ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И ИХ РЕШЕНИЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И ИХ РЕШЕНИЕ

Киршина О.С. 1
1Орловский филиал Финансового Университета при Правительстве РФ, заочный факультет «Менеджмент и бизнес-информатика"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время индустриально развитые страны осуществляют переход в постиндустриальную стадию с соответствующим качественным преобразованием экономической сферы, получившей в экономической литературе определение «новой экономики», которая преобразует индустриальный сектор и предоставляет принципиально другие по сравнению с устоявшимся экономическим порядком возможности повышения конкурентоспособности. Россия в результате глобализации объективно вовлечена в пространство «новой экономики». При этом по мере ее расширения в России произошло примерно двукратное снижение рентабельности проектов, требующих инвестиций в основной капитал - с 20-25% до 12-15% [27 c. 431].

Эффективное решение экологической проблемы и переход к устойчивому развитию России возможны только в рамках всей экономики страны, на основе комплексного подхода. Только разобравшись в сложившихся экономических структурах, особенностях функционирования комплексов/секторов и отраслей можно эффек­тивно решить экологические проблемы. Это требует формирования нового, эколого-экономического подхода к экономическому развитию.

Экологически несбалансированное развитие оказывает негативное воздействие на функционирование промышленного производства. Деградирующая природа препятствует нормальному ходу воспроизводства общественного продукта и рабочей силы, ухудшая условия хозяйствования. Загрязнение воды, воздуха, почвы ускоряет физический износ средств производства, снижает продуктивность отраслей экономики.

Улучшение качества окружающей природной среды связано с необходимостью решения комплекса экологических проблем во всем общественном производстве страны [28, 19, 13, 18]. Общественное производство является базисом социально-экономического развития. Формирование устойчивого развития предполагает в первую очередь экологизацию промышленного производства [18, с.351].

В 2012 году в РФ число выбросов загрязняющих атмосферу веществ уменьшились по сравнению с 2011 годом на 0,1 млн.т. и составили 32,5 млн.т., причем 60,5 % от всех выбросов принадлежит стационарным выбросам (рис.1).

Рисунок 1. Выбросы загрязняющих атмосферу веществ стационарными и передвижными источниками.

Однако по отдельным странам и регионам это распределение зависит в первую очередь от состава и степени концентрации в них промышленности и транспорта (табл. 1).

Таблица 1. Участие отраслей производства и транспорта в загрязнении атмосферы Земли [30, с.75]

Отрасли производства

Доля загрязнения %

Металлургия черная и цветная

35

Теплоэнергетика

27

Нефтеперерабатывающая и химическая промышленность

17

Автомобильный транспорт

13

Остальные отрасли

8

При эксплуатации транспортных средств в атмосферу выбрасываются такие вредные вещества как оксиды углерода, серы, азота, соединения свин-ца, сажа, углеводороды, несгоревшие частицы топлива и т.п.

Согласно Приложению 1 в России в 1 полугодии 2013 года наибольшее влияние на окружающую среду оказывают обрабатывающие производства на долю, которых приходится 33,3 % всех выбросов вредных веществ в атмосферу стационарными источниками [27 c. 238].

К основным источникам промышленного загрязнения атмосферного воздуха относятся предприятия энергетики, металлургии, химической и нефтеперерабатывающей промышленности, производства удобрений. От них в атмосферный воздух поступают углеводороды, диоксид серы, оксиды азота, сероводород, аммиак, хлор, фенол, ацетон, бензол и другие вредные вещества (Приложение 2). Значительные загрязнения атмосферного воздуха предполагает разработку и реализацию мероприятий по снижению выбросов вредных веществ.

Та же тенденция прослеживается и по Орловской области (Приложение 3). Так в 2012 году доля промышленных загрязнений составила 69% от общего объема выбросов в атмосферу (табл. 2).

