ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Фортовая О.А. 1, Белецкая Е.А. 1
1ГБОУ ВПО Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом. Гегель определял понятие личности как социальную характеристику человека, то есть осознание себя, внешнего мира и места в нем.

В настоящее время множество проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, нашим современным правительством уделяется ничтожное внимание проблемам молодежи, хотя в последнее время оно возрастает. Каковы же требования молодежи в процессе социализации, чем вызваны эти требования, и какова роль культурных объединений в формировании мировоззрения будущего члена общества?

Чтобы подробно разобраться в волнующих нас вопросах, следует рассмотреть что называют социокультурными объединениями.

Cоциально-культурными объединениями считаются социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Их задача заключается в создании необходимых условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой активности людей. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. Такие объединения включают в себя: клубы, дома культуры, молодежно-досуговые центры, учреждения дошкольного образования, кружки по интересам, самодеятельные объединения.

В процессе участия и межличностного взаимодействия внутри социокультурного объединения, подросток накапливает определенный дополнительный опыт, формирующийся на основе культурного творчества, который базируется либо на определенной сфере воздействия, либо выступает совокупностью различных видов творчества. Таким образом, культурно-досуговые организации становятся аккумулятором опыта и традиций культуры, образования и просвящения.

Не развитая система досуга молодежи в свою очередь может привести к определенным негативным социальным процессам, в связи с неполной занятостью свободного времени подростка, не достаточной организацией досуга, и неопределенностью личностных интересов и приоритетов. Такими негативными проявлениями могут стать неформальные объединения, причинами появления которых являются желание утвердиться, привлечь к себе внимание. Последствиями развития таких негативных неформальных процессов могут быть такие проявления личности как вызов обществу, протест, вызов собственной семье, отсутствие цели в жизни. Исходя из этого, можно сказать, что участие и вовлеченность в объединения культурного характера, являются профилактикой и лечением таких социальных проблем, связанных с развитием и становлением личности молодого человека.

Ярким примером таких социально-культурных объединений является ДК «Оскол», который находится и успешно функционирует в городе Новый Оскол. Данная организация включает в себя множество структурных подразделений, которые соответствуют определенным творческим направлениям. Одним из таких подразделений является подростковый клуб «Время». Количество детей, занимающихся в клубе на 1 января 2012года, составляло 387 человека, что уступает по численности результатам 2013 года.

Солисты и творческие коллективы - постоянные участники всех городских и районных мероприятий. С обязательным участием коллективов клуба "Время" проходят межрайонные культурно-спортивные эстафеты, творческие отчеты Новооскольского района в городе Белгороде.

Подростки, которые покинули клуб для профессиональной подготовки в других городах, по-прежнему принимают активное участие в художественной самодеятельности своих высших и средне-специальных учебных заведений и концертах Дворца культуры "Оскол". Многие участники клуба избрали творческие начинания как будущую профессию.

27 октября 2013 года в ДК "Оскол" состоялось торжественное открытие клуба "Перекресток". Он был организован по инициативе самих подростков. В клубе находят свое применение как ребята подросткового клуба «Время», так и участники театральных и танцевальных кружков. Ребята уже активно включились в различные акции и мероприятия, проводимые в городе, районе и области. В рамках данного клуба инициативные участники планируют вести культурную деятельность социальной направленности: бороться за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, способствовать сохранению памятники культуры, осуществлять безвозмездную помощь, реставрировать их, заботиться об инвалидах и престарелых людях, по-своему бороться с коррупцией.

Такая активная социальная позиция молодежи говорит о формировании творческого начала, закладки прочного фундамента, который способствует становлению и реализации личности в обществе.

Формирование личности — сложный процесс, находящийся под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. Ученые утверждают, что в качестве основного фактора в процессе формирования личности выступает социальное влияние в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи). Практически все компоненты данного комплекса реализуются на базе социокультурных объединений.

Культурно-творческие организации, посредством приобщения молодежи к искусству, ремеслу или знаниям способствуют становлению индивидуализации личности, когда, с одной стороны, он усваивает и изучает определенные дисциплины приобщаясь к нормам и требованиям в той или иной отрасли, а с другой – вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность. При этом происходит взаимная трансформация и личности, и социальной сферы.

Социально-культурные объединения дают не только профессиональную организацию досуга молодежи, но и непосредственное общения с окружающими людьми, способствующая тому творческая атмосфера, интегрирует в единое целое участников культурного процесса, воспитывая в подростках морально-нравственные качества, необходимые для успешной социализации в обществе, иногда выявляя лидерские качества.

Таким образом, на современном этапе развития общества следует уделять большое внимание проблемам молодежи, так как становление и совершенствование личности будущего гражданина напрямую зависит от разностороннего воздействия на нее культурными и творческими ресурсами, которыми обладают общественные социально-культурные организации. Участие подростков в подобных объединениях прививает чувство нужности, вовлеченности в деятельность, воспитывает активную жизненную позицию, воздействуя на развитие нравственных качеств и развитие личности в целом.

Список использованных источников:

  1. Арсентьев, Е.А. Молодежные организации современной России / Е.А. Арсентьев. Преподавание истории в школе. 2005. –1724с.

  2. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. уч. пособие. –М.: МГУКИ, 2004. –539 с.

  3. Фролов, С.С. Социология. / С. С. Фролов. уч. пособие - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. – 344 с.

Просмотров работы: 2760