РОЛЬ И МЕСТО ВОЛОНТЁРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ И МЕСТО ВОЛОНТЁРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Семёнова С.В. 1
1Филиал Южного федерального университета в городе Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в России создана многоуровневая непрерывная система подготовки кадров для социальной сферы, впитавшая в себя все достижения европейских и мировых школ. Эта система включает в себя более 240 вузов во всех регионах России, в которых обучается около 50 тысяч – студентов. Их подготовкой заняты около 4 тысяч преподавателей – докторов наук, профессоров, кандидатов наук, доцентов, объединенных в почти 100 кафедр социальной работы.

Необходимость совершенствования современной профессиональной подготовки кадров в социальной сфере объясняется также сложностями перестройки системы высшего профессионального образования - переходом на многоуровневое образование.

Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения (2011), сформулировал совокупность требований, обязательных для реализации образовательной программы бакалавра по направлению подготовки 040400 «Социальная работа». Учитывая высокие требования общества к социальной работе вообще и подготовке кадров для социальной сферы, в частности, новый Госстандарт ориентирован на компетентностный подход к оценке качества социального образования, что соответствует тенденции развития образования и расширяет возможности мобильности социальных работников с высшим образованием.

Бакалавр по направлению подготовки 040400 Социальная работа в соответствии с социально-технологическим видом деятельности должен решать следующие профессиональные задачи:

  1. разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и общества, обеспечения его социального здоровья;

  2. целенаправленная и эффективная разработка, и реализация моделей современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;

  3. обеспечение высокой культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения, благополучия граждан, их физического, психического и социального здоровья;

  4. личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности, организация бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам социальной адаптации, абилитации и реабилитации;

  5. самостоятельное (на уровне технологического процесса) и творческое осуществление, поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам;

  6. личностно-ответственное участие в создании социально благоприятной среды инновационной деятельности организаций, учреждений, коллективов и служб социальной защиты населения;

  7. профессионально и граждански мотивированное участие в решении проблем клиентов путём привлечения соответствующих специалистов и мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов человека, обеспечения его здорового образа жизни;

  8. предупреждение личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания», девиаций социального здоровья;

  9. педагогическая деятельность (обучение и воспитание) в образовательных учреждениях общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, в коллективах социальной защиты населения, её социально-психологическое обеспечение.

Согласно ФГОС ВПО1, выпускник должен обладать следующими социально-технологическими профессиональными компетенциями:

  • «быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества;

  • быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоёв населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан;

  • быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации;

  • быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам;

  • быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах;

  • быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации её сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни;

  • быть готовым решать проблемы клиента путём привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента;

  • быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания»;

  • быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения;

  • быть способным осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-10);

быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней;

  • быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности»2.

Бакалавр специальности «Социальная работа» должен обладать следующими исследовательскими профессиональными компетенциями:

  • «быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп;

  • владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;

  • быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи;

  • быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия;

  • быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоёв населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья;

  • быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований;

  • быть готовым представлять результаты исследования в формах отчётов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений;

  • быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи;

  • быть способным к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия»3.

Выпускник должен обладать следующими организационно-управленческими профессиональными компетенциями:

  • владеть высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны;

  • быть способным учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия;

  • быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи;

  • быть способным к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб;

  • быть готовым к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения;

  • быть способным к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи;

  • быть готовым к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения;

  • быть способным разрабатывать предложения по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности системы контроля их деятельности»4.

А также, согласно Госстандарту, социальный работник должен обладать следующими социально-проектными профессиональными компетенциями:

  • «быть готовым к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения;

  • быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы;

  • быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи;

  • быть способным участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;

  • быть готовым разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг);

  • быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей»5.

Как показывает практика, именно студенты являются самой активной категорией граждан, участвующих в волонтёрской деятельности. Однако, существуют трудности, которые тормозят развитие волонтёрского движения в Российской Федерации. Это, прежде всего, недостаточность нормативной базы и пока ещё низкий общественный статус волонтёрской деятельности.

Существуют различные методики для оценки уровня профессионализма, то есть профпригодность. Для определения уровня профессиональной пригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций.

В современных условиях наиболее востребованы следующие основные качества личности: коммуникабельность, целеустремленность, ответственность, высокое интеллектуальное развитие, хорошая обучаемость, соответствие психологических особенностей профилю работы.

Особое значение имеет соответствие психологических особенностей профилю работы, поскольку разные профессии выдвигают различные требования в отношении психологических особенностей, например, в социальной работе важны доброжелательность, умение слушать и желание помочь людям.