Таблица 2. Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных и передвижных источников в 2012 г. (тысяч тонн)

РФ

Федеральные округа

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ - всего

в том числе

Удельный вес выбросов отстационарных источников в общем объеме выбросов, %

от стационарныхисточников

от передвижных источников

Российская Федерация

32468,7

19630,3

12838,4

60,5

Центральный федеральный округ

5099,7

1589,6

3510,1

31,2

Северо-Западный федеральный округ

3470,4

2193,5

1276,9

63,2

Южный федеральный округ

1877,2

731,1

1146,1

38,9

Северо-Кавказский федеральный округ

847,6

136,0

711,6

16,0

Приволжский федеральный округ

5205,6

2788,3

2417,3

53,6

Уральский федеральный округ

6623,9

5367,9

1256,0

81,0

Сибирский федеральный округ

7833,1

6016,6

1816,5

76,8

Дальневосточный федеральный округ

1511,0

807,3

703,7

53,4

Если проанализировать зависимость изменения объемов выбросов от роста основного макроэкономического показателя – валового внутреннего продукта (табл. 3), то прослеживается взаимосвязь между ростом ВВП и ростом объемов выбросов.

Таблица 3. Динамика изменения объемов выбросов и основных макроэкономических показателей

Показатели

2010

2011

2012

Выбросы загрязняющих атмосферу веществ – всего, млн. т.

32,4

32,6

32,5

в том числе:

от стационарных источников

19,1

19,2

19,6

Объем затрат на охрану окружающей среды, млн. руб.

372382

412014

432446

ВВП, млрд. руб.

46308,5

55799,6

62599,1

Объем образовавшихся отходов производства и потребления в расчете на единицу ВВП в ценах 2008 г., кг. на 1 млн. руб.

93927

103773

116746

Объем затрат на охрану окружающей среды в % к ВВП

0,8

0,8

0,7

В целом уровень экологической нагрузки на российскую экономику пока значительно ниже, чем развитых странах. Россия обладает колоссальными пространствами девственных территорий, ресурсов пресной воды и леса. Вместе с тем на протяжении многих десятилетий в России формируются полюса экологического неблагополучия (и не только в Европейской части), что негативно отражается на качестве жизни людей, их здоровье и продолжительности жизни.

Динамика основных экологических показателей развития России показывает увеличение негативного воздействия на окружающую среду по суммарным выбросам в атмосферу от стационарных и мобильных источников, объемам образования отходов на фоне снижения уровня их переработки. Снижение объемных показателей сброса загрязненных сточных вод сопровождается увеличением концентрации ряда опасных веществ, в том числе металлов и органики.

Около 15% территории России по экологическим показателям находятся в критическом или околокритическом состоянии. Отмечаются тенденции сокращения видового биологического разнообразия и изменения состояния окружающей среды на фоне потепления климата. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 56% городского населения. Ситуация с качеством питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной, в первую очередь вследствие сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты (более 40% населения страны сталкивается с проблемой качества воды). Экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия и непринятии мер по сокращению накопленного экологического ущерба может привести к дальнейшему обострению экологических проблем.

Появление значительного количества различных отходов говорит о низкой эффективности производства, которая с точки зрения степени использования природных ресурсов достигает в России едва ли 5-10%, а остальные 90-95% практически безвозвратно теряются [20].

Большой удельный вес в структуре промышленного производства страны занимают потенциально опасные производства (42,8% стоимости всех основных промышленных фондов, 33,8% объемов производства и 21% работающих. Следует отметить, что к потенциально опасным производствам относят те, нарушение функционирования технологических систем которых сопровождается тяжелыми социально-экономическими и экологическими последствиями. В среднем по России на 1 кв. км территории приходится 2,6 человека промышленно-производственного персонала, занятого на техногенноопасных объектах [14, 13].

