ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СФЕРЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СФЕРЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ

Акименко Д.С. 1
1Филиал ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время самостоятельным и достаточно эффективным направлением повышения качества дополнительного образования детей признаются новые содержательные элементы социального воспитания социокультурной направленности; синтезированное единство теории и практики социального воспитания и социокультурной деятельности учреждений дополнительного образования детей; современные ценностные ориентации детей и молодежи и их социокультурное пространство. Совершенствуется социально-педагогическая деятельность этих учреждений.

Повышенный интерес науки и практики к этим проблемам в целях стратегического развития учреждений дополнительного образования детей обусловливает: систематизацию социально ориентированных направлений их деятельности; создание оптимизированной социально ориентированной модели деятельности; социальную интеграцию учреждений дополнительного образования детей в деятельность других социальных институтов.

Этими аспектами продиктован интерес к теме исследовательской работы.

Объект исследовательской работы – дополнительное образование детей.

Предмет исследовательской работы – технологические особенности социономической деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Цель исследовательской работы – выявить технологические особенности социономической деятельности учреждений дополнительного образования детей.

1 Эволюция социального воспитания и социокультурной деятельности в сфере свободного времени

Организация социального воспитания и социокультурной деятельности в детских общественных объединениях в современных условиях на высоком качественном уровне предполагает осмысление роли клубных объединений в структуре и содержании социально-воспитательной деятельности в сфере свободного времени детей, исходя из философских основ анализа этого явления, раскрывающих его сущность, социальный смысл, ценность и историческую значимость.

Анализ развития клубных объединений в историческом аспекте показывает, что первыми объединениями — как факторами социального воспитания и социокультурной деятельности в сфере свободного времени — были именно «клубные общности». Они создавались в интересах человека, успешно развивались и достигали цели - развитие личности — прежде всего там, где преобладают социально-значимые, принадлежащие большим группам молодежи потребности, где существует не только насыщенное и содержательное общение в условиях микросреды общности, но и возможность полностью раскрыть все свои качества и свободно реализовать себя.

Участие в различных общностях, преследующих социально-значимые, социально-направленные цели, является одним из самых мощных факторов умственного, нравственного, социального развития личности в сфере свободного времени. Их социально-педагогическое значение проявляется, прежде всего, в том, что общность воспитывает взаимопонимание, взаимоуважение, стимулирует творчество каждого человека и возможность самореализоваться ему в творческом процессе в свое свободное время. Социально-педагогические и психологические возможности клубных общностей, благоприятные условия для развития и духовного становления их участников позволяют каждой отдельной личности приобрести социальный опыт и социальное значение.

Клубные объединения, клубы по интересам, специализированные клубы, создаваемые на основе интересов и запросов детей, интенсивно создавались и развивались в российских школах, на предприятиях, в культурно-просветительных учреждениях в начале XX века, особенно в послереволюционный период.

Важно отметить, что в психолого-педагогическом плане, с точки зрения общения, термин клубное объединение определяется как социально-педагогическая категория, характеризующая развитие личности, степень и меру влияния воспитательных воздействий, психологическую структуру взаимоотношений людей в определенных условиях их группового объединения по возрастным, демографическим, профессиональным признакам и интересам, а также по другим условиям и ситуациям, возникающим в процессе жизнедеятельности индивидов.

Клубные объединения обладают широким диапазоном социокультурных видов деятельности. Основными из них являются: познавательная, ценностно-ориентирующая, практически-преобразующая, продуктивно-творческая, рекреативно-восстановительная, игровая, физкультурно-спортивная, трудовая и ряд других, где ведущей и определяющей является общение.

Необходимо отметить, что клубные объединения имеют многообразие целей и задач и объединяют различные группы и слои общества, имеют свои собственные названия. Но главный принцип клуба — добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом, функционирование в сфере свободного времени — характерен для большинства из них.

Проблема становления и развития молодежных объединений клубного типа как социально-политическое явление, становится одной из наиболее актуальных и жизненных в 20-е и последующие годы XX века, так как перед страной стояла тогда задача организовать процесс воспитания подрастающего поколения таким образом, чтобы новое государство получило людей с новой коллективистской психологией.

В этот период возникает широкий спектр новых организаций, учреждений и общностей, ставящих своей целью воспитание человека новой эпохи. Эти организации решают многофункциональные задачи: от политсамообразования и профессионального всеобуча до досугового общения и совместных развлечений.

