ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шмыгля А.Ю. 1
1Филиал ЮФУ в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как вид образования и форма профессиональной подготовки социальное образование появилось в России сравнительно недавно. Решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР в перечень профессий Российской Федерации 23 апреля 1991 года была внесена специальность — «специалист по социальной работе». С этого времени ведет свой отсчет и социальное образование, как вид общего и профессионального образования, как форма интеграции естественнонаучных, гуманитарных и социальных наук о человеке, как культура гражданского общества, как способ разрешения общественных противоречий и система общечеловеческих ценностей. Своеобразие становления системы социального образования в России состоит в том, что во время своего официального рождения оно оказалось уже достаточно сложившимся, с богатым потенциалом, глубокими историческими корнями, российскими традициями милосердия, сотрудничества, социальной заботы, взаимопомощи.

Социальное образование должно способствовать распространению научно-обоснованных представлений о социальной динамике общества, о специфике и общности интересов различных социальных слоев и групп, о тенденциях изменения института образования. Помочь человеку, специалисту освободиться от власти тоталитарной идеологии и фетишистских форм сознания, осознать себя деятельным, активным субъектом гражданского общества, выявить потенциал интеллекта и души, стимулировать творчество, инициативу, способствовать воспитанию принятия ответственности за свои поступки, призвано социальное образование. Социальное образование очень важно при формировании активной творческой личности, обладающей четкой гражданской позицией, сориентированной на защиту интересов человека труда, соблюдение гражданских и конституционных прав. Оно способно активно влиять на общественное согласие, политическую стабильность и устойчивое развитие общества.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения социальной активности и установок на здоровый образ жизни. Мировая практика свидетельствует о том, что социальный работник обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области здравоохранения, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья.

Значимость социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако успешная реализация этой важнейшей социальной задачи может осуществиться при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.

Должность социального педагога - это новая должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность - общаться с семьей, «трудиться» на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д.

Свою деятельность по формированию ЗОЖ социальный педагог должен проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При работе с детьми особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Обязательными также являются научно обоснованные представления о стадиях полового развития девочек и мальчиков.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.

Проведение анализа комплексных мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни в ряде школ позволяет выделить основные направления в деятельности социальных педагогов или «сотрудников службы социальной помощи в школе». В их программы, направленные на формирование здорового образа жизни, входят следующие направления работы:

  • организация рационального режима труда (учебы) и отдыха, оптимальной и систематической физической активности;

  • организация эффективного, научно обоснованного закаливания;

  • организация нормального питания в соответствии с концепцией адекватного питания;

  • комплекс психологических и психопрофилактических воздействий;

  • учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды;

  • просвещение о вреде и пользе самолечения;

  • пропаганда отказа от вредных для здоровья факторов – алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;

  • формирование правильных представлений у детей о половом созревании, профилактика болезней, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.

Одной из первых функций деятельности социального педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска, - реализуется путем сбора информации о ребенке; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; изучения негативных факторов, оказывающих влияние на ребенка; изучение влияния на ребенка микросреды.

Информацию социальный педагог собирает посредством опроса (устного или письменного) самого ребенка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к тому или иному отрицательному воздействию, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, склонного к восприятию негативных факторов, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к восприятию негативных факторов, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, находящегося в группе риска.

Шестая функция – коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов вредных привычек и других факторов риска, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающие образовательные технологии по характеру действия делятся на 4 группы:

  • Защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки).

  • Компенсаторно-нейтрализующие, при их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).

  • Стимулирующие, позволяют активизировать силы организма( закаливание, педагогическая психотерапия)

  • Информационно-обучающие обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий - такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой происходит качественное обучение сохранению и развитию своего здоровья. Развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период пребывания в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Просмотров работы: 1777