Обострение экологических проблем возможно по следующим причинам [26, с.15]:

– природоохранная работа, которая осуществлялась на предприятиях в предшествующие годы, к настоящему времени практически исчерпала себя. Очистное оборудование подвержено износу на 50-70%, а его восстановление, из-за отсутствия средств, не производится;

– снижены темпы, а в ряде случаев приостановлено капитальное строительство, реконструкция и модернизация экологических объектов, внедрение экологически чистых и ресурсосберегающих технологий;

– действующий экономический механизм природопользования носит фискальный характер, направленный в основном на аккумуляцию средств на местном, областном и государственном уровнях и не учитывает экономические интересы предприятия;

– несовершенна налоговая система, отсутствуют какие-либо льготы, связанные с активизацией природоохранной деятельности.

Инфляция и амортизационная политика не позволяют предприятию аккумулировать финансовые ресурсы для природоохранных целей, сдерживают финансирование процессов экологизации промышленного производства.

На протяжении последних лет принято ряд законов, регулирующих природоохранную деятельность в России [1-12] и др.

Однако принятие указанных нормативных актов определяет лишь основные направления экологической политики государства. Комплексное же решение экологических проблем возможно лишь при проведении политики, направленной на достижение устойчивого развития России [5].

Концепция устойчивого развития введена в общую дискуссию в 1987 г. докладом «Наше общее будущее», представленным Комиссией ООН по окружающей среде и развитию [12, с. 88]. Однако более широкое распространение эта концепция получила после Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года, результатом которой стало принятие Декларации по окружающей среде и развитию [12].

Институциональной основной новой экологической политики должна стать обновленная система экологического регулирования, соответствующая приоритетам развития страны до 2020 года и новому – постиндустриальному уровню развития российского общества.

Цель экологической политики – значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Успешная реализация Россией программы экологического развития является важнейшим вкладом России в сохранение глобального биосферного потенциала и поддержание глобального экологического равновесия.

Выделяются следующие основные направления экологизации экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека.

Первое направление, «экология производства» - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду от всех антропогенных источников.

Основными элементами этого направления должны стать новая система нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, предусматривающая отказ от установления индивидуальных разрешений по каждому предприятию и установление нормативов и планов поэтапного снижения загрязнения до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, и создание развитой индустрии по утилизации отходов.

Целевым ориентиром является снижение удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3-7 раз в зависимости от отрасли.

Второе, «экология человека» - создание экологически безопасной и комфортной среды проживания населения, мест его работы и отдыха, иной социальной активности.

Необходимо на нормативном уровне установить нормативы качества воздуха, воды, почвы и других важных экологических характеристик, соответствующих как минимум безопасному уровню воздействия этих сред на здоровье человека. Одновременно, для этих территорий следует императивно установить нормативы допустимой антропогенной нагрузки, осуществление которой обеспечивает не превышение нормативов качества природной среды. Тем самым будут установлены количественные и качественные ориентиры для разработки местных экологических программ и поэтапного снижения негативного воздействия от субъектов экономической деятельности. Одной из целей введения нормирования качества среды должно стать определение территорий, концентрация загрязнения на которых квалифицируется как «опасная», что создает угрозу здоровью и жизни проживающего населения.

Это направление включает в себя ликвидацию накопленного загрязнения, восстановление эродированных, захламленных территорий. Обеспечение эффективной санитарии, управление бытовыми отходами, пропаганда здорового образа жизни. Следует разработать специальные экологические медико-биологические нормы безопасности и комфортности среды проживания человека, осуществлять специализированный мониторинг.

Целевыми показателями реализации этого направления к 2020 году является сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз, сокращение количества жителей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях не менее чем в 4 раза.

К 2020 году необходимо полностью решить проблему восстановления безопасной среды обитания в регионах экологического кризиса, где проживают около 1 млн. жителей страны.

Третье, «экологический бизнес» - создание эффективного экологического сектора экономики. Этот сектор может включить в себя конкурентоспособный бизнеса в области общего и специализированного машиностроения, бизенс-девелопмента, экологического консалтинга. Роль государства состоит в в формировании правил осуществления экологического аудита, требований к разработке технологий.

Целевыми показателями прогресса этого направления является рост рынка экологического девелопмента, товаров и услуг в 5 раз и расширение занятости с 30 до 300 тысяч рабочих мест.

