ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И ПСИХОГИГИЕНА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И ПСИХОГИГИЕНА

Кириченко Ю.В. 1
1ФГАОУ ВПО "Южный Федеральный Университет" филиал в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профессиональная деятельность социального работника является одной из сложных и относится к группе особо подверженных риску профессиональной деформации личности. Это связано с постоянными стрессовыми ситуациями и эмоциональными нагрузками, в которые попадает социальный работник в процессе сложного взаимодействия с клиентом: с постоянным погружением в проблемы клиентов, с личной незащищенностью специалиста и с другими социально-психологическими факторами, которые оказывают непосредственное влияние (часто негативное) на здоровье, личность и профессиональную деятельность социального работника.

Социальному работнику, вовлеченному в постоянный психологический контакт с клиентом, угрожает так называемый синдром «эмоционального выгорания». Он проявляется в нарастающем безразличии к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизации в форме негативизма по отношению как к пациентам (клиентам), так и к сотрудникам, в ощущении собственной профессиональной несостоятельности, в неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни.[1] Это связано с тем, что при работе с клиентом социальный работник использует не только свой профессионализм, но также и свою личность.

Одним из показателей синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности является состояние психической напряженности, вызванной конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящих к ощущениям дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистическим настроениям.[2]

Можно сказать, что любой человек, имеющий дело со стрессовыми ситуациями и эмоциональными нагрузками, подвержен риску возникновения данного синдрома. Однако синдром эмоционального выгорания развивается чаще у тех, кто склонен к чрезмерному сочувствию, мечтаниям, идеалистическому отношению к работе. Он является в значительной мере атрибутом профессий, связанных с общением, тесным личным контактом с другими людьми.

В системе профессий «человек-человек» синдром эмоционального выгорания может представлять собой некий механизм психологической защиты, представляющий собой полное или частичное исключение эмоций в ответ на воздействия травмирующего характера. Так, например, врачи специально не показывают свои эмоции, тем самым защищая свою профессиональную деятельность и в первую очередь свою личность от данного синдрома. Если врач будет демонстрировать свои эмоции и переживания, то он не сможет провести даже самую простую операцию по вырезанию аппендицита.

Эмоциональное выгорание, тем не менее, является элементом деформации профессиональной деятельности и самой личности профессионала, оказывая значительное негативное влияние: препятствует профессиональному росту специалиста, приводит к снижению качества профессиональной деятельности, а в запущенных формах может приводить к полному психическому истощению и даже разрушению личности.

В практике социальной работы профессиональное выгорание встречается очень часто. Можно сказать, что особо этому подвержены, те, кто проработал в социальной сфере уже много лет и также те, кто только приступил к работе, и пока еще не достаточно компетентен.

Характерными чертами выгорания являются эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений, которые приводят к профессиональной деформации деятельности и личности социального работника. Безразличие или частичное отсутствие эмоций обычно приводит к нарушению этических и профессиональных норм социальным работником, что может выражаться в грубости, унижении клиента и т.д. Работоспособность и качество труда снижаются; сам специалист испытывает чувство некомпетентности.

Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, уметь предупреждать синдром [3]. Для того чтобы предупредить риск возникновения профессиональной деформации в сфере социальной работы и во многих других сферах, используют методы психогигиены. Психогигиена - это отрасль социальной медицины, психологии и гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья человека. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой и их разграничение в значительной мере условно, так как сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждения психических заболеваний.[4]

Психогигиена имеет несколько направлений:

1. Работа со здоровыми людьми, с целью повышения устойчивости и сопротивляемости психического здоровья к различным вредным факторам внешней среды.

2. Работа с больными людьми, с целью предупредить развитие начальных форм психических заболеваний.

Основная цель психогигиены заключается в изучении и предупреждении вредного влияния социальной среды на психическое здоровье человека. Психогигиена исследует влияние внешней среды на психическое здоровье, выделяет из нее факторы, вредоносно действующие на человека, определяет пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психику. В психогигиене выделяют такие разделы как возрастная психогигиена, психогигиена быта, семейной жизни, трудовой деятельности и обучения, слаженное взаимодействие которых, способствует развитию психически здоровой личности. Как наука и как комплекс мероприятий психогигиена пока не накопила достаточного количества знаний и собственных методов исследования, чтобы стать в полной мере самостоятельной, в ней чаще используются методы психотерапии, такие как групповая психотерапия, социально-психологический тренинг и др.

Активное внедрение методов психогигиены видится крайне необходимым на данном этапе развития социальной работы. Психогигиена является эффективным средством предупреждения и преодоления профессиональной деформации личности социального работника, т.к. она обеспечивается его толерантностью к синдрому эмоционального выгорания. Развитие теории и практики психогигиены требует создания новых форм ее организации. В настоящее время только начинают создаваться специальные психогигиенические учреждения для лиц практически здоровых, но находящихся в кризисных ситуациях: медико-психологические семейные консультации, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки, кабинеты социально-психологической помощи, телефонное консультирование и др.; их практически нет в системе социальной работы. Крайне важно обеспечить действенными и доступными механизмами и средствами психогигиены учреждения социальной сферы. Эта задача может и должна решаться в организационном аспекте управленцами с привлечением интеллектуальных и моральных ресурсов штатных психологов и самих социальных работников: на базе учреждений могут действовать кабинеты психологической разгрузки, комнаты отдыха и рекреации, проводиться тренинги, семинары, конференции; необходимо целенаправленно организовывать корпоративный досуг, отдых, спорт, игровую деятельность, творчество сотрудников; обучение, развитие и ротацию кадров и т.д.

Литература:

1.       Эмоциональное выгорание [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EC%EE%F6%E8%EE%ED%E0%EB%FC%ED%EE%E5_%E2%FB%E3%EE%F0%E0%ED%E8%E5

2.       Фирсов М.В. Теория социальной работы. Профессиональные деформации личности [Электронный ресурс] / М.В.Фирсов. - Режим доступа: http://www.univer5.ru/sotsialnaya-rabota/teoriya-sotsialnoy-rabotyi-firsov-m.v.-333/Page-151.html

3.       Синдром эмоционального выгорания как риск, связанный с деятельностью в социальной работе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.newreferat.com/ref-18100-23.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров работы: 7248