СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ: НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «IT-ТЕХНОЛОГИИ В БЫТУ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ: НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «IT-ТЕХНОЛОГИИ В БЫТУ»

Алейникова С.Н. 1
1ФГАОУ ВПО "Южный Федеральный Университет" филиал в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На основании проведенного анализа теоретической части автором было уставлено, что проблема социального образования инвалидов является актуальной в современном мире.

В информационном обществе человек с ограниченными возможностями может обучаться чему угодно. Интернет-технологии, позволяют решать многие проблемы: в образовательной, культурной, профессиональной, социальной, экономической, бытовой и других сферах жизнедеятельности.

В современном обществе проблема инвалидности становится актуальной, но должного внимания не получает. Компетентность людей с ограниченными возможностями в пользовании современными компьютерными средствами и информационными технологиями является недостаточной для поддержания на необходимом уровне жизненного потенциала, поэтому возникает потребность в создании социально-образовательных проектов для лиц с ограниченными возможностями.

Цели проекта:

  1. Поддержание на необходимом уровне жизненного потенциала людей с ограниченными возможностями;

  2. Формирование информационно-коммуникативных компетенций людей с ограниченными возможностями;

  3. Использование образовательных технологий в формировании позитивной жизненной доминанты людей с ограниченными возможностями провинциального города;

  4. Демонстрация открытости Вузовского образования обществу.

Задачами проекта является:

  1. Повышение компетентности людей с ограниченными возможностями в пользовании современными компьютерными средствами и информационными технологиями;

  2. Разработка и внедрение в образовательное пространство г. Новошахтинске обучающей программы людей с ограниченными возможностями «IT-технологии в быту»;

  3. Формирование профессиональных и гражданских компетенций студентов НШФ ЮФУ, привлеченных к реализации обучающей программы для людей с ограниченными возможностями;

  4. Учебно-методическое сопровождение программы: создание тематических буклетов и презентаций для проведения занятий;

  5. Укрепление межпоколенческих связей.

План реализации проекта:

Этапы реализации проекта

(основное содержание этапа)

Срок реализации

1.

Подготовительный этап:

- разработка образовательной программы «IT-технологии в быту»;

- формирование творческого коллектива и подготовка лекторов из числа студентов и выпускников;

- подбор и подготовка учебно-методических материалов для проведения очных занятий: презентации к каждому занятию в программе Microsoft Office PowerPoint, алгоритмы и рекомендации, буклеты;

- составление расписания обучающих занятий

1 – 22 сентября 2013

2.

Основной этап:

- отбор и комплектование 5 групп из числа пожилых горожан (не менее 75 человек);

- семинар-презентация программы для выявления ожиданий слушателей и адаптации образовательной программы к каждой группе слушателей

- организация и проведение обучающих занятий: 20 * 5 = 100 часов

- проведение круглого стола с участием членов творческого коллектива, слушателей, общественности, представителей муниципальных учреждений социальной сферы

- тиражирование обучающих алгоритмов и буклетов и распространение их в местах массового потока населения;

- размещение методических материалов образовательной программы на сайте филиала ЮФУ в г.Новошахтинске;

23 – 30 сентября 2013

1 октября 2013 г.

2 октября – 13 декабря

2013г.

19 декабря 2013 г.

1 – 19 декабря 2013 г.

24 декабря 2013 г.

3.

Рефлексия:

- подведение промежуточных итогов реализации проекта

- подготовка и размещение заметок в местных и региональных СМИ популяризирующих проект и транслирующих роль ЮФУ и ФЦК в реализации социально значимого проекта

- транслирование сущности и результатов проекта через участие в научно-практических конференциях регионального, всероссийского и международного уровня

- публикация научной статьи «Южный федеральный университет - социально-образовательная площадка формирования информационной компетентности населения провинциальных городов»

19 – 23 декабря

2013 г.

декабрь 2013 г.