Четвертое, «экология природной среды» - сохранение и защита природной среды.

Основу действий в этом направлении будут составлять новые методы территориального планирования, землепользования и застройки, учитывающие экологические ограничения. Следует создать такую систему особо охраняемых природных территорий, которая бы обеспечивала сохранение естественных экосистем в всех природно-климатических регионах страны, делая их центрами сохранения генетического фонда, инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия.

Целевыми показателями реализации направления «Экология природной среды» должны стать сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, повышение биопродуктивности природных систем до безопасных уровней, восстановление видового разнообразия.

Экологизация экономики является не только особым направлением деятельности бизнеса и экономической политики, но и общей характеристикой инновационного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности ресурсопотребления. В результате повышения технологической и экологической эффективности экономики к 2020 году предполагается снижение уровня «экологического воздействия» в 2-2,5 раза, что позволит выйти на современные показатели сбережения природы развитых европейских стран. При этом уровень экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) могут возрасти до 1-1,5%ВВП в 2020 году. Для России актуальна задача капитализации ее экологических преимуществ, что должно найти выражении в развитии экологического туризма, продажи чистой воды и др.

Понятие экологизации введено в науку сравнительно недавно [22, 8, 18, 10]. В широком смысле термин экологизация характеризуется как объективно обусловленный процесс, направленный на сохранение и развитие общественно-экономических функций природы [11, с.44].

В частности, Д.С. Львов [25, с.523] определяет экологизацию как процесс неуклонного и последовательного внедрения систем технологических, управленческих, юридических и других решений, позволяющих повысить эффективность использования природных ресурсов и условий наряду с сохранением качества природной среды.

Таким образом, это принципиально новая система производства, которая обеспечит рациональное использование природных ресурсов с минимальной нагрузкой на окружающую среду.

Для понимания смысла процесса экологизации общественного производства необходимо дать определение общественному производству как части экономической системы, представляющая собой множество предприятий, отраслей производства, сфер экономики, связанных между собой в единое целое разделением труда и специализацией [9, с.52]. Структурно общественное производство включает две сферы: материальное производство и не производственную сферу (табл. 4).

Таблица 4. Структура общественного производства [21, стр.53].

Общественное производство

Сфера материального производства

Не производственная сфера

• промышленность;

• сельское хозяйство;

• лесное хозяйство;

• строительство;

• транспорт в сфере; производства;

• связь по обслуживанию; производства

• торговля;

• общественное питание;

• материально-техническое снабжение.

• охрана здоровья и социальное обеспечение;

• образование;

• культура и искусство;

• жилищно-коммунальное хозяйство;

• непроизводственные виды обслуживания;

• пассажирский транспорт и связь;

• кредитование и страхование.

Для обеспечения рационального использования природных ресурсов предотвращения загрязнения окружающей среды и его последствий необходимо экологизировать материальную и не производственную сферы.

Основными направлениями экологизации материального производства являются:

1) разработка теоретических и методических основ экологизации субъектов хозяйствования разных форм собственности;

2) создание технических и экономических возможностей для экологизации производственного потенциала различных отраслей;

В свою очередь экологизация не производственной сферы предполагает:

1) создание условий для функционирования социально-экологической стабильности территории;

2) защиту населения от интенсивного воздействия загрязняющих факторов;

3) организацию системы экологического образования;

4) формирование экологически ориентированного жилищно-коммунального хозяйства.

В целом экологизация материальной и не производственной сферы осуществляется по следующим принципам: взаимосвязь и взаимообусловленность природных процессов; плановость и комплексность процессов экологизации; проведение научной экспертизы экологических программ и проектов; территориальный подход, учитывающий структуру природных ресурсов данной территории, социальные и экономические условия; изучение будущих экологических последствий, которые могут влиять на здоровье и условия жизни людей.

Поскольку общественное производство охватывает все сферы экономики, необходима концепция экологизации экономического развития в целом.