Для определения набора профессионально значимых свойств личности существуют определенные методики, они обычно состоят из прохождения тестов и собеседования с кандидатами. Важнейшим качеством личности при приеме на работу является ответственность

Волонтерская деятельность играет большую роль в процессе профессиональной подготовки будущих социальных работников.

Согласно проведённому исследованию, участие в котором приняло 30 студентов (из них 67% - студенты специальности социальная работа и 33% - студенты экономических специальностей), в НШФ ЮФУ в волонтёрстве принимают участие 66% опрошенных и 34% не участвуют в волонтёрской деятельности.

С.Г. Екимова рассматривает волонтерскую деятельность как ресурс личностно–профессионального развития будущих специалистов по социальной работе. По её мнению, «в ходе волонтерской деятельности у студента возникает новая доминанта, которая определяет «стратегическое» направление его деятельности, обеспечивает мотивацию, ориентацию, профессиональную установку на выполнение целенаправленной и системной деятельности, выраженной в сформированной потребности заботы о других, служении и помощи людям, признании будущим специалистом по социальной работе человека как высшей ценности, его важности и индивидуальности. Тем самым новая доминанта способствует обращению студента к своему внутреннему миру и потребности в его самоизменении»6.

В настоящее время возникает острая необходимость в специалистах, имеющих потребность вносить личный вклад в создание благополучной жизни общества, проявлять социальную активность, оказывать профессиональную помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Такими специалистами могут и должны стать выпускники вуза, обучающиеся по специальности «Социальная работа». Для того, чтобы стать успешным профессионалом в социальной работе, выпускник вуза должен не только овладеть знаниями и опытом, умениями и навыками, способами коммуникации, но и стать духовно богатой личностью, ориентированной на гуманистические ценности и обладающей профессиональными качествами.

Участие в волонтёрской деятельности даёт возможность студентам, не только накопить позитивный опыт взаимодействия с различными категориями населения (дети-сироты, инвалиды, пожилые люди и др.), но и осознать, осмыслить, пережить, прочувствовать, принять его как эмоциональный, коммуникативный и профессиональный опыт, который дает возможность развить у студентов иное ценностное отношение к людям, способствует их внутренним преобразованиям, влияющим на развитие личностно-профессиональных качеств, свойств, способностей и способов поведения будущего специалиста по социальной работе.

С одной стороны, социальный работник выступает как посредник между личностью и государством, а с другой - как проводник инновационных форм и технологий, что предъявляет специфические требования к его профессионализму.

На современном этапе развития общества одной из характеристик профессионализма в социальной работе становится социальная активность. «Формирование и реализация социальной активности происходит на этапе сознательной профессиональной деятельности, но в период получения профессионального образования социальная активность становится одним из ведущих факторов личностного и профессионального развития человека»7.

На этапе получения профессиональной подготовки одним из эффективных средств развития социальной активности молодежи является поддержка их социальных инициатив, связанных, прежде всего, с возможностью получить раннюю профессиональную ориентацию с самостоятельной профессиональной деятельностью, самообразованием. Поддержка социальных инициатив предполагает дальнейший переход от регламентированного, авторитарного воспитания к гуманистическому, основанному на добровольном выборе субъектом форм деятельности и на доверии к людям. Достаточным потенциалом и перспективами в развитии социальной активности обладает волонтерская деятельность.

Студенты специальности «Социальная работа» в рамках учебных дисциплин изучают различные типы социальных ситуаций, специфику поведения в них, механизмы восприятия и понимания этих ситуаций, а также их воздействие на человека и поиск путей их конструктивного разрешения. Участвуя в волонтерской деятельности, студенты сталкиваются с реальными жизненными ситуациями, более сложными и многокрасочными, чем те, которые анализируются в учебной и научной литературе, имитируются на практических занятиях, в учебной анимационной деятельности, в конструировании трудных жизненных ситуаций.

Принимая участие в разработке и реализации социальных проектов, студенты могут проявить свои лидерские качества, организаторские способности и реализовать свои креативные идеи. В общественных объединениях студенты учатся волонтёрской деятельности, получают знания о том, как экспериментировать, не бояться рисковать, планировать будущее, получать помощь от других людей, развивать сотрудничество, оказывать помощь другим людям.

Роджер Гарольд, американский психолог, выделяет такие способности, как лидерские, способности межперсонального взаимодействия, способности планирования программ, способности принятия решений, способности разрешения проблем, разрешения конфликтов, способности к критическому мышлению, способности к постановке целей, делегирования полномочий, управления финансами, привлечения к сотрудничеству, способности к общественной деятельности.

Е.С. Азарова отмечает, что «участие студентов в добровольческой деятельности приводит к возникновению различных психологических эффектов:

  • позитивное изменение коммуникативного сознания и коммуникативных умений;

  • развитие эмпатии;

  • развитие творческого потенциала личности;

  • формирование социальной активности, направленной на изменение и преобразование окружающей действительности»8.

