ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ, ЖЕНЩИН И СЕМЕЙ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ, ЖЕНЩИН И СЕМЕЙ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Жданова В.В. 1
1Филиал Южного федерального университета в г. Новошахтинске, Ростовская область, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реформы, проводимые в девяностых годах прошлого столетия, привели к значительной дифференциации доходов населения, снижению покупательской способности зарплат и пенсий, массовой безработице, росту детской беспризорности и безнадзорности и т. д. По мнению экспертов, сегодня более всех в социальной поддержке нуждаются семьи с детьми-инвалидами (52,6%), дети-сироты, безнадзорные «уличные» дети и подростки (50,9%), все категории семей с детьми, имеющие низкие доходы (50,8%), одинокие пожилые граждане (47,5%), молодые семьи (43,1%) и инвалиды (40,2%)1. Создавшаяся ситуация потребовала создания нового общественного института. Этим институтом стала отрасль социальной защиты населения. Социальная защита затрагивает сферу жизненно важных интересов населения. Главными задачами этого общественного института стали социальная поддержка лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, социальное обслуживание пожилых людей, потерявших способность к самообслуживанию, социальная поддержка детей и семей с детьми, оказание доступных социально-бытовых услуг и т.д.

Под социальной защитой понимается социальная поддержка людей, попавших в трудную или перешедших в особую жизненную ситуацию, принятие профилактических мер по недопущению создания кризисных ситуаций, либо их нейтрализация.

Эффективность государственного управления определяется системой управления, то есть тем, насколько правильно определены цели органов государственного управления, регламент их взаимодействия, критерии оценки результата работы. Построенная система управления реализуется с помощью организационной структуры, которая должна соответствовать системе управления. Социальная защита населения является важнейшей функцией управления органов государственной власти, а также местного самоуправления. Термин «социальная защита населения» очень точно отражает сущность практической деятельности в социальной сфере.2

Система социальной защиты это упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, целостное образование, составленное из частей, комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах.

Управление социальной защиты населения осуществляет административное и методологическое руководство подчиненными ему органами и учреждениями социальной защиты населения, контроль за их деятельностью и обеспечивают, в пределах своей компетенции, проведение единой государственной политики в области социальной защиты престарелых граждан, инвалидов и других нетрудоспособных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, проживающих на территории соответствующего административного округа. Деятельность управления осуществляется в тесном взаимодействии с другими органами исполнительной власти, а также с общественными, благотворительными, коммерческими и другими организациями.

Задачами управления социальной защиты населения являются:

1. Реализация государственной политики в отношении граждан, которые нуждаются в социальной поддержке, защите трудовых прав на территории области, муниципалитета и т.д.

2. Участие в разработке прогнозов социально-экономического развития области, муниципалитета и проектов нормативных правовых актов по вопросам социальной поддержки населения, соблюдения трудовых прав работающих, охраны труда.

3. Разработка и реализация областных, городских целевых программ по охране труда, предоставлению мер социальной поддержки пожилым гражданам, инвалидам, семьям с несовершеннолетними детьми и малообеспеченным группам населения, иным категориям населения в случаях, установленных законодательством. Разработка и осуществление мер по оказанию адресной социальной помощи гражданам, нуждающимся в государственной поддержке.

4. Организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан, инвалидов и ветеранов.

5. Анализ состояния социальной защиты населения и прогнозирование путей ее развития.

6. Обеспечение контроля за правильным и единовременным применением органами и учреждениями, расположенными на территории административного округа, законодательства по вопросам социальной защиты населения, оказание им правовой и методической помощи.

УСЗН выполняет следующие функции в различных областях:

1. В области государственного обеспечения пособиями, компенсациями и другими социальными выплатами.

Специалисты управления разрабатывают предложения по формированию государственной политики в области обеспечения пожилых граждан, семей, которые имеют несовершеннолетних детей, ветеранов, инвалидов социальными пособиями, компенсациями и другими социальными выплатами. Специалисты осуществляют в пределах установленной компетенции работу по возмещению соответствующим организациям расходов, которые связаны с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки.

2. В области социального обслуживания населения.

Управление социальной защиты населения осуществляет деятельность по созданию и развитию сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, граждан пожилого возраста, инвалидов с учетом социально-демографических особенностей города, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, центров социальной помощи семье и детям, центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, комплексных центров социального обслуживания населения, социально-оздоровительных центров, центров социальной адаптации для граждан без определенного места жительства и занятий, домов ночного пребывания, социальных гостиниц, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов, детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, геронтологических центров, реабилитационного центра для лиц с умственной отсталостью, профессионального училища-интерната для инвалидов и иных учреждений.

3. В области социальной поддержки пожилых граждан, ветеранов и инвалидов.

Основной функцией в этой области является осуществление в пределах своей компетенции работы по реализации социальных гарантий, установленных для пожилых граждан, ветеранов и инвалидов в соответствии с действующим законодательством. Специалисты управления осуществляют организационно-правовое обеспечение деятельности по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» и предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям жителей, с оформлением и выдачей удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭC.

4. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства департамент реализует следующие функции:

Реализует государственную политику в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Важной функцией является осуществление в пределах своей компетенции работы по социальному обслуживанию семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, одиноких родителей. Обеспечивает разработку мер по организации летнего отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Структура управления социальной защиты населения состоит из нескольких отделов социальной работы. Рассмотрим более подробно организацию деятельности отдела по делам детей, женщин и семей.

Специалисты по делам детей, женщин и семей рассматривают поступающие заявления, письма, принимают жалобы граждан по проблемам семьи, материнства и детства, рассматривают их, а затем принимают меры по их устранению. Организуют работу по начислению и выплате государственных пособий семьям, имеющим детей.

