ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Мязин А.С. 1, Зубаткина С.С. 1
1ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с определением ВОЗ, здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Проблема развития здоровой личности является центральной проблемой достаточно новой области научного знания – психологии здоровья. Исследования по специфике психологии здоровья дошкольников пока не многочисленны. Правильно поставленное воспитание, утверждал В.М. Бехтерев, играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении его физического и психического здоровья.

Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Отношение ребенка к своему здоровью зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Вначале это отношение проявляется в форме страха, который появляется у ребенка в связи с боязнью, что ему будет больно. Затем чувство страха сменяется тревожным ожиданием, далее любопытством. Наше исследование показало, что у детей среднего дошкольного возраста формируется представление о здоровье как «не болезни». Угрозу для здоровья они видят со стороны внешней среды. У детей 6-7 лет наблюдается смешение понятий «здоровый», как хороший или большой. Старшие дошкольники определяют угрозы своему здоровью как от внешней среды, так и от собственных действий, а некоторые (32% из числа опрошенных) соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. 60% детей соотносят физкультурные занятия с укреплением здоровья. Необходимо отметить, что в целом отношение старших дошкольников к своему здоровью остается достаточно пассивным. Мы считаем, что причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем. По мнению Алямовской В.Г. причиной также является не осознание опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья. Исследование показало, что проявление детьми в старшем дошкольном возрасте самоохранительного поведения определяется их представлением о здоровье, понимании связи между состоянием своего организма и собственной заботой о нем.

Таким образом, закрепление в повседневной жизни правил гигиены, мотивации занятий физкультурой может существенно изменить отношение к своему здоровью у детей дошкольного возраста. При формировании потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста необходимо соблюдение следующих условий:

1. Гигиенически организованная социальная среда обитания.

2. Наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, направленной на приобретение детьми необходимых знаний, навыков и привычек ухода за собой, своим телом.

3. Овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

4. Реализация принципа резонанса при организации физкультурной деятельности детей. Создание ситуаций для проявления детьми своих физических и личностных возможностей.

Соблюдение выделенных условий позволит сформировать понимание детьми уже в дошкольном возрасте роли физического, психического и социального здоровья, а также привычки здорового образа жизни.

Сформированность отношения к здоровью является основой формирования потребности в здоровом образе жизни, а наличие этой потребности формирует у ребенка позицию созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

Литература

1. Алямовская В.Г «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 4-5. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 44с.

2. Физкультурная деятельность в структуре здорового образа жизни дошкольников : сборник материалов II городского научно-практического семинара /под ред. Г.В. Тугулевой, Н.М. Чугуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – 108 с.

Просмотров работы: 1559