В числе новых клубных объединений создаются коммуны, коллективные бытовые группы молодежи, летние совместные дачи и т.д. В своих воспоминаниях коммунары отмечали, что годы, проведенные ими в коммуне, были лучшими в их жизни. В коммуне часто устраивались встречи с интересными людьми: писателями, учеными, артистами; летчиками, новаторами; был принят активный отдых на природе — среди коммунаров было много альпинистов и туристов. Главным достоинством коммуны являлись особая атмосфера и психологический климат, которые оказывали положительное влияние на моральное и физическое здоровье коммунаров, способствуя их духовному росту и усилению общественной активност, направленной на решение социально-значимых задач.

Таким образом, анализируя исторические предпосылки становления и развития клубных общностей и внешкольных объединений, следует подчеркнуть, что их деятельность приобрела социально педагогический статус благодаря многообразию видов, форм, демократической организации детей и взрослых. Это позволило реализовывать принцип связи воспитания с жизнью, активно откликаться на все социально-психологические изменения, как в потребностях самого ребенка, так и общества в целом.

Развитие пионерского движения в стране внесло коррективы в содержание деятельности внешкольных объединений, предопределило создание районных Дворцов и Домов пионеров, которые начали действовать в новой России с 1992 года и стали детскими политическими клубами, действующими в сфере свободного времени подростков.

В 1930-е годы Н.К. Крупская, обращаясь к юным пионерам с письмом «Будьте общественниками», подчеркивала, что быть пионером — значит принимать участие в улучшении окружающей среды, думать над тем, как это сделать лучше. Пионеры должны оправдать свое звание и в свободное время вести общественную работу по месту жительства, заботиться об организации шефской работы в детских комнатах. Н.К. Крупская напрямую связывала зависимость результатов обучения от постановки социально воспитательной работы, придавала важное значение внешкольному воспитанию подростков в свободное время, обращала самое пристальное внимание на специфику внешкольной работы.

Велика заслуга в разработке проблем внешкольного воспитания в сфере свободного времени выдающегося педагога А.С. Макаренко, который рассматривал воспитание как процесс рациональной организации жизни ребят. Он призывал педагогическую общественность строить процесс воспитания подростков на перспективу, настаивал на идее педагогического обеспечения внешкольной жизни учащихся в свободное время, утверждал необходимость планирования целенаправленного воспитания детей, подчеркивал, что в государстве, построенном на плановой основе, стихия воспитания должна быть в руках государства.

Таким образам, 20 - 30-е годы XX века являются особым периодом в становлении и развитии системы внешкольных объединений, когда в специфических условиях жизнедеятельности общества молодым советским государством в непрерывной идеологической борьбе, столкновениях противоборствующих сторон выстраивалась апробировалась система внешкольного общественного воспитан детей и подростков в сфере свободного времени. Именно в этот период нашли свое отражение в педагогической науке основополагающие положения и идеи внешкольной работы в сфере свободного времени детей и подростков; сущность понятия, цели и задачи, содержание и методы педагогики среды, проблемы организации свободного времени. При этом разрабатывалась методология и научная теория социального воспитания, закладывались основы педагогики организации свободного времени.

В 30—40-е годы прошлого века повышается роль внешкольных объединений как основных институтов воспитания в свободное время. Формы и методы работы с детьми определяются задачами социального воспитания. Растет сеть клубов, появляются новые формы работы с детьми, развивающие их социальные интересы, формирующие сознательное отношение к знаниям, науке, появляются профильные клубы. Стремление к педагогически целесообразной организации досуга детей способствовало созданию множества клубов по интересам, детских площадок, комнат школьника по месту жительства, организации работы с детьми в разновозрастных отрядах, в летних формах работы: проводятся массовые социокультурные мероприятия, смотры, конкурсы, организовываются клубы старшеклассников, профильные, туристские и спортивные лагеря и т.д.

70 - 80-е годы предыдущего столетия характеризуются качественно новым этапом развития клубов по месту жительства с довольно широким диапазоном их деятельности.

Анализируя развитие клубов в социальной сфере этого периода, необходимо подчеркнуть, что наряду с определенной регламентацией содержания их деятельности со стороны государства и властных структур, в клубных и общественных объединениях доперестроечного периода был накоплен значительный позитивный опыт организации свободного времени, в том числе и в плане взаимодействия с внешкольными учреждениями как государственными институтами. Важно отметить, что в штатных расписаниях городских и районных Дворцов и Домов пионеров были методисты, которые осуществляли не только учет и координацию деятельности клубных объединений социальной сферы, но и оказывали им значительную методическую помощь. Именно в этот период советской эпохи, сравнивая эффективность социального воспитания по основным параметрам социализации и социального благополучия в разные исторические эпохи, стало вполне ясно, что эти параметры насамом деле были рекордно высокими.

Во время перестройки и развала тоталитарного общественного сознания рубежа 1980—1990 годов количество подростково—юношеских объединений и клубов существенно возрастает и они подразделяются на 3 группы:

  1. Объединения социальной инициативы (политические, экономические, национальные, культурные), ставящие перед собой серьезные цели и пытающиеся добиться решения насущных проблем общества.

