Актуальность. Усиление внимания государства к решению демографической проблемы, социальная направленность реализуемых в стране национальных проектов, повышает актуальность и востребованность физической культуры и спорта.
Проблема подготовки спортсменов высокой квалификации в стенах вузов страны заслуживает особого внимания. Нельзя забывать об огромном политическом значении спорта, как на международной арене, так и внутри страны. И мы не имеем права отказываться от реально существующих перспектив по подготовке в стенах физкультурных вузов спортсменов высшей квалификации.
Профессиональные функции тренера многообразны, отсюда и сложность изучения проблемы формирования его профессиональной компетентности. Понятно, что требования к профессиональным знаниям и изменениям тренеров должны пересматриваться с учетом изменений потребностей общества. Это обстоятельство требует перевода процесса подготовки специалистов на более высокий уровень. Неудивительно, что множество содержательных характеристик уровня успешности и масштаба практической педагогической деятельности стало оформляться в особое понятие профессиональной компетентности педагога – интегральной характеристики его профессионализма.
За последнее десятилетие сфера физической культуры и спорта и система профессиональной подготовки специалистов в этой области подвергались серьезным преобразованиям. В условиях новой общественно-экономической и политической формации России главным направлением в развитии системы высшего профессионального образования в области физической культуры является ярко выраженный акцент на подготовку конкурентоспособных специалистов и жесткая их ориентация на потребности практики. Происходящие в стране процессы модернизации образования предусматривают сочетание новых требований быстро меняющейся жизни с уже достигнутыми преимуществами российской системы образования. Идея модернизации образования в области физической культуры отвечает всем позициям образовательной политики России. В соответствии с национальной доктриной образования в Российской Федерации образование призвано обеспечить подготовку высокообразованных и квалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.
В сфере физической культуры и спорта процессы модернизации направлены на развитие системы инновационного профессионального образования, результатом которого должна стать подготовка специалистов, способных обеспечить позитивные изменения в области своей профессиональной деятельности и, в конечном итоге, в экономике и социальной сфере России. Однако, современное состояние высшего профессионального образования в области физической культуры, качество и уровень профессиональной подготовки специалистов не в полной мере удовлетворяют потребности личности, общества и государства. Новому российскому обществу с его проблемами, прежде всего в социальной сфере, требуются специалисты по физической культуре и спорту инновационного типа, сочетающие в себе духовное и физическое богатство, способность к творческому сотрудничеству, владеющие современными инновационными технологиями физической культуры, призванные образовывать, развивать и воспитывать новые поколения россиян.
Цель исследования:проанализировать уровни готовности студентов к профессиональной деятельности.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, наблюдение, анализ документов учета успеваемости и самоанализа, методы математической статистики.
Результаты исследования:
1. Оценка уровня профессиональных знаний по специальным дисциплинам выявила:
а) успеваемость по общим математическим и естественнонаучным дисциплинам более чем у половины студентов ниже среднего (уд - 63%);
б) успеваемость по общим гуманитарным и социально - экономическим дисциплинам ниже среднего (уд - 91%);
в) успеваемость по общепрофессиональным дисциплинам ниже среднего. (уд - 68%);
г) успеваемость по специализации средняя (хор - 35%, отлично - 40%).
2. Оценка уровня сформированности практической педагогической деятельности выявила:
а) успеваемость по практической педагогической деятельности в школе выше среднего (хор - 37%, отлично - 61 %);
б) успеваемость по профессионально - ориентированной педагогической деятельности (практике) выше среднего (хор - 36%, отлично - 54%);
в) успеваемость по практике по специализации выше среднего (хор - 36%, отлично - 54%);
3. В результате оценки уровня личной физической культуры будущего специалиста были выявлены ряд показателей:
- 67% студентов начали заниматься спортом с 4-10 лет;
- у 45% студентов мотивом к занятиям спортом явился «сам решил»;
- самым популярным видами спорта являются, спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол и хоккей);
- 20 студентов из 64 не знают методик определения уровня здоровья, среди тех, кто знает, самая используемая методика - антропометрия;
- 73% студентов уже не участвуют в спортивных соревнованиях;
- большинство студентов (59%) участвуют в соревнованиях по спортивным играм (волейбол, футбол, баскетбол);
- 73 % студентов не смогли дать определение личной физической культуры;
- 22% студентов систематически посещают тренажерный зал;
- 67% студентов не смогли подробно описать свой двигательный режим.