Система работы с семьями и детьми, которые нуждаются в различных видах помощи и услуг, включает такие организационные блоки по обеспечению совместных действий, как:

− реализация программно-целевого метода решения задач комплексной поддержки семей с детьми на территории;

− разработка на региональном, муниципальном уровнях пакета нормативно- правовых актов по социальной защите семьи, женщин, детей;

− выделение структур, координирующих работу муниципальных служб, организующих и осуществляющих вертикальные и горизонтальные координационные связи;

− установление общих для всех субъектов взаимодействия принципов, механизмов оказания помощи и услуг семьям и детям, критериев оценки результатов на завершающем этапе совместных действий3.

Социальная защита семьи должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков препятствующих:

- сохранению института семьи;

- созданию и сохранению семьи;

- проживанию в семье ее членов, страдающих ограничениями жизнедеятельности;

- реализации мер по обеспечению трудящихся с семейными обязанностями такими условиями занятости, которые бы позволяли им совмещать семейные и профессиональные обязанности;

- развитию и оказанию содействия государственных и иных форм собственности учреждениям и службам по уходу за детьми и помощи семье;

- обеспечению каждой женщине права на возможно широкий спектр услуг в области планирования семьи;

- выплате пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам получению женщиной медицинского обеспечения, включающей бесплатное дородовое медицинское обслуживание, акушерское обслуживании во время родов и после родов;

- переводу беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, в соответствии с медицинскими требованиями, на более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов без уменьшения заработной платы;

- развитию семейного досуга и отдыха.

Организация осуществления основных направлений социальной защиты детей, женщин и семей определяются нормативно-правовыми основами социальной защиты населения в РФ. Совокупность норм, определяющая эту деятельность, впервые была обозначена постановлением Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье»4 (1991 г.). К базовым конституционным законам, закрепляющим права семьи в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс Российской Федерации (1995)5, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995),6 который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием и обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Важным законодательным актом является Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»7. В Ростовской области базовым нормативным законом является Областной закон от 22.10.2004 № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области»8

Основными направлениями деятельности отдела по делам семьи и детей являются:

- Обобщение итогов социального и экономического положения семей, женщин и детей в области, оказания учреждениями социального обслуживания семьи и детей адресной социально-экономической помощи и услуг малообеспеченным семьям и детям.

- Организация и анализ работы учреждений социального обслуживания семьи и детей по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

- Формирование банка данных семей, находящихся в социально опасном положении.

- Осуществление контроля над деятельностью государственных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями; анализ их деятельности, внесение предложений по совершенствованию работы учреждений.

- Организация работы учреждений социального обслуживания семьи и детей по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

- Составление заявок и осуществление контроля над целевым использованием средств областного, федерального бюджетов на перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей.

- Осуществление контроля над целевым использованием средств областного бюджета, выделенных на оказание адресной социальной помощи малоимущим студентам и гражданам, нуждающимся в оказании медицинской помощи за пределами области.

- Оказание методической и практической помощи учреждениям социального обслуживания семьи и детей по вопросам оказания адресной социальной помощи семьям, женщинам и детям, по предоставлению льгот и социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством, специализированным учреждениям по вопросам социальной и медико-социальной реабилитации.

- Обобщение и распространение опыта работы учреждений социального обслуживания семьи и детей по вопросам социальной работы с семьями и детьми, социальной и медико-социальной реабилитации детей и подростков в условиях специализированных учреждений.

- Организация работы учреждений социального обслуживания семьи и детей с общественными объединениями.

Таким образом, нами рассмотрены некоторые вопросы деятельности управления социальной защиты населения. Построенная система управления социальной защиты населения реализуется с помощью организационной структуры, имеющая свои задачи и функции по обеспечению непосредственной специальной помощи населению в различных областях. Одной из таких областей является работа по социальной защите детей, женщин и семей. Этим занимается отдел по делам детей, женщин и семей управления социальной защиты населения. В результате анализа деятельности отдела были обозначены позиции, отражающие роль и положение социальной помощи детям, женщинам и семье в установлении и реализации координационных связей.

1 Новикова К.К. Социологическая оценка эффективности управления системой социальной защиты населения в условиях социальных трансформаций [Электронный ресурс] / К.К. Новикова. – URL:http:// ucheba. dlldat. com/ docs/ index-31310.html

2 Валова В.А. Управление социальной защитой населения региона (на примере Хабаровского края): Автореферат дис. … канд. экономических наук: Специальность 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)» [Текст] / В.А. Валова. – Хабаровск, 2009. - с. 5.

3 Черняева И. А. Координационные связи социальных служб муниципалитетов [Текст] / И.А. Черняева // Вестник ТГУ. – 2009. - №2. – с. 103.

4 Совмин РСФСР, Постановление, О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье в РСФСР от 31.05.1991 N 299. [Электронный ресурс] – URL: http:// base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi? req=doc;base=ESU;n=20239

5 Российская Федерация, Кодексы, Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.1995 № 223-ФЗ, в ред. от 12.11.2012) [Текст]// Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 1. - с. 16

6 Российская Федерация, Законы, О государственных пособиях гражданам, имеющим детей. [Текст]: федер. закон (от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013) [принят Государственной Думой 26 апреля 1995 года: одобрен Советом Федерации 9 мая 1995 года] // Собрание законодательства РФ. – 1995. - N 21. - с. 1929

7 Российская Федерация, Законы, О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей [Текст]: федер. закон (от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 02.07.2013) [принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года: одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года] // Собрание законодательства РФ. – 2007. - N 1(1 ч.) - с. 19

8 Областной закон от 22.10.2004 № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=79062;

Просмотров работы: 8316