  2. Самодеятельные объединения демонстративного характера (металлисты, футбольные фанаты, хиппи, панки, рокеры, качки и т.д.), жизнедеятельность в которых предельно театрализована, атрибутика приобретает гипертрофированную форму и т.д.

3)Клубы по интересам (спорт, восточные виды единоборства, йоги, художественное творчество, компьютерная техника, марки и т.д.), которые представляют для школьников особую форму самодеятельности, наиболее полно отвечающую возрастающим потребностям личности в разнообразии, расширении культурной и социальной деятельности, в поиске общения и отношений по поводу такой деятельности, в которой присутствуют черты самореализации, самоуправления.

В качестве ведущих мотивов вовлечения школьников в свободное время в любительские клубы по интересам выступают: сама творческая деятельность; увлеченность каким-либо любительским занятием; более демократическая форма организации самодеятельности по сравнению с клубными кружками; особые отношения, которых школьники не имеют в других сферах; единение ребят вокруг референтного лидера.

Анализируя развитие клубных объединений этого периода, необходимо отметить, что тогда клубное движение было неустойчиво: многие объединения политизировались и смыкались с группами социальной инициативы, либо становились похожими на демонстративные объединения.

Новые подходы к организации досуговой деятельности с сохранением накопленного положительного опыта приобретают клубные и детские общественные объединения, возникшие в новой России, когда формируются правовые основы для деятельности детско-подростковых объединений, приходящих на смену пионерской и комсомольской организаций.

На государственном уровне принимаются такие законодательныеакты, как: Закон РФ «Об общественных объединениях», Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральная программа «Дети России», ратифицируется «Конвенция ООН о правах ребенка».

Анализ истории институциализации досуговой деятельности детей показал, что назрела настоятельная потребность не только внести коррективы в содержание деятельности учреждений дополнительного образования детей с усилением их социокультурной направленности, возложить на них те функции, которые были им присущи исторически, отвести для них роль координационных и методических центров, что значительно повысит эффективность системы социального воспитания подростков в сфере свободного времени.

2 Характеристика и социокультурные особенности дополнительного образования детей в современных условиях

В условиях становления нового общества и модернизации системы образования учреждения дополнительного образования детей (бывшие внешкольные учреждения), как главный социальный институт сферы свободного времени детей, не только выдержали серьезную проверку на способность выживания в формирующейся системе общественных и рыночных отношений, но и заняли определенное место в образовательном пространстве России, все более востребованное социумом.

В 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании» определил основным видом деятельности учреждений дополнительного образования детей (УДОД) образовательную деятельность. Тем самым, закон, по сути, повысил социально-педагогическую значимость решаемых ими задач и определил эти учреждения как основной ресурс модернизации сферы свободного времени и организуемой в нем социально-педагогической деятельности детей.

В числе задач определены следующие:

  • развитие у детей мотивации к познанию и творчеству;

  • организация содержательного досуга;

  • укрепление здоровья;

  • удовлетворение потребностей детей в активных формах познавательной, спортивной и художественно-эстетической деятельности в естественных социальных и природных условиях;

  • профессиональное самоопределение детей;

  • организация творческого труда детей;

  • социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей к жизни в обществе;

  • социализация детей-инвалидов;

  • работа с семьей и др.

Решение столь масштабных задач нацелило педагогические коллективы УДОД на организацию содержания социально-педагогической деятельности в сфере свободного времени детей с учетом повышения качества, доступности и эффективности оказываемых ими услуг и реализуемых программ.

В настоящее время сеть учреждений дополнительного образования детей Министерства образования и науки РФ включает в себя свыше 18-ти тысяч учреждений регионального и муниципального уровня.

Система дополнительного образования детей постоянно развивается. Ежегодно увеличивается контингент детей, обучающихся и оздоравливающихся в УДОД. Если в 1990 г. в них было 6,3 млн. обучающихся, в 2004 г. — более 8 млн., то в настоящее время их число выросло и составляет 10,9 млн. детей в возрасте от 5 до 18-ти лет, т.е. более 49,1% учащихся общего среднего образования и воспитанников начального профессионального образования постоянно заняты в свободное от учебы время художественным и техническим творчеством, физической культурой и спортом, туризмом, краеведением и другими видами деятельности.

