ГЕНЕЗИС ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГЕНЕЗИС ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Цеханов В.А. 1
1Южный Федеральный Университет, филиал в городе Новошахтинск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Виды помощи и взаимопомощи берут начало в первобытнообщинном строе, дальнейшее развитие получили в государствах древнего мира. В странах Древнего Востока звеньями механизма помощи нуждавшимся были государственные нормы социального законодательства и частная филантропия. Семья и сельская община играли большую роль в деле оказания помощи. Государственная социальная помощь и общественное призрение в античных странах начали приобретать системный характер в отличие от традиционных обществ Востока. В государствах древнего мира впервые появились формы социальной помощи общественного призрения и благотворительности, социальные учреждения, которые получили свое дальнейшее развитие не только в эпохи средневековья, нового времени, в период новейшей истории.

Нормой жизни еще первобытных людей стали помощь и взаимоподдержка. Свое развитие они получили в общинных коллективах, в патриархальных семьях и племенных отношениях. Взаимопомощь проявлялась и в межличностных отношениях в ту эпоху.

Ста и более человек достигала семейная община, или большая патриархальная семья, во главе которой стоял старший по возрасту, более опытный человек. Он, регулировал вопросы, связанные с обеспечением тех сородичей, которые не могли сами прокормить себя.

Учение Конфуция (VI в. до н.э.) оказало большое влияние на формирование мировоззрения населения древнекитайского общества, в ней говорилось о гармонии. Условиями гармонии считались такие нравственные установки, как сыновья любовь и почитание старших, проявление сострадания к калекам. 1

Благотворительный подход к людям с инвалидностью был в Турции IV столетии, где создавались богадельни для них.

В Древней иудейской культуре относились особенно внимательно ко всем слепым и глухим, вдовам, сиротам и малоимущим, детоубийство запрещалось. Но инвалиды считались людьми с печатью греха, и им запрещалось посещение религиозных ритуалов.2

Элементы государственной поддержки нуждающимся стали формироваться в античных государствах наряду с благотворительной помощью. Это создание приютов для обездоленных и странствующих, забота об изувеченных солдатах семьях воинов, стариках, организация общественных работ и др.

Однако недостаточно существовало функционировавших приютов. Особенно тяжела была участь брошенных детей-калек. Таких детей нередко оставляли на городских овощных рынках в расчете, что им не дадут умереть с голоду сострадательные торговцы.3

Еще от мифов о древней Спарте ведет своё начало история развития отношения к детской инвалидности. Немощных детей сбрасывали со скалы. В Древней Греции ценилось физическое совершенство человека, и детей с физические расстройства при рождении убивали, сбрасывая со скалы.

Детоубийство младенцев с различными расстройствами в Древнем Риме считалось нормой. Но и разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью.4

Рабовладельческий способ в античную эпоху был главным, и это повлияло на социальную сферу, в практике социальной помощи, рабы были за пределами. Государственная власть если и заботилась о бедных, раненых воинах, то лишь свободных граждан.

Возникла особая форма - общинное попечение в ранних христианских общинах, где руководителем призрения был епископ, а его помощниками многочисленные диаконы. Были те, кто нуждался в постоянной и длительной поддержке, и они получали из общинной кассы ежемесячные пособия, также помощь оказывалась и в виде продовольствия. Люди с инвалидностью, основываясь на традиции монашества, уходили в монастырь, тем самым обеспечивая себе еду и кров.

В период средневековья благотворительность и социальная помощь носили преимущественно общественный характер. Субъектами ее были церкви, монастыри, а позже и территориальные приходы.

Городские магистраты брали на себя функции опекунов сирот, слепых, немых, калек, умалишенных и других лиц, нуждавшихся в постоянной помощи и заботе.

В идеях гуманизма благотворительность и милосердие рассматриваются вне рамок религиозности, как осознанная потребность в заботе о человеке. Наивысшей ценностью для общества являются люди вне зависимости от их статуса. Это может быть нищий, калека, бедный, странствующий, сирота, больной, немощный. Согласно гуманистической концепции не только церкви, монастыри, церковные приходы и братства должны бескорыстно помогать нуждающимся, но и общество в целом, государственные институты.5

В средневековье инвалидность рассматривалась, как плата за грехи, человека с физическими недостатками, в обществе все избегали и боялись их.6

К важнейшим направлениям государственного призрения, в новое время: содержание на государственный счет приютов, богаделен, лечебниц и других социальных заведений для нетрудоспособных, сирот, немощных, больных, инвалидов; организация общественных работ; введение государственного социального страхования. Благодаря содержанию специальных заведений призрения немощных, сирот, инвалидов, а также путем введения социального страхования шло ослабление остроты проблемы сиротства, безработицы, социальной незащищенности инвалидов и престарелых. Решение этих проблем становилось реальным при использовании возможностей общественной помощи и благотворительности.