Важнейшими элементами новой концепции экологизации, по мнению П. Олдака являются следующие [20, с. 53-54]:

– координация усилий по достижению строго определенных целей на планетарном уровне (к примеру, преодоление нарастающего разрушения озонного слоя и потепление климата);

Реализация этой концепции предполагает формирование принципиально нового подхода к общественному производству, основанного на таком включении антропогенных процессов в вещественно-энергетический обмен глобальной Геосистемы, которое обеспечивало бы ее устойчивость и равновесие. «Настало время, когда необходимо экономику выводить на уровень обеспечения глобального равновесия и устойчивости Геосистемы, которая определяет важнейшую ценность - длительность жизненного цикла человечества на Земле» [24, с.113].

Таким образом, экологизация общественного производства - это закономерный процесс дальнейшего совершенствования экономических отношений в соответствии с уровнем развития производительных сил [16, с.20]. Согласно данному определению экологизация общественного производства подразумевает экологизацию экономики в целом. Под экологизацией экономики авторы работы [17,с.230–231] понимают «целенаправленный процесс преобразования экономики, направленный на снижение интегрального экодеструктивного воздействия процессов производства и потребления товаров и услуг в расчете на единицу совокупного общественного продукта». При этом «под интегральным экодеструктивным воздействием понимается приведение к единой интегральной базе результатов негативных последствий воздействия на человека и природные системы процессов производства и потребления предметов и услуг».

Можно предположить две составляющие экологизации экономики: экологизация потребления и экологизация производства.

Экологизация потребления предполагает вывод неэкологических товаров из конкурентной среды и рост конкурентоспособности экологически чистых товаров;

В научной литературе термин «экологизация производства» трактуется неоднозначно. Так в работе [15, с.47] под экологизацией производства понимается совокупность всех видов хозяйственной деятельности, обеспечивающих снижение негативного воздействия производства и предотвращения нарушения экологического равновесия в природной среде. Она может осуществляться по следующим направлениям: природосберегающая рационализация хозяйственной деятельности, направленная на совершенствование материального производства и непроизводственной сферы; природоохранная деятельность и экологическая ориентация размещения производства.

Экологизация производства рассматривается также с точки зрения разрешения эколого-экономических противоречий взаимодействия общества и природы [21]. Одним из направлений разрешения этих противоречий является экологизация существующего технологического способа производства, целью, которой является минимизация негативных изменений при максимизации получаемых от природы благ [21 с.42]. Речь идет о таком способе организации производственного процесса, когда при минимальных затратах живого и овеществленного труда и минимальном ущербе, причиняемого природной среде, общество достигает максимального выхода высококачественной продукции и обеспечивает максимальное сохранение окружающей среды [22, с. 100].

Экологизация производства является также процессом совершенствования организационно-экономических отношений. Она включает следующие основные моменты: рационализацию природопользования на основе согласования экономических и экологических интересов хозяйствующих субъектов, решение возникающих эколого-экономических противоречий; создание экономического механизма экологизации производства во всех сферах экономики согласно разработанной социально-экологической политике; снижение влияния дес-табилизирующих факторов на состояние окружающей среды путем проведения экологических мероприятий [14]. Экологизация производства предполагает устойчивое развитие экономики при условии обеспечения экологической безопасности.

На современном этапе научно-технического прогресса невозможно обеспечить абсолютную экологическую чистоту технологических процессов, поэтому образование определенной части отходов неизбежно [2, 31, 28, 16]. Отсюда следует, что затраты на предотвращение загрязнения окружающей среды и компенсацию отрицательных его последствий являются объективно обусловленными. Они приобретают статус общественно необходимых затрат, которые учитываются, регулируются, планируются и возмещаются в процессе расширенного воспроизводства.

Главными функциями экологизации производства являются: воспроизведенная, пространственная и социально-экологическая [29].

Воспроизведенная функция экологизации производства базируется на возможности создания оптимальных условий для воспроизводства естественного потенциала, который является целью эффективного использования его будущими поколениями.