Под образовательной деятельностью в УДОД понимается реализация дополнительных образовательных программ, способствующих и творческому развитию детей и их самовыражению в учебной (кружковой, клубной, студийной, секционной) и воспитательной работе в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Важной составной частью системы дополнительного образования детей являются образовательно-оздоровительные учреждения. В последние годы возникло большое количество их модификаций: детский центр отдыха и оздоровления, база детского отдыха, летний дом детского отдыха, экологическая площадка, дача для подростков, летняя школа, оздоровительный детский комплекс и др. Так именуются сегодня стационарные лагеря, дачи, загородные оздоровительные центры, базы и другие учреждения отдыха детей и подростков, функционирующие как в каникулярный период времени, так и круглогодично. Они являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность согласно законодательству Российской Федерации об организации детского отдыха. Это — особый вид учреждений дополнительного образования детей. Основой их функционирования выступает оздоровительно-образовательная деятельность (ее специфика выражается в направленности на содержательное наполнение свободного времени детей, восстановление израсходованных в период обучения сил); профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание детей, их физическое и духовное развитие.

Оздоровительная деятельность определяется как комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания в экологически чистой и благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.

В последние годы появилось много различных форм организации культурного досуга, отдыха и оздоровления детей. Особенно разнообразна и разноуровневая палитра форм, организуемых в сфере свободного времени в каникулярное время учреждениями дополнительного образования детей, общественными организациями, которая одновременно предназначена для оздоровления детей и продолжения учебно-воспитательного процесса.

В качестве главного социального института, осуществляющего содержательную занятость свободного времени детей, УДОД всегда решали множество социальных проблем общества. В первую очередь, их предназначение состоит в том, что они обучают, воспитывают, творчески развивают и оздоравливают детей, способствуют тому, чтобы в дальнейшей жизни они могли достойно грудиться, занять соответствующую социальную нишу, достичь высоких вершин в профессиональном мастерстве и творчестве. По сути эти учреждения участвуют в воспроизводстве рабочей силы, обеспечивая здоровье подрастающего поколения и выживание общества на конкретном историческом пути его развития.

Сегодня УДОД — это открытые социально-педагогические системы, в центре которых — дети. Основой социально-педагогической деятельности педагогических коллективов учреждений дополнительного образования детей является индивидуально-личностный подход, который позволяет осуществлять:

  1. Целенаправленное воздействие на все сферы личности ребенка (интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую), развитие инициативы и самостоятельности детей, их творческих способностей.

  2. Признание за ребенком не только его статуса «обучающегося», но и всех гражданских прав, которыми он располагает, создание условий для их реализации.

  3. Реализацию потребностей ребенка ощущать себя «неповторимым человеком», создание ему возможности чувствовать именно себя, единственного и уникального, в центре внимания и заботы педагога.

  4. Признание за ребенком права на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми (включая право на признание ошибок педагогом и извинение перед ним).

  5. Реализацию принципа сотрудничества с педагогом и учета возраста и возможностей обучающегося.

Организация учебно-воспитательного процесса на основе индивидуально-личностного подхода в сочетании с мотивированным выбором программы и реализующего ее педагога помогает детям не только сделать правильный выбор своей будущей профессиональной деятельности, но и получить начальное профессиональное образование. «Рождение» личности ребенка здесь связано с его превращением из сравнительно пассивного и потребляющего человека в активного и созидающего.

Деятельность коллективов этих учреждений нацелена на индивидуальный характер образования и воспитания. Труд педагога дополнительного образования, направленный на раскрытие уникальности, неповторимости каждого ребенка, включает элементы культуры и искусства, обучения и научения, воспитания и развития. В УДОД постоянно создается атмосфера комфортности и уюта, социально-педагогическая ситуация успеха для каждого ребенка.

Современное УДОД характеризуется наличием в нем сформированной воспитательной системы. Эта система, являясь способом организации жизнедеятельности детей, представляет собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, обладающих такими интегративными характеристиками, как образ жизнедеятельности сообщества детей и взрослых в УДОД, психологический климат, социальная среда и средства обучения, режим питания, развития и оздоровления, содержательные виды деятельности и программное обеспечение, педагогические кадры, их профессиональное мастерство и ряд других.

Основными компонентами воспитательной системы в УДОД являются следующие:

  • ценностно-ориентационный, включающий идеи, принципы, цели и ценности работы с детьми;

  • функционально-деятельностный, который включает функции, направления и содержательные виды деятельности;

  • пространственно-временной — образовательно-оздоровительное пространство и разграниченная деятельность по времени: летом превалирует оздоровление и отдых; зимой — обучение;

  • индивидуально-групповой (педагогический и управленческий персонал и контингент детей в своем многообразии);

  • диагностико-аналитический, включающий аналитические и диагностические средства по обучению, воспитанию, оздоровлению и творческому развитию детей; рефлексию занятий, этапов реализации программы, всей деятельности в целом на уровне детского и педагогического коллектива.