У восточных славян прослеживаются формы простейшей помощи и взаимопомощи в эпоху первобытнообщинного строя. Славянская дохристианская духовность насыщена идеями человеколюбия и добролюбия. Это практика поддержки бедных, престарелых, немощных, больных, осиротевших сородичей и односельчан. В основе ее лежали общинные отношения, нормы и традиции.

В догосударственный период общинные формы помощи и взаимопомощи, сформировавшиеся развития восточнославянского общества, получили свое развитие в Киевской (IX — XII вв.) и удельной Руси (XII — XIV вв.). Появились такие направления помощи как церковно-монастырское призрение и княжеская благотворительность: бесплатное кормление нищих и убогих; устройство особых приютов и богаделен для искалеченных, престарелых, странствующих; учреждение сиротских домов и приютов.

В Московской Руси призрение бедных, убогих, немощных было в основном сосредоточено в церквях и монастырях, также было положено начало государственному призрению, развитие получила и частная благотворительность. Решениями Стоглавого собора предполагалось: обеспечить государственное участие в финансировании монастырских больниц для увечных и больных; предоставить немощным право собирать милостыню, а здоровых нищих привлекать к различным работам. На рубеже XVII-XVIII было дальнейшее формирование системы государственного призрения, дальнейшее развитие в императорской России.

Система призрения получила целостное оформление и развитие в эпоху императорской России. Государственное призрение стало важным фактором функционирования всей сферы социальной помощи. Развивалась благотворительность, достигшая наивысшего подъема во второй половине XIX — начале XX в. Благотворительные общества и заведения, частная филантропия способствовали ослаблению страданий бедных, немощных, сирот. В начале XX в. в стране усилилось социальное недовольство, так как масштабы всей этой помощи были неадекватны потребностям общества, нарастал системный кризис, что и переросло в революционные события 1905 — 1907 гг. и 1917 г.

Реальную работу после падения императорской власти по социальной поддержке нуждающихся выполняли основные субъекты общественного призрения, включая органы местного самоуправления, а также многочисленные благотворительные общества и заведения. Всероссийский фонд социального обеспечения был образован в стране осенью 1918 г, порядок которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся»7 от 31 октября 1918 г. Государственные пенсии теперь стали получать работники городов, трудившиеся по найму, а также фронтовики-инвалиды и их семьи. Внесла определенные изменения в систему социальной помощи и соцобеспечения Новая экономическая политика в 1920-е гг. Были выдвинуты такие задачи, как организация крестьянских обществ, взаимопомощи, кооперация инвалидов, пенсионное обеспечение рабочих через систему социального страхования, нищетой, и др. Кооперации инвалидов предоставлялись значительные скидки с общих налогов. На льготных началах артелями инвалидов производилась оплата арендуемых помещений. Целый ряд льгот предоставлялся им в области медико-санитарного обслуживания, квартирной платы и др. В 1925 г. система кооперации инвалидов охватывала 47 тыс., а в 1936 г. — 88 тыс. человек. В марте 1931 г. при Народном комиссариате социального обеспечения создан специальный Совет по трудоустройству инвалидов усилении внимания. Решением правительства за инвалидами бронировалось на промышленных предприятиях до 2% общего числа рабочих мест.

