КУКЛА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КУКЛА В ИСТОРИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ

Сибилева Т.Е. 1, Валькевич С.И. 2
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «ИвГУ», Шуя, Россия
2Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», факультет искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «кукла» достаточно сложно и многогранно, а сама она очень многолика. Предназначение кукол породили бесконечное множество её видов и форм. Но есть куклы, чья функциональность имеет значение – это куклы в исторических костюмах народов мира разных эпох. Исторический костюм в отличие от современного связан с религиозными представлениями, многовековой обрядовой традицией, включён в жесткую семантику установлений эпохи (половозрастную, сословную, конфессиональную и др.). Любая культура развивается в двух направлениях – сохранения традиций и их обновления. Согласно взглядам Ю.М. Лотмана, культуры могут плавно перетекать одна в другую, незаметно изменяя ценностные приоритеты, вынося на периферию культурологических процессов то, что некогда было их основной движущей силой. А в некоторых случаях изменение культурных традиций сопровождается взрывом, когда всё предыдущее опровергается в угоду новым идеалам и новым, но зародившимся в недрах прежней культуры образам-маскам. Так произошла замена русского платья общеевропейским модным костюмом в начале XVIII столетия после ряда специальных указов Петра I. Костюм – явление культуры, тесно связанное с её духовными, эстетическими, социальными особенностями. Поэтому через знакомство с костюмом ушедшей эпохи вполне возможно материализовать образ человека того времени, сопоставив его с нами сегодняшними, выявить специфику иной системы мышления, иной картины мира. Культурологическое изучение образа человека прошлого имеет свою специфику и требует определённого уровня знаний по истории, краеведению, литературе, философии, этнографии, изобразительному искусству. «Начало индустрии моды было положено в конце XVII в., когда некие предприимчивые парижские торговцы одеждой, снарядив для путешествия двух кукол – Большую Пандору и Малую Пандору, отправили их по городам Европы рекламировать великолепные французские наряды и нижнее платье. Это стало настоящим событием для светских модниц. В ту пору бесконечных войн такая поездка могла быть небезопасной. Однако пушечные залпы умолкали при приближении повозки с куклами, и её пропускали через все границы» (Орлова Л. Азбука моды. М., 1989). Ценность реконструкции исторического костюма на куклах заключается в том, что понимание прошлого через духовный мир человека поможет формированию на мировую культуру в общем и на отечественную в частности более целостного взгляда, так необходимого сегодня.

Потенциал куклы в историческом костюме огромен, и современным художникам-кукольникам еще предстоит раскрыть новые грани и возможности этой темы.

Просмотров работы: 1114