УДОД характеризуются не только спецификой своей деятельности в сфере свободного времени и содержательного досуга, но и преимуществами и особенностями, существенно отличающими их от других образовательно-воспитательных систем. Во-первых, это совместная деятельность детей и педагогов в условиях учреждения, значительно отличающихся от школьной обстановки. Совместная деятельность детей в группе сверстников, объединенных общими интересами и мотивированным обучением; педагогика сотворчества, присущая этим учреждениям, обладает свойством обучения, воспитания и творческого развития детей, привития им навыков поведения в коллективе, которые не присутствуют в других учреждениях и коллективах. Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает тесная взаимосвязь и «зона доверия». В-третьих, дети значительно быстрее, чем в других местах, приобщаются в условиях УДОД к здоровому и безопасному образу жизни. В-четвертых, ребята активно общаются в каникулярный период друг с другом, с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня общей культуры. В-пятых, отдых, развлечения, игра, творческие дела, труд, разнообразные формы занятий в учебных группах, кружках, объединениях по интересам, возможность принимать участие в организации жизнедеятельности УДОД импонируют детям, дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом, отдохнуть от школьных занятий. Это, в совокупности, помогает им развить новые навыки вне рамок школьных программ, раскрыть потенциал своей личности.

Особенностью деятельности УДОД является и то, что характер детского объединения, в котором пребывает ребенок, позволяет более эффективно, чем в школьном коллективе или компании сверстников, решать многие вопросы. Насыщенность всего периода реализуемой программы, каждого занятия разнообразной и разноплановой интересной деятельностью привлекательна для детей, поскольку позволяет им апробировать себя в разных «социальных ролях». Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности в сочетании с достигнутыми результатами, которые получают социальное признание у детского коллектива и педагогов УДОД, имеет большой воспитательный эффект и стимулирует развитие творческих начал у детей и подростков, позволяет им самоутвердиться, способствует разрушению прежнего, зачастую негативного, стереотипа поведения, изменению позиции детей и подростков.

Таким образом, дополнительное образование детей обеспечивает, по сути, личностное и профессиональное самоопределение, развитие способностей человека к самостоятельному целеполаганию и реализации поставленной цели. Результатом такого образования является не количественный объем знаний, идеалов, умений и поведенческих навыков, которым должен обязательно обладать каждый человек, живущий в обществе. Этот результат не может быть выражен в конечной форме достигнутого, формализованного итога — балла, набора отметок в свидетельстве, поступления в вуз и т.п. Его содержательные и формальные характеристики абсолютно иные. Они более сложные и глубокие, ибо констатируют меру развития индивидуальности человека — рост и развитие его сущностных сил, потребностей, интересов, способностей, ценностных ориентации. Результатом образования необходимо считать достигнутый индивидуальный уровень развития способности к самостоятельному решению проблем, способности самому делать, думать, отвечать за свой выбор. При том, что результат не есть прерогатива исключительно дополнительного образования детей. Именно педагогика дополнительного образования изначально была и есть личностно-ориентированной.

Отмечая роль и место УДОД в социализации, воспитании и развитии подрастающего поколения, следует выделить их особенности.

  • Мобильность: быстрое реагирование на запросы общества, потребности социума в расширении содержательных видов деятельности, разработка новых вариативных программ.

  • Персонификация образовательного процесса: ребенок находится в центре всех педагогических сил, а образовательный процесс направлен на удовлетворение запросов ребенка и его родителей. Для детей создаются индивидуальные образовательные маршруты, в карточках развития ведущих учреждений дополнительного образования детей фиксируются этапы их реализации, что обеспечивает более высокое качество образования.

  • Личностная ориентация педагогического процесса, который направлен на развитие личностных качеств, задатков, способностей и особенностей ребенка, его отношения к миру, людям, самому себе.

  • Многофункциональность: учреждение дополнительного образования, предоставляя разнообразные услуги, осуществляет деятельность в нескольких направлениях — это образование, культурно-досуговая деятельность, работа в социуме, экономическая и коммерческая деятельность, и др.

  • Полиструктурность: ориентируясь на социальный заказ, учреждение дополнительного образования детей имеет гибкие структуры: от временных объединений и акций до долговременных программ, от кружка до многопрофильного творческого объединения.

  • Системность целей: все цели, от единичного мероприятия до стратегических целей развития всего учреждения, образуют сложное иерархическое дерево целей, ориентированных на конечный результат.

  • Педагогизация социальной среды и содержательного досуга: вся деятельность в учреждении дополнительного образования детей направлена на реализацию главных функций: социально-воспитательной, культурообразующей, обучающей и развивающей.

  • Психологизация образовательного и социокультурного пространства предполагает, в первую очередь, изучение личности ребенка и педагога как субъектов образовательного процесса и межличностных отношений, а также создание развивающей среды и культурного досуга.

