ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В РОССИИ

Кучкурдина Т.А. 1
1Филиал ЮФУ в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Здоровье – одна из самых главных человеческих ценностей, источник радости, счастья, залог оптимальной реализации личности. Есть только один способ быть здоровым и обеспечить здоровье своему потомству – уметь сохранять и укреплять собственное здоровье.

О здоровье много говорят, пишут, но мало кто из нас заботится о нем всерьез. Люди очень быстро забывают о своих недугах и, стремясь к приятным ощущениям, не требующим напряжения и усилий, отдаются во власть порочных привычек. Но приятное для человека зачастую имеет неприятные последствия для его организма.

Что значит быть здоровым? Во всем мире здоровье определяется как гармоничное сочетание физического, духовного и социального благополучия. Такой подход к здоровью позволяет правильно оценить себя и использовать все свои возможности, которыми располагает человек для повышения качества здоровья. Здоровье недостаточно рассматривать с чисто биологических позиций – человек существо общественное, социальное, хотя и сохраняет черты породившей его природы. Поэтому наиболее полно определить качество здоровья можно с учетом образа жизни, поведения и деятельности, что характеризует социальное благополучие человека.1

Формирование мотивации здоровьесберегающего поведения, направленное на удовлетворение жизненно важных биологических потребностей человека,- одно из важнейших задач профилактической работы учреждений здравоохранения и образования.

Образование и здоровье затрагивает интересы многих людей — учителей, врачей, ученых, политиков, промышленников, бизнесменов, да и каждого из нас. В настоящее время назрела необходимость широкого привлечения общественных организаций к осуществлению комплексной стратегии реализации национальных Проектов — «Образование» и «Здоровье».

Сегодня в качестве общественного координатора, объединяющего всю инфраструктуру общества по повышению качества образования и укреплению здоровья подрастающего поколения, выступает Всероссийское движение «ДЕТИ РОССИИ ОБРАЗОВАНЫ И ЗДОРОВЫ — «ДРОЗД», созданное в 2003 году в рамках программы деятельности Некоммерческого партнерства с одноименным названием.

В течение пяти лет НП «ДРОЗД» активно продвигает в жизнь все лучшие инновационные проекты, направленные на совершенствование образования и физического воспитания, пропаганду здорового образа жизни среди детей и молодежи, поддержку профессионального роста работников физической культуры и спорта.2

Важнейшим результатом инновационной деятельности НП «ДРОЗД» за последнее время является проектирование и внедрение в жизнь новой модели образовательного учреждения — «СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» (далее «СОЦ»), оптимально отвечающего современным требованиям образовательной и, в целом, социальной политики и практики.

В России проблема здоровья населения и человека является приоритетной задачей государства и общества. Обеспечение национальных интересов России в области сохранения и укрепления здоровья граждан страны сегодня требует гораздо более тесного и эффективного взаимодействия общества, бизнеса и государства на всех уровнях.

Концептуальные моменты создания «СОЦ» нашли свое преломление через формулировку целостной системы идей и принципов по разным векторам, обсуждение которых активно проходило с представителями всех отраслевых структур и ассоциаций, в том числе, рынка труда, бизнес-сообщества.

Ключевой идеей, возникшей на этапе проектирования «СОЦ», является положение о развитии «СОЦ» как учреждения нового типа, способного реализовать в комплексе образовательные и оздоровительные задачи, стоящие перед системой образования на региональном и общенациональном уровне.

На первый план выдвигается также признание необходимости интеграции физического и спортивно-ориентированного воспитания на всех уровнях образования, начиная с детских садов и заканчивая выпускниками школ. Спортивное воспитание детей и молодежи рассматривается нами как общегуманистический процесс, в процессе которого создаются благоприятные условия для поддержки спортивных талантов, ориентации в мире спорта, формирования интереса и желания проявить себя в коллективных играх-эстафетах, соревнованиях.

Новая модель образовательного учреждения «СОЦ» была создана в регионах расположения градообразующих предприятий: в Московской (г. Воскресенск), в Вологодской (г. Череповец), в Мурманской (гг. Кировск и Апатиты), в Саратовской (г. Балаково) областях. Градообразующие предприятия — это такие крупные структуры производства фосфорсодержащих минеральных удобрений, как ЗАО «ФосАгро АГ», ОАО «Аммофос», ОАО «Череповецкий Азот», ООО «Балаковские минеральные удобрения», крупнейшее в России предприятие по производству апатитового концентрата ОАО «Апатит». С самого начала эти предприятия проявили особую заинтересованность и ответственность не только в воспитании здорового и образованного поколения, но и будущего кадрового потенциала своих производств.

Источниками финансирования созданных «СОЦ» являются различные виды поступлений: целенаправленные государственные вложения; средства со стороны региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; средства Попечительских Советов. Значительная часть инвестиций поступает со стороны компании «ФосАгро» и ее структурных подразделений. За счет привлечения их финансовых средств была модернизирована физкультурно-спортивная база путем приобретения современных комплексов оборудования и возведения новых спортивных объектов. Кроме того, данный источник финансирования позволил обеспечить и оплату специалистов за дополнительные часы занятий.