К началу Великой Отечественной войны сложилась патерналистская система социального обеспечения в СССР, и ее централизованный характер позволил оперативно организовать оказание социальной помощи многим категориям населения. Инвалиды войны в первую очередь получали необходимое жилье и топливо. Оказывалась социальная поддержка и соцобеспечения, содействие в трудоустройстве в годы войны в отношении инвалидов и с 1942 г были освобождены. от налога на строение и от земельной ренты, если земля обслуживала это строение. Работу по соцобеспечению инвалидов проводили собесы, которые регистрировали их, организовывали выдачу им пенсий и различной социальной помощи, включая продукты, одежду. Например, в Ростовской области за первое полугодие 1945 г. инвалидам войны было передано 11 тыс. вещей из фонда американской помощи. Колхозы помогали инвалидам в постройке жилья, выдавали продукты питания, бесплатно выделяли скот, посевные семена. Усилились гарантии обеспечения инвалидов работой, им предоставлялось преимущественное право поступления на работу. Возлагалась персональная ответственность руководителей за трудоустройство инвалидов войны и организацию обучения новым профессиям. Местные власти обязывались предоставлять инвалидам жилплощадь в первую очередь. Собесы обязывались ежеквартально проверять трудоустройство инвалидов и их бытовые условия. В годы войны возросла роль в трудоустройстве инвалидов врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК), стали определяться доступные инвалидам виды и условия труда. Органы соцобеспечения, заботились о том, чтобы инвалиды могли трудоустроиться, развивая систему протезирования. Для трудоустройства инвалидов организовывались артели, специальные ремонтные мастерские, производственные комбинаты. К концу Великой Отечественной войны подавляющая часть трудоспособных инвалидов получила работу, прошли подготовку на специальных курсах и овладели новыми профессиями. В Ростовской области в середине 1944 г. было организовано 5 артелей инвалидов и 42 ремонтные мастерские. Таким образом, функционировавшая в 1941 — 1945 гг. система соцобеспечения была в значительной мере адекватна чрезвычайным условиям военного времени.

Дальнейшее развитие получила патерналистская система соцобеспечения, в результате масштабных социальных преобразований, функционировавшая в СССР в 1950 — 1980-е гг. Пока резервы мобилизационной экономики не были исчерпаны, советское соцобеспечение работало стабильно и во многом успешно. Шел процесс создания новых форм социального обслуживания граждан, одной из которых стали службы оказания помощи на дому лицам пожилого возраста и инвалидам.8

Поворотным стал 1995 год, когда в России был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».9 В Законе сформулирована новая цель государственной политики в отношении инвалидов, сформированы новые понятия инвалида и реабилитации инвалидов, введены изменения в институциональную основу политики. Целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Также свою деятельность по реабилитации инвалидов выполняют общественные организаций. Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОГ). Система специализированных школ-интернатов доступна всем инвалидам и все инвалиды охвачены системой неполного среднего образования. Школы—интернаты приспособлены для инвалидов определенного вида заболевания и располагают специальными методиками, учебными материалами и пособиями. В школах работают квалифицированные педагоги, знающие особенности заболеваний, и специальный персонал.

Для улучшения жизни людей с ограниченными возможностями реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011 - 2016 годы. Выделяются огромные средства на эту программу. К 2016 году количество школ, пригодных для учебы детей-инвалидов, вырастет в восемь раз. К 2016 году количество школ (в которых созданы условия для учебы детей с ограниченными возможностями по здоровью) должно вырасти в восемь раз - с 1 тыс. 200 до 10 тыс. сейчас доля таких общеобразовательных учреждений составляет всего 2,5%.10

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Ратифицируется Конвенция о правах инвалидов, и направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию), защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности. Принципы Конвенции – это уважение особенностей инвалидов, признание инвалидности в качестве компонента человеческого многообразия, равенство возможностей, доступность, уважение прав детей-инвалидов.11

В настоящее время инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности. Социальные права индивида прирожденны и неотъемлемы, ими очерчивается определенный, зависящий от культурно-исторических традиций общества, возможностей государства, доступный каждому минимум социальных благ. Они включают в себя не только удовлетворение элементарных потребностей, обеспечение выживания, но также и всю полноту социальных потребностей индивида.

Используются различные социальные технологии для социальной поддержки и помощи инвалидам.

Во-первых, технология социальной реабилитации, при помощи которой восстанавливаются утраченные функции, возможности и психологическое состояние, позволяет возвратить человека к нормальной, полноценной и активной жизни. Система социальной реабилитации инвалидов включает такие разновидности как медико-социальная, социально-экономическая, психологическая и педагогическая, профессиональная и бытовая реабилитация. Эта реабилитация позволяет не только вылечить человека и преодолеть, полностью или частично физическую немощь и слабость, но и сформировать представления о необходимости ведения активной жизни, новой системы трудовых и профессиональных навыков, преодолеть психологические последствия травмы, заболевания или ранения.

Во-вторых, технология социального обеспечения. Участие государства в содержании своих граждан, в том числе и инвалидов, когда они по социально значимым причинам не имеют средств к существованию. Включает такие элементы как: формирование соответствующей нормативно-правовой базы; определение круга организаций и учреждений, в обязанности входит социальное обеспечение инвалидов и определение порядка деятельности этих организаций. Определение порядка соответствующих выплат и их систематическое осуществление; аккумулирование необходимых для социального обеспечения инвалидов средств;; обеспечение инвалидов необходимым для нормальной и полноценной жизни инвентарём (коляски, протезы, автомобили и др.); организация и осуществление систематической и квалифицированной медицинской помощи.