  • Валеологизация среды: создание условий для сохранения и улучшения психического и физического здоровья детей.

  • Интеграция с другими учреждениями: образования, медицины, культуры, а также — с семьей.

  • Профессионализация кадров: педагогических, управленческих, специалистов учреждения.

  • Демократичность и коллегиальность управления, позволяющие создать единую систему педагогических ценностей коллектива, творческую развивающую среду.

  • Эмпирический подход к организации деятельности учреждения дополнительного образования детей, характеризующийся интеграцией культуры, образования, науки и практики.

Сущностная характеристика и обозначенные социокультурные особенности современного учреждения дополнительного образования детей показывают его широкие возможности не только в содержательном заполнении свободного времени, но и в социальном воспитании детей, их обучении, оздоровлении, социокультурном развитии, что дает основания считать эти учреждения одним из важнейших звеньев системы образования, всей социальной сферы в целом.

3. Сущностные особенности развития дополнительного образования детей в контексте социальной работы

Следует отметить, что дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного и социокультурного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определяющих факторов обучения, воспитания и творческого развития детей и молодежи, их социального и профессионального самоопределения.

Однако решать проблемы как образования, так и социального воспитания в настоящее время довольно сложно в силу ряда причин.

Во-первых, в современных условиях развития российской государственности заметно преобладает социально-педагогическая парадигма образования, которая привела к тому, что воспитание стало носить подчиненный характер.

Во-вторых, значительно сократились воспитательные функции общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, в том числе учреждения дополнительного образования детей. Наряду с этим резко снизилась эффективность воспитательного воздействия семьи, ее роль в социализации детей. В дополнение к этому, воспитательный потенциал детских клубных объединений значительно сократился из-за уменьшения их численности, в силу чего сузились возможности для воспитания социальной активности личности по месту жительства.

В совокупности все это привело к серьезным негативным социальным последствиям: увеличилось число асоциальных неформальных подростковых групп, детей с девиантным поведением; приобрела массовый характер безнадзорность несовершеннолетних, которая по своим масштабам может быть сопоставима только с беспризорностью 1920-х годов, вызванной последствиями Первой мировой и Гражданской войн.

Резко возросла ранняя алкоголизация, наркомания, токсикомания, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, нарушение норм общения, склонность к хулиганским проявлениям. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность обращения с окружающими людьми и животными, вандализм. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Появляются новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством. За последние 10 лет темпы прироста преступности несовершеннолетних обгоняют темпы прироста преступности взрослых в 2 – 2,5 раза.

Исходя из сложившейся ситуации, в обществе предпринимаются попытки организовать систему социального воспитания и профилактики асоциального поведения детей на основе многоуровневого, межведомственного и междисциплинарного взаимодействия.

Следует отметить, что сущностный анализ асоциального поведения, имеющий место в теории и практике его профилактики, убедительно свидетельствует о целесообразности целостного подхода к формированию системы общественного воспитания и преодолению всего многообразия видов асоциальности. Необходимо системное объединение усилий субъектов социально-воспитательного и профилактического процессов, включая в него самого носителя асоциальности на основе социально-педагогической поддержки и помощи с ориентацией на повышение социальной активности. Важным является определение конкретного места каждому лицу в системе социальных связей и отношений государственного устройства и осознания этого самим субъектом данных связей и отношений; всеобщее принятие точки зрения на решающую роль системы социально-педагогического влияния на причины и следствия асоциального поведения и ее предпочтительности перед другими мерами (хотя и необходимыми), которое носит и воспитывающий, и контролирующий характер как своеобразная технологическая основа эффективного социального контроля за поведением не только детей, но и взрослых.

Изложенное выше концептуальное утверждение указывает на необходимость создания единой и целостной системы социального воспитания детей, которая призвана организационно и содержательно значительно улучшить профилактическую борьбу с асоциальным поведением специальными мерами, осуществляемыми множеством государственных ведомств и учреждений.

Единство и целостность базовых компонентов воспитания, включающего обучение, формирование, развитие, образование, социализацию, как эффективного социально-педагогического механизма воспроизводства человеческой сущности в личности детей обеспечивают решение общественно-государственных задач при условии участия всех социальных институтов социума на фоне последовательно проводимой государственной политики в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.

Исходя из сложившейся ситуации, задачи образования, обучения, воспитания, творческого развития детей, организации социально-воспитательной работы с ними в социуме становятся задачами межведомственными, включающими в себя, в том числе, и вопросы социальной работы с определенными категориями детей.

Следует подчеркнуть, что эти важнейшие задачи сегодня возложены не только на органы управления образованием, но и социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественных объединений.