Организационную основу «СОЦ» составляет единое образовательное и здоровьесберегающее пространство, которое объединяет разные структуры — дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательная школа, детско-юношеская спортивная школа. Новая инфраструктура учреждения позволила реально воплотить в жизнь принцип непрерывности образования и физического воспитания на разных уровнях образования и на разных возрастных этапах.

Действенным механизмом обеспечения непрерывности учебно-оздоровительного процесса в рамках «СОЦ» стала единая комплексная программа физического и спортивно-ориентированного воспитания, содержание которой составляет два взаимосвязанных направления: физкультурно-оздоровительное и спортивно-оздоровительное. Необходимый уровень дифференциации программного содержания достигается благодаря специализации основных направлений педагогической работы-мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности;3 дополнительных занятий спортивной направленности; организации кружков, секций и спортивно-массовых мероприятий на каждом возрастном этапе развития ребенка. Возрастной аспект детей, охваченный единым образовательно-оздоровительным процессом, составляет от 4 до 16–17 лет.

Отличительной особенностью методического сопровождения всех форм физической активности является широкое применение метода тренировки и спортивно-ориентированных технологий. В программу занятий и секций включены разные виды спорта: волейбол, баскетбол, спортивная гимнастика, художественная гимнастика, настольный теннис, лыжный спорт, борьба и др. В рамках дополнительного образования постоянно ведется поиск расширения их спектра на основе добровольного выбора учащимися вида спорта; формирования общих и специальных двигательных способностей; спортивного отбора среди занимающихся детей.

К организации уроков и дополнительных занятий по физкультуре активно привлекаются тренеры спортивных школ, специалисты по физической культуре, бывшие спортсмены. Высокий уровень профессиональной компетенции преподавателей позволяет постепенно переходить от базовой программы воспитания к программе углубленного со-держания физического воспитания со спортивной направленностью.

В целом, за счет внедрения новой системы организации физического и спортивно-ориентированного воспитания внутри «Спортивно-оздоровительного Центра удалось получить позитивные сдвиги по комплексу показателей:

  • добиться существенного улучшения показателей здоровья и физического развития воспитанников и учащихся;

  • расширить их объем двигательной активности в 1,5–2 раза, сократить время бесцельной деятельности и неорганизованного досуга;

  • увеличить на 10–15 % количество детей, участвующих в соревнованиях, конкурсах, физкультурно-спортивных праздниках, фестивалях, сформировать у них позитивное отношение к спорту;

  • своевременно выявить детей с ярко выраженными двигательными способностями;

  • повысить рейтинг новой модели образовательного учреждения «СОЦ» среди родителей и общественности.

С учетом изложенных позиций дальнейшее развитие «Спортивно-

Оздоровительных Центров» в среднесрочной перспективе (на 2-3года) будет осуществляться по следующим приоритетам в конкретных направлениях деятельности НП «ДРОЗД».

  1. В части нормативно-правового регулирования образования:

  • разработка примерного положения о Спортивно–оздоровительном Центре, регламентирующего структуру и деятельность Центра, кадровое обеспечение, а также систему используемых программ и технологий;

  • формулировка предложений по совершенствованию правовых актов в контексте внедрения «СОЦ» в сферу образования;

  • обеспечение организационно-правовых форм расширения деятельности общественных организаций (включая государственно-частное партнерство и) в области образования.

  1. В части управления образованием:

  • формирование и реализация целостной концепции непрерывности физического и спортивно-ориентированного воспитания в образовательных учреждениях;

  • развитие механизмов координации разноуровневых образовательных учреждений (детский сад, школа, ДЮСШ) в рамках единой образовательной структуры «СОЦ»;

  • разработка индикаторов эффективности новой модели образования;

  • осуществление взаимодействия между «СОЦ», созданных в разных регионах.

  1. В части экономики образования:

  • разработка моделей внебюджетного финансирования системы дополнительного образования, вариативных образовательных программ, оплаты труда преподавателей;

  • оценка результатов инвестирования в сфере дополнительного образования, включая деятельность некоммерческих организаций.

  1. В части структуры и содержания образования:

  • уточнение структуры новой образовательной модели, включая целевые компоненты различных подсистем;

  • научно-методическое обоснование интеграции основного и дополнительного образования по физической культуре и спорту;4

  • создание комплексной образовательной программы по физическому и спортивно-ориентированному воспитанию;

  • участие в разработке образовательных стандартов нового поколения по физической компетентности воспитанников и учащихся;

  • создание условий для внедрения инновационных образовательных технологий (включая организационно-методическое сопровождение, проведение конференций, курсов повышения квалификации).

1 http://student.zoomru.ru/bio/biologicheskie-aspekty-zdorovogo-obraza-zhizni/20035.157113.s1.html

2 http://festival.1september.ru/articles/557275/

3 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

4 http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-1

Просмотров работы: 1370