ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА К ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Алейникова С.Н. 1
1ФГАОУ ВПО "Южный Федеральный Университет" филиал в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На всех этапах развития человечества общество не оставалось равнодушным к тем, кто имел психические или физические нарушения. История развития проблемы инвалидности прошла сложный путь — начиная от физического уничтожения, непризнания, изоляции, до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, психосоциальными нарушениями в общество, создания для них безбарьерной среды. Иначе говоря, инвалидность становится проблемой не только одного человека, но и всего общества.[1]

По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов.[2]

Термин «инвалид» происходит от латинского корня (valid - действенный, полноценный, могущий) и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. В Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со 2-й половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны, в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности, происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.[1]

Полное определение инвалидности дает Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:[3]

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.[3]

В последние годы проблема инвалидности приобрела особую актуальность и остроту. Это связано как с ростом числа инвалидов, так и с изменением отношения к данной проблеме общества.

Отклонение от нормы в организме человека может иметь место при рождении или быть приобретенным в результате травмы или болезни. Длительно текущая болезнь приводит к изменениям в структуре тела и внешнего вида, а также к функционированию органов и систем. Деятельность или поведение индивида могут измениться в результате развития болезни и возникновения нарушений.[4]

Если рассматривать функциональную деятельность и активность индивида, ограничение жизнедеятельности представляет собой pасстройство на уровне личности. Понимание индивидом своей болезни и ограничение деятельности как полноценного человека делает его ущербным по отношению к окружающим, и тогда болезнь приобретает социальный характер. А это в свою очередь отражает социальную недостаточность (другими словами - социальную дезадаптацию), вытекающую из нарушения и ограничения жизненных функций.

Социальный уровень развития болезни отражает реакцию общества на состояние индивида и проявляется во взаимоотношениях человека с обществом.

Получается, что нарушение или недостаток - это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции. Нарушение характеризуется потерями или отклонениями от нормы, которые могут быть временными или постоянными. Понятие «нарушение» подразумевает наличие или появление аномалий, дефект или потерю конечности, органа, ткани или других частей тела, включая систему умственной деятельности. Нарушение представляет собой отклонение от некоторой нормы в биомедицинском состоянии индивида, и определение характеристик этого статуса дается врачами - специалистами, которые могут судить об отклонениях в выполнении физических и умственных функций, сопоставляя их с общепринятыми.

Ограничение жизнедеятельности- это любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые считают нормальными для человека данного возраста. Если нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограничение жизнедеятельности относится к сложным или интегрированным видам деятельности, обычным для индивида или организма в целом, таким как выполнение заданий, владение навыками, поведение. Основной характеристикой ограничения жизнедеятельности служит степень его проявления. Большинство лиц, занятых оказанием помощи инвалидам с ограниченной жизнедеятельностью, обычно строят свою оценку на градации тяжести ограничения в выполнении действий.

Социальная недостаточность - это социальные последствия нарушения здоровья, такой недостаток данного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или совсем не может выполнять обычную для его положения роль в жизни (в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения).

В медицинской модели инвалидности все внимание концентрируется на физической или психической патологии, и, следовательно, инвалид нуждается в лечении, реабилитации и приспособлении к жизни в обществе.

Социальная модель, авторами которой являются сами люди с ограниченными возможностями, рассматривает проблему инвалидности не с точки зрения патологии и физических недостатков, а во взаимосвязи отдельного человека с окружающей его средой и обществом. С этой точки зрения ограниченные возможности не вызваны недугом, а обусловлены дискриминацией и неготовностью психологически принять инвалидов как полноправных членов, а также барьерами, существующими в окружающей среде.[4]

К условиям обеспечения достойного качества жизни инвалидов относится удовлетворение их потребностей. Эти потребности касаются различных социальных аспектов и личных сторон жизни и во многом схожи с потребностями каждого гражданина.

С наступлением инвалидности у человека возникают трудности связанные с адаптацией к жизненным условиям. Людям с ограниченными возможностями во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, сфере досуга, бытовых услуг, информации и каналам коммуникации, общественный транспорт практически не приспособлен для пользования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Все это способствует их изоляции и чувству отчуждения. Инвалид живет в более замкнутом, обособленном от остального общества пространстве. Ограниченность общения и социальной активности создает дополнительные психологические, экономические и другие проблемы и трудности для самих инвалидов и их близких. Существуют как социальные, так и экономические препятствия для сексуальных взаимоотношений и заключения брака среди людей с инвалидностью.

Социально-психологическое самочувствие большинства инвалидов характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, неуравновешенностью, тревожностью. Многие чувствуют себя изгоями общества, ущемленными в своих правах.[5]

Одним из условий полноценного социального участия для инвалида является получение им общего и профессионального образования,приобретение конкурентоспособной и престижной профессии. Получение инвалидами общего и профессионального образования является не только правом, но и реальной возможностью. Однако, несмотря на определенные прогрессивные изменения в сфере образования инвалидов, реализовать свои права и получить эти возможности может не каждый желающий.

Затруднено и трудоустройство инвалидов, проблема в том, что многие не имеют опыта в поиске работы и необходимой информации о деятельности службы занятости.

В России инвалидам затруднен доступ к объектам социальной инфраструктуры - учреждениям здравоохранения, образования, культуры и спорта, бытовых услуг (парикмахерских, прачечных и т.п.), местам работы и отдыха, многим магазинам в связи с архитектурными и строительными барьерами, неприспособленностью общественного транспорта для пользования лицами с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дефектами сенсорных органов.

Недоступность социальных объектов и игнорирование потребностей лиц с физическими дефектами значительно понижают возможность их полноценно участия в жизни общества.

Таким образом, в Российской федерации формирование понятия «инвалидность» началось с Петра Первого и его сущность практически не менялась.

В настоящее время человек, получивший статус инвалида, сталкивается с огромными трудностями в жизни: нет пандусов к учреждениям, ограничения в пространстве, отсутствие досуга и д.р.

Литература:

  1. Холостова Е.И. Социальная радотаис инвалидами: Учебное пособиею – 2-е изд. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. С 6-8.

  2. Технологии социальной работы с инвалидами [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/sociology/00243038_0.html

  3. Российская Федерация. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 312-ФЗ) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok.html

  4. Зозуля Т.В. Комплекснаяреабилитация инвалидов [Текст]: учеб. пособие для для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Зозуля, Е. Г. Свистунова, В.В.Чешихина; под ред. Т.В.Зозули. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 304 с.

  5. Комплексная реабилитация инвалидов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://jamesbaker.ru/kompleksnaya-reabilitaciya-invalidov/2/

Просмотров работы: 5114