В современных условиях особенно актуализируется деятельность общественных организаций и объединений, имеющих большой и богатый опыт социально-воспитательной практики, которая по праву стала рассматриваться как важнейшая составляющая социально-воспитательного пространства страны, сложившегося в современном российском обществе, как один из существенных факторов социального воспитания и социокультурного развития подрастающего поколения, социального самоопределения детей, что нашло отражение в общегосударственных нормативных документах. Это:

  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года

  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ

  • Федеральный закон «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ

  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ

  • Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ

  • Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ

  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июля 1995 г. № 98-ФЗ

  • Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ

  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ

Принятие этих нормативных документов обусловлено тем, что в условиях демократизации общества необходимо как усиление роли общественных объединений в социальном воспитании и социокультурном развитии подрастающего поколения, так и укрепление взаимодействия профессионалов и волонтеров в проведении воспитательной деятельности с детьми и подростками с другими образовательно-воспитательными институтами государства и общества.

Следует отметить, что социально-воспитательную работу с детьми и подростками в социуме в сфере свободного времени детей, наряду с общественными объединениями, традиционно осуществляют школы и учреждения дополнительного образования детей, подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, центры и станции юных туристов, техников, детско-юношеские спортивные школы, являющиеся базовыми учреждениями данного вида системы образования. В качестве приоритетных целевых направлений социально-воспитательной деятельности по работе с детьми этих социальных институтов в конкретном микрорайоне (города, поселка, села) с учетом кадрового обеспечения, наличия соответствующей материальной базы, сети образовательных учреждений выступают:

  • Социально-педагогическая защита подростков: предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав;

  • Формирование и развитие личностных качеств детей и подростков, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

  • Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

  • Создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

  • Социальная адаптация и реадаптация детей и подростков в обществе;

  • Компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

  • Дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.

В соответствии с основными положениями вышеперечисленных нормативных документов и обозначенными в них целями, социально-воспитательная деятельность образовательных учреждений в социуме в сфере свободного времени детей является неотъемлемым атрибутом системы образования.

Основные направления работы по месту жительства в образовательном учреждении выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения, воспитания и социокультурного развития детей, разрешение которых способствует получению позитивных результатов. Хотя эти направления напрямую вытекают из уставных документов образовательного учреждения, ведущего работу с детьми и подростками по месту жительства, в реальной педагогической практике они значительно шире, так как требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка: педагогов, администрации, родителей (их законных представителей), ближайших родственников.

Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления этой деятельности:

  • помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

  • помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение образовательного учреждения;

  • привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;

  • изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

  • индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стрессов, воспитанию детей в семье и т. п.;

  • выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

  • пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

  • решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности и социокультурного развития детей вне учебного процесса;

  • организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;

  • проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей.

Реализация данных приоритетных направлений на качественном уровне предполагает развитие более тесного социального партнерства различных межведомственных структур, ведущих социально-воспитательную работу среди детей и подростков, повышения эффективности и качества работы педагогов образовательных учреждений. Это, прежде всего: заместители директоров образовательных учреждений по воспитательной работе; социальные педагоги; педагоги дополнительного образования; педагоги-организаторы; педагоги-психологи; классные воспитатели (освобожденные) общеобразовательных учреждений; другие педагогические работники в соответствии с их функциональными обязанностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследовательской работы установлено, что дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного и социокультурного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определяющих факторов обучения, воспитания и творческого развития детей и молодежи, их социального и профессионального самоопределения.

Однако решать проблемы как образования, так и социального воспитания в настоящее время довольно сложно в силу ряда причин.

Во-первых, в современных условиях развития российской государственности заметно преобладает социально-педагогическая парадигма образования, которая привела к тому, что воспитание стало носить подчиненный характер.

Во-вторых, значительно сократились воспитательные функции общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, в том числе учреждения дополнительного образования детей. Наряду с этим резко снизилась эффективность воспитательного воздействия семьи, ее роль в социализации детей. В дополнение к этому, воспитательный потенциал детских клубных объединений значительно сократился из-за уменьшения их численности, в силу чего сузились возможности для воспитания социальной активности личности по месту жительства.

В совокупности все это привело к серьезным негативным социальным последствиям: увеличилось число асоциальных неформальных подростковых групп, детей с девиантным поведением; приобрела массовый характер безнадзорность несовершеннолетних, которая по своим масштабам может быть сопоставима только с беспризорностью 1920-х годов, вызванной последствиями Первой мировой и Гражданской войн.

Резко возросла ранняя алкоголизация, наркомания, токсикомания, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, нарушение норм общения, склонность к хулиганским проявлениям. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность обращения с окружающими людьми и животными, вандализм. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер. Появляются новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством. За последние 10 лет темпы прироста преступности несовершеннолетних обгоняют темпы прироста преступности взрослых в 2 – 2,5 раза.