В-третьих, технология социального обслуживания, т.е. деятельность по организации и осуществлению работы, которая направлена на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах. В структуре социальной помощи существуют элементы, как систематический уход за инвалидом, в профессиональной подготовке и трудоустройстве, содействие ему в получении необходимых социальных услуг, в получении образования, помощь в организации досуга и общения и т.п. Она связана с технологией оказания социальной помощи, единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций. Социальная помощь оказывается инвалиду как экстренная или срочная, в виде социального или социально-медицинского патронажа, в условиях Центров дневного пребывания и на дому, стационаров. Последовательное и постоянное и совершенствование системы социальной работы с инвалидами - это важнейшая задача социального развития.12

Таким образом, история развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь — начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, создания для них безбарьерной среды. Инвалиды теперь рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности. Социальные права индивида прирожденны и неотъемлемы, ими очерчивается определенный, зависящий от культурно-исторических традиций общества, возможностей государства, доступный каждому минимум социальных благ. Они включают в себя не только удовлетворение элементарных потребностей, обеспечение выживания, но также и всю полноту социальных потребностей индивида.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (в ред. от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ, от 09.06.2001 № 74-ФЗ, от 08.08.2001 № 123-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 23.10.2003 № 132-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 01.03.2008 № 18-ФЗ, от 14.07.2008 № 110-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 22.12.2008 № 269-ФЗ, от 28.04.2009 № 72-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 09.12.2010 № 351-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 06.11.2011 № 299-ФЗ, от 16.11.2011 № 318-ФЗ, от 30.11.2011 № 355-ФЗ, от 10.07.2012 № 110-ФЗ, от 20.07.2012 № 124-ФЗ, от 30.12.2012 № 296-ФЗ, от 23.02.2013 № 11-ФЗ)[Электронный ресурс]. –URL: // http://www.invalid.ru

  2. Российская Федерация, Законы, О ратификации Конвенции о правах инвалидов: федеральный закон [от 03.05.2012 № 46 ФЗ] [Электронный ресурс].URL: // http://news.kremlin.ru/news/1519

  3. Российская Федерация, Государственная программа, Доступная среда: на 2011-2016 годы [Электронный ресурс]. – URL: //http://www.newsland.ru

  4. Киселев М. И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями [Текст] / М. И.Киселев // Молодой ученый. — 2012. — №12.

  5. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы [Текст] / Л.П.Кузнецова – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008.

  6. Циткилов П.Я. История социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / П.Я.Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

1 Циткилов П.Я. История социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / П.Я.Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2 Киселев М. И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями [Текст] / М.И.Киселев // Молодой ученый. — 2012. — №12.

3 Циткилов П.Я. История социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / П.Я.Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

4 Киселев М.И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями [Текст] / М.И.Киселев // Молодой ученый. — 2012. — №12.

5 Циткилов П.Я. История социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / П.Я.Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

6 Киселев М. И. Генезис отношения к детям с ограниченными возможностями [Текст] / М. И.Киселев // Молодой ученый. — 2012. — №12.

7 Циткилов П.Я. История социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / П.Я.Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

8 Циткилов П.Я. История социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / П.Я.Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

9 Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (в ред. от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ, от 09.06.2001 № 74-ФЗ, от 08.08.2001 № 123-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 23.10.2003 № 132-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 01.03.2008 № 18-ФЗ, от 14.07.2008 № 110-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 22.12.2008 № 269-ФЗ, от 28.04.2009 № 72-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 09.12.2010 № 351-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 06.11.2011 № 299-ФЗ, от 16.11.2011 № 318-ФЗ, от 30.11.2011 № 355-ФЗ, от 10.07.2012 № 110-ФЗ, от 20.07.2012 № 124-ФЗ, от 30.12.2012 № 296-ФЗ, от 23.02.2013 № 11-ФЗ)[Электронный ресурс].URL:http://www.invalid.ru

10 Российская Федерация, Государственная программа, Доступная среда: на 2011-2016 годы [Электронный ресурс]. – URL: //http://www.newsland.ru

11 Российская Федерация, Законы, О ратификации Конвенции о правах инвалидов: федеральный закон [от 03.05.2012 N 46 ФЗ][Электронный ресурс].– URL: // http://news.kremlin.ru/news/1519

12 Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы [Текст] / Л.П.Кузнецова – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008.

Просмотров работы: 4352