Пространственная функция определяется созданием научно обоснованной системы экологического районирования, созданием территориальных схем природопользования, выявлением проблемных ситуаций внутри эколого-экономических районов. Она влияет на оптимизацию размещения производственных сил, рациональное природопользование и охрану окружающей среды. Главная цель этой функции - поиск оптимальных соотношений между деятельностью человека и природой.

Социально-экологическая функция связана с экологическим воспитанием населения, повышением культуры производства.

На уровне промышленной деятельности предприятия экологизация производства предполагает [18, с.60]:

1) экологизацию продукции, то есть разработку таких ее видов, при использовании которых наносится минимальный ущерб окружающей среде;

2) экологизацию технологии производства продукции, разработку безотходных и малоотходных технологий, эффективного очистного оборудования, средств автоматизации, измерений и контроля;

3) разработку вариантов получения новой полезной продукции из побочных отходов отрасли.

Экологизацию производства необходимо рассматривать комплексно. При этом под комплексной экологизацией производства понимается совокупность всех форм, методов и видов хозяйственной деятельности, обеспечивающих равновесие эколого-экономической системы во взаимосвязи с производственными ресурсами и конечными экологическими, экономическими и финансовыми результатами производства.

Таким образом, назрела необходимость формирования принципиально новой государственной экологической политики исходя из приоритетов и целей экологически устойчивого социально-экономического развития. Это предполагает новые формы управления развитием продуктивных сил, а так-же формирование эффективных регуляторов экологической ориентации экономики [2, 23, 30].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об охране окружающей среды" // Справочно-правовая система «Консультант+»

  2. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "Об экологической экспертизе" // Справочно-правовая система «Консультант+»

  3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об акционерных обществах" // Справочно-правовая система «Консультант+»

  4. Указ Президента РФ от 23.06.2010 N 780 (ред. от 21.05.2012) "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" // Справочно-правовая система «Консультант+»

  5. Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"// Справочно-правовая система «Консультант+»

  6. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2013 N 1720-р «Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // Справочно-правовая система «Консультант+»

  7. Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2013 N 1151-р «Об утверждении плана реализации в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы» // Справочно-правовая система «Консультант+»

  8. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2011 N 1316-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах» // Справочно-правовая система «Консультант+»

  9. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант+» // Справочно-правовая система «Консультант+»

  10. Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2011 N 2322-р «Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» (вместе с "Планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года") // Справочно-правовая система «Консультант+»

  11. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Справочно-правовая система «Консультант+»

  12. Постановление Правительства РФ от 15.09.2011 N 780 (ред. от 29.06.2013) "О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата" (вместе с "Положением о реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата") // Справочно-правовая система «Консультант+»

  13. "Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды" (одобрена Постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР, Президиума АН СССР от 21.10.1983 N 254/284/134) // Справочно-правовая система «Консультант+»

  14. Арбузов Г.М., Ласкин Б.М., Горский В.Г., Моткин Г.А. Оценка химической опасности предприятий в системе страхового экологического аудита // Труды второй Международной конференции "Теория и практика экологического страхования". Тезисы докладов. - М.: ИПР РАН, 2011

  15. Веклич О.А. Эколого-экономические противоречия.-К.: Наукова думка, 1991.-246 с.

  16. .Кислый В. Н. К вопросу о сущности понятия «Эколого-экономический ущерб» / В. Н. Кислый // Вісник СумДУ, Серія Економіка. ― 2007. ― № 1. Т.2. ― С. 43―50.

  17. Мельник Л.Г. Екологічна економіка: Підручник.-Суми: ВТД „Університетська книга”, 2002.-346

  18. Моделирование эколого-экономических систем: Учебное пособие / М.С. Красс. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

  19. Организация производства на промышленных предприятиях: Учебник / И.Н. Иванов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 352 с.

  20. Охрана окружающей среды в России. 2012: Стат. cб./Росстат. - M., 2012. − 266 с.