Исходя из сложившейся ситуации, в обществе предпринимаются попытки организовать систему социального воспитания и профилактики асоциального поведения детей на основе многоуровневого, межведомственного и междисциплинарного взаимодействия.

Следует отметить, что сущностный анализ асоциального поведения, имеющий место в теории и практике его профилактики, убедительно свидетельствует о целесообразности целостного подхода к формированию системы общественного воспитания и преодолению всего многообразия видов асоциальности. Необходимо системное объединение усилий субъектов социально-воспитательного и профилактического процессов, включая в него самого носителя асоциальности на основе социально-педагогической поддержки и помощи с ориентацией на повышение социальной активности. Важным является определение конкретного места каждому лицу в системе социальных связей и отношений государственного устройства и осознания этого самим субъектом данных связей и отношений; всеобщее принятие точки зрения на решающую роль системы социально-педагогического влияния на причины и следствия асоциального поведения и ее предпочтительности перед другими мерами (хотя и необходимыми), которое носит и воспитывающий, и контролирующий характер как своеобразная технологическая основа эффективного социального контроля за поведением не только детей, но и взрослых.

Изложенное выше концептуальное утверждение указывает на необходимость создания единой и целостной системы социального воспитания детей, которая призвана организационно и содержательно значительно улучшить профилактическую борьбу с асоциальным поведением специальными мерами, осуществляемыми множеством государственных ведомств и учреждений.

Единство и целостность базовых компонентов воспитания, включающего обучение, формирование, развитие, образование, социализацию, как эффективного социально-педагогического механизма воспроизводства человеческой сущности в личности детей обеспечивают решение общественно-государственных задач при условии участия всех социальных институтов социума на фоне последовательно проводимой государственной политики в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аксенов Ю.М. Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками. / Ю.М.Аксенов. – М., 1999.

  2. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника / В.Г.Бочарова. – М.: МПУ, 2001.

  3. Грязева Е.Ф. Клуб как структурное подразделение учреждения дополнительного образования детей (из опыта работы учреждений дополнительного образования Ростовской области) / Е.Ф.Грязева. - Ростов н/Д, 2006.

  4. Доклад Главы Администрации Ростовской области (Губернатора) «О положении молодежи в Ростовской области». - Ростов н/Д, 2005.

  5. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие / А.Д.Жарков. – М., 2008.

  6. Клуб по месту жительства как среда активной социализации и творческого развития личности подростка: Сб. статей. - Ростов н/Д, 2004.

  7. Клубоведение: учебное пособие / Под ред. С.Н.Иконниковой, В.И.Чепелева. – М.: Просвещение, 1980.

  8. Конасова Н.Ю. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку: Учебно-методическое пособие / Н.Ю.Конасова, А.Т.Бойцова. – СПб.: КАРО, 2005.

  9. Марков А.П. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие / А.П.Марков, Г.М.Бирженюк. – СПб., 2007.

  10. Молодежные общественные объединения: идеи, опыт, перспективы. Сборник информационно-методических материалов. - Самара, 2000

  11. Обзор проекта «Социальное становление детей и подростков групп риска в учреждениях дополнительного образования». Информационный бюллетень. - Ростов н/Д, 2007.

  12. Областной конкурс программно-методических материалов по работе с детьми-инвалидами и детьми «группы риска». Выпуск 1. - Ростов н/Д,; ООП ОблЦТТУ, 2005.

  13. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В.Овчарова. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.

  14. Орлов Г.П. Свободное время: условие развития человека и мера общественного развития / Г.П.Орлов. – Свердловск: Изд-во Уральского университета, 2009.

  15. Пакет диагностических методик и процедур по организации социально-педагогических исследований. - Ростов н/Д, 2006.

  16. Программы для социально-психологического сопровождения детей-беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей. - Ростов н/Д, 2002.

  17. Программы психологического сопровождения подростков с нарушениями социальной адаптации. - Ростов н/Д, 2002.

  18. Профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков. Методические рекомендации для социальных педагогов. - Ростов н/Д, 2002.

  19. Социальные риски в современном поликультурном обществе: социально-педагогические, культурологические и психологические аспекты. Сборник материалов Областной научно-практической конференции. -Таганрог, 2010.

  20. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей. Методическое пособие / Под научной редакцией А.Б.Фоминой. – М.: УЦ «Перспектива», 2009.

  21. Фомина А.Б. Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей: новые подходы и перспективы / А.Б.Фомина, В.П.Голованов. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1999.

  22. Фомина А.Б. Управление социально-педагогической деятельностью учреждений дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие / А.Б.Фомина. – М.: ЦСП РАО, 2000.

 

Просмотров работы: 5535