Во время участия в волонтёрской деятельности студенты учатся работать в команде, овладевают приемами эффективной групповой и индивидуальной коммуникации, практическими навыками использования различных социальных технологий в волонтерской деятельности.

Деятельность волонтеров решает одновременно две задачи: во-первых, способствует успешной социализации воспитанников социальных учреждений, в которых работают волонтеры, и, во-вторых, сами волонтеры приобретают бесценный опыт деятельности, оказывая помощь другим.

Участие студентов в работе волонтерского отряда создает предпосылки для их профессионального самоопределения, обеспечивает их самореализацию во внеучебной деятельности, способствует расширению границ профессионального творчества и формированию профессиональных компетенций. Так, 63% опрошенных студентов считают, что участие в волонтёрской деятельности помогает сформировать профессиональные навыки.

По мнению студентов, в процессе участия в добровольческой деятельности формируются следующие основные профессиональные качества и навыки: коммуникативный навык (47%), толерантность (23%), эмпатия (19%), навыки работы в группе, ответственность(17%), гуманизм (16%), организационные навыки и навык рационального использования свободного времени (10%), справедливость (6%), альтруизм, порядочность, целеустремлённость, навыки работы с различными категориями населения (3%).

Таким образом, опыт, приобретаемый в волонтерской деятельности, ложится в основу той позиции, которую будет занимать человек в течение всей жизни. Молодой человек, реализовавший себя в социально значимой деятельности, и во взрослой жизни будет сопричастной личностью, принимающей непосредственное участие в жизни общества, не будет бояться ответственности, будет созидателем, сможет работать в команде, будет обладать лидерской позицией. Именно волонтерское объединение создает многомерную образовательную социокультурную среду развития, социального и профессионального становления будущих социальных работников. Волонтёрство выполняет технологическую функцию, определяющую возможность создания и применения технологических процедур оперативного реагирования студентов на решение социальных проблем, способствующих их профессиональному самоопределению и успешному вхождению в социальную среду.

1 Российская Федерация, Приказы, Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр») - URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&sqi=2&ved=0CCoQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.petrsu.ru%2FAbit%2Fdoc_FGOS%2F040400_62_b_socrab.doc&ei=sL6gUdqfMcWN4gTD74GgAQ&usg=AFQjCNGA8dk8t1RhbfLVMxgu39-CQk60lA&bvm=bv.47008514,d.bGE&cad=rjt

2 Российская Федерация, Приказы, Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»), URL:https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&sqi=2&ved=0CCoQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.petrsu.ru%2FAbit%2Fdoc_FGOS%2F040400_62_b_socrab.doc&ei=sL6gUdqfMcWN4gTD74GgAQ&usg=AFQjCNGA8dk8t1RhbfLVMxgu39-CQk60lA&bvm=bv.47008514,d.bGE&cad=rjt

3 Российская Федерация, Приказы, Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр») -URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&sqi=2&ved=0CCoQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.petrsu.ru%2FAbit%2Fdoc_FGOS%2F040400_62_b_socrab.doc&ei=sL6gUdqfMcWN4gTD74GgAQ&usg=AFQjCNGA8dk8t1RhbfLVMxgu39-CQk60lA&bvm=bv.47008514,d.bGE&cad=rjt

4 Российская Федерация, Приказы, Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр») - URL:https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&sqi=2&ved=0CCoQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.petrsu.ru%2FAbit%2Fdoc_FGOS%2F040400_62_b_socrab.doc&ei=sL6gUdqfMcWN4gTD74GgAQ&usg=AFQjCNGA8dk8t1RhbfLVMxgu39-CQk60lA&bvm=bv.47008514,d.bGE&cad=rjt

5 Российская Федерация, Приказы, Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр») - URL:https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&sqi=2&ved=0CCoQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.petrsu.ru%2FAbit%2Fdoc_FGOS%2F040400_62_b_socrab.doc&ei=sL6gUdqfMcWN4gTD74GgAQ&usg=AFQjCNGA8dk8t1RhbfLVMxgu39-CQk60lA&bvm=bv.47008514,d.bGE&cad=rjt

6 Екимова С.Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно–профессионального развития будущих специалистов по социальной работе: Автореферат диссертациипо теме «Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе» кандидата педагогических наук / С.Г.Екимова – Хабаровск, 2010. – С. 11.

7 Каримов В.Р. Развитие волонтерской компетенции студентов педагогических вузов: Автореферат диссертации по теме «Развитие волонтёрской компетенции студентов педагогических вузов» кандидата педагогических наук / В.Р. Каримов – Тула, 2011. – С. 9.

8 Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Дис. канд. псих. наук : 19.00.01 / Е.С. Азарова - Кемерово. - 2008

 

Просмотров работы: 3126