ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Назипова Г.Х. 1, Калацкая Н.Н. 1
1К(П)ФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

По мнению Эльконина Д.Б. «игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [6, c.21].

Игра является не только увлекательным занятием для детей, но также игра-это важнейшее средство их воспитания и развития. Она очень созвучна природе ребенка. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра была и остается основой творческого развития, развития воображения, абстрактного мышления, овладения знаниями, освоения правил и норм поведения людей в обществе. С помощью игры у ребенка формируются основы восприятия и анализа реальности, от которых будут зависеть его дальнейшее развитие и социализация.

Н. К. Крупская писала, что «игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.» [3, c.203-204].

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Существует много различных классификаций. Рассмотрим новую классификацию детских игр, разработанную С.Л.Новоселовой. В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

I. Игры возникающие по инициативе ребенка (детей) – самостоятельные игры: игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры.

II. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие (дидактические; сюжетно-дидактические; подвижные); досуговые игры (игры-забавы; игры-развлечения; интеллектуальные; празднично-карнавальные; театрально-постановочные).

III. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей (традиционные или народные).

Изучению различных аспектов игровой деятельности посвящены работы Л.А. Задои, О.В. Миновской, Е.Е. Тимофеевой, Р.А. Лахина, В.В. Заболтиной, Ю.А. Устименко, Н.П. Орловой, Е.В. Фабрикантовой, Е.А. Репринцевой.

Игра – это близкая природе ребенка деятельность, которая при правильном выборе и организации будет эффективным средством воспитания и развития детей. Использование игр в работе с младшими школьниками было и остается актуальным в наши дни. И сейчас педагоги для обучения и воспитания используют игры, поскольку через них ребенок легко осваивает новый материал и включается в разные виды деятельности.

Так как игра влияет на развитие и воспитание разных аспектов жизнедеятельности детей, то их применение охватывает широкую область.

После того, как мы изучили и проанализировали научно-публицистическую литературу, нами были найдены разные игры, которые применяются разными педагогами в школах разных городов.

Широко применяются игры-уроки по разным школьным предметам. Например, О.В. Бобкова (учитель начальных классов высшей квалификационной категории, школа № 10, г. Россошь, Воронежская область) проводит интегрированный урок- игру (Окружающий мир-математика) по теме -«Верные друзья и помощники человека» [1, c.29-32].

И.Л. Михайлова (учитель начальных классов, с.Кукнур, Сернурский район, республика Марий Эл) на уроках окружающего мира проводитинтеллектуально-познавательную игру «Звездный час».

Цель игры: привить чувство любви и бережного отношения к природе, как к фауне, так и к флоре. [4, c.20-22]

Педагоги широко применяют игры как средство укрепления здоровья, улучшения координации, формирования здорового образа жизни. Например, И.В. Боброва (учитель начальных классов, с. Русский Ишим, Городишенский район, Пензенская область) проводит игру – соревнование «Вперед, мальчишки!»[2, c.14-15].

Многие игры используются классными руководителями для сплочения детского коллектива, поскольку игра дисциплинирует, прививает командный дух, воспитывает чувство ответственности каждого за конечный результат, учит взаимовыручке и налаживать контакты. Ж.В. Морозова (учитель начальных классов, школа № 2, г. Андреаполь, Тверская область) использует игру «В космос всем открыта дверь, ну-ка, сам себя проверь!» (для учащихся 3-4 классов) [5, c. 109-112].

В играх дети осваивают окружающий предметный мир и отношения людей. Но они не только осваивают готовые способы действий, но и экспериментируют, приспосабливают предметы к своим потребностям, используют их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений людей: ребенок, воспроизводя в игре отношения людей, копируя их поведение и манеры, по-своему переживает их, переигрывает в соответствии со своей фантазией и возникающими представлениями о добре, о зле и о справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.

Таким образом, педагоги используют игры не только на уроках, но и во внеклассной работе с целью улучшения уже существующих и развития новых знаний, умений, навыков, для сплочения коллектива. Игры способствуют всестороннему развитию, то есть направлены на умственное, нравственное, физическое, эстетическое, экологическое, гражданское воспитание детей.

При изучении научно-публицистической литературы, мы выявили что, что все педагоги и классные руководители применяют игры при работе с младшими школьниками. Существует огромное многообразие игр, которые направлены на различные аспекты обучения и воспитания детей. Все эти игры широко распространены и применяются. Это и доказывает, что игра – является средством воспитания детей разных возрастов.

Список литературы

1. Бобкова О.В. Интегрированный урок-игра. Окружающий мир-математика // Начальная школа.-2012.-№8.-С.29-32.

2. Боброва И.В. Игра-соревнование «Вперед, мальчишки!» // Начальная школа.-2012.-№1.-С.14-15.

3. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании: монография / Н.К. Крупская.- М.,1973. – С.203-204.

4. Михайлова И.Л. Интеллектуально-познавательная игра «Звездный час» // Начальная школа.-2012.-№1.-С.20-22.

5. Морозова Ж.В. В космос всем открыта дверь, ну-ка, сам себя проверь! //Начальная школа.-2012.-№3.-С.109-112.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры: могография / Д.Б. Эльконин.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-21с

 

Просмотров работы: 3304