ноябрь – декабрь 2013 г.

декабрь 2013 г.

4.

Внедрение в социальное пространство города образовательной программы по мере спроса

с января 2014 г. - постоянно

Содержание обучающих занятий:

Модуль 1. Интернет как средство доступа к информационным ресурсам.

1.1. Знакомство с Интернет ресурсами;

1.2. Антивирусные программы и вирусы;

1.2. Способы доступа в Интернет и основные Интернет браузеры;

1.3. Поисковые системы и поиск информации в Интернет пространстве.

Модуль 2. Интернет как средство общения: социальные сети, e-mail, Skype.

2.1. E-mail;

2.2. Skype;

2.3.Социальные сети (Одноклассники, Вконтакте, Twitter, Facebook, instagram);

Модуль 3. Применение Интернет-технологий в получении услуг, приобретение товаров и др.

3.1. Знакомство с форумами по интересам и городскими сайтами;

3.2. Электронные очереди: запись на прием к врачу;

3.3. Консультации специалистов;

3.4 Покупка ж/д и авиабилетов.

3.5. Оплата коммунальных и иных услуг (СбербанкOn-line, QIWI Кошелек, WebMoney, Яндекс.Деньги);

3.6. Купля-продажа через Интернет (Аvito, eBay и др.)

3.7. Госуслуги (постановка автомобиля на учет, регистрация загранпаспорта и пр.);

3.8. Просмотр кинофильмов, прослушивание музыки и т.п.

Модуль 4. СМИ.

4.1. Порталы учреждений городской инфраструктуры;

4.2. Сайт Администрации города Новошахтинска;

4.3. Сайт филиала Южного федерального университета;

4.4. Сайт газеты «Знамя шахтера» - «Znamenka.Info».

Модуль 5. Дистанционное образование.

5.1 Знакомство с понятиями и видами дистанционного обучения;

5.2 Изучение технологии дистанционного обучения.

Модуль 6. Интерактивный практикум.

6.1. Занятия удаленного доступа;

6.2. Круглый стол.

Внесение корректив в обучающий курс является обязательным и производится с учетом мнений слушателей.

В ходе реализации проекта в период с декабря 2012 по декабрь 2013 года было обучено 220 (22 группы) граждан, г.Новошахтинска. Проведено 440 занятий. Подготовлено 13 волонтеров (в составе автора) из числа студентов НШФ ЮФУ. Разработано 10 презентаций для проведения занятий.

На обучающих занятиях люди, получили достаточно знаний, необходимых для использования Интернет-технологий как средства общения (через социальные сети, e-mail и Skype), как средство получения услуг (госуслуги, электронная очередь, коммунальные платежи, медицинские услуги и т.п.), приобретения товаров (покупки через интернет), как средство получения текущей информации (сайты СМИ, городской Администрации и др.) и многое другое.

Социально-образовательный проект «IT-технологии в быту» неоднократно становился победителем конкурсов социальных проектов, в том числе конкурсов проектов Фонда целевого капитала ЮФУ (2013), что свидетельствует о его актуальности и востребованности.

Проект обладает высокой степенью адаптивности, поэтому слушателями проекта могут выступать не только люди с ограниченными возможностями, но и другие слои населения г.Новошахтинска, включающие в себя такие группы как: безработные, домохозяйки, пожилые и др. Главным условием участия в социально-образовательном проекте «IT-технологии в быту» выступает наличие у человека первичных навыков обращения с компьютером на уровне пользователя, а также наличие современных гаджетов (компьютер или ноутбук, модем или доступ к Интернету), необходимых для проведения полноценных занятий.

Уникальность проекта заключается в снабжении слушателей тематическими буклетами, что дает возможность заниматься в домашних условиях. В буклете даны пошаговые инструкции для получения услуг и прочего.

Таким образом, проектирование в социальной сфере помогает решить многие проблемы инвалидов.

 

Просмотров работы: 1203