  21. Прокопенков С.В. Экологизация промышленности: инновационный аспект // Наука и экономика №2. – 2011. с.45-48.

  22. Промышленная экология: Учебное пособие / Б.С. Ксенофонтов, Г.П. Павлихин, Е.Н. Симакова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 208 с.

  23. Промышленная экология: Учебник / Ф.Ф. Брюхань, М.В. Графкина, Е.Е. Сдобнякова. - М.: Форум, 2011. - 208 с.

  24. Прыкин Б.В. Новейшая теоретическая экономика. Гиперэкономика (концепции философии и естествознания в экономике):Учебник. –М.:Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.-445с

  25. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат.  М., 2012.  990 с.

  26. Россия 2013: Стат. справочник/ Росстат. – М., 2013. – 62 c.

  27. Россия в цифрах. 2013: Крат.стат.сб./Росстат- M. -2013. - 573 с.

  28. Современный менеджмент: учебник / Под ред. М.М. Максимцова, В.Я. Горфинкеля. М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2012

  29. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева; Под ред. проф. Н.А. Казаковой. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 320 с.

  30. Экономика природопользования: Учебник / С.Н. Бобылев, А.Ш. Ходжаев; Московский Гос. Универ. им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2010. - 501 с.

  31. Экологически ответственный бизнес: Учебное пособие / А.М. Матягина, Е.В. Смирнова. - М.: Форум, 2012. - 192 с.

Приложение 1

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ АТМОСФЕРУ ВЕЩЕСТВ СТАЦИОНАРНЫМИИ ПЕРЕДВИЖНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

(тысяч тонн)

 

2010

2011

2012

Выброшено загрязняющих атмосферу веществ - всего

32353

32628

32469

в том числе:

     

стационарными источниками загрязнения

19116

19162

196301)

передвижными источниками – всего2)

13237

13465

12838

в том числе:автомобильным транспортом

13105

13325

12679

железнодорожным транспортом

132

140

160

Удельный вес выбросов от стационарных источников в общем объеме загрязняющих веществ, %

59,1

58,7

60,5

1) С учетом индивидуальных предпринимателей.

2) По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Приложение 2

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников, по видам экономической деятельности1)

 

I полугодие 2013г.,тыс.тонн

В % к I полугодию 2012г.

Всего

9285,0

96,7

из них:сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

80,4

110,6

добыча полезных ископаемых

2630,7

91,7

из них добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

2402,7

90,4

обрабатывающие производства

3095,1

96,6

из них:производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

58,5

95,8

обработка древесины и производство изделий из дерева

44,1

108,0

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

65,3

97,0

производство кокса и нефтепродуктов

364,4

96,5

химическое производство

173,9

102,0

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

216,7

106,0

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

2038,9

95,0

из них металлургическое производство

2024,7

95,0

производство машин и оборудования

36,9

109,3

производство транспортных средств и оборудования

45,4

90,2

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2099,2

97,7

транспорт и связь

1049,8

103,2

1) Предварительные данные.

приложение 3

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ АТМОСФЕРУ ВЕЩЕСТВ, ОТХОДЯЩИХОТ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 2012 г.1)

(тысяч тонн)

 

Добычаполезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Российская Федерация

6128,4

6406,5

4164,4

Центральный федеральный округ

50,7

770,8

403,7

Северо-Западный федеральный округ

623,7

791,7

386,5

Южный федеральный округ

106,0

297,9

176,0

Северо-Кавказский федеральный округ

23,6

27,1

47,5

Приволжский федеральный округ

1024,1

829,4

278,2

Уральский федеральный округ

2857,0

822,3

792,2

Сибирский федеральный округ

1330,8

2821,3

1555,2

Дальневосточный федеральный округ

112,4

46,1

525,1

1) С учетом индивидуальных предпринимателей.

2) Знак (…) означает, что данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от респондентов, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (п.5, ст.4; ч.1, ст.9).

Просмотров работы: 1994