальной грамоты. Все виды музыкальной деятельности формируют у младших школьников представление о музыке, о её правильном исполнении и слушании.
Наибольший интерес у детей вызывает непосредственный контакт с музыкой и её исполнением. Из числа опрошенных нами второклассников (15 человек) 95% детей предпочли исполнение любимых песен, чем прослушивание её в записи, 80% пожелали играть в детском музыкальном оркестре, нежели посмотреть, как играют другие.
В ходе исследования нам удалось зафиксировать положительную динамику развития познавательного интереса к музыкальному искусству у детей экспериментальной группы Результаты проверки диагностических заданий, до и после вовлечение испытуемых в музыкально-творческую деятельность коллективного инструментального музицирования показали: у 56% испытуемых уровень познавательного интереса изменился в сторону увеличения
ЛИТЕРАТУРА
Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: Кн. для учителя. – М.: Изд. Центр. ВЛАДОС, 2001.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., Знание, 1983.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1986.