РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  1. Система налогообложения как фактор развития малого предпринимательства

На развитие предпринимательства влияет множество различных факторов, в их числе:

  • внутренняя среда;

  • внешняя среда;

  • государственная поддержка;

  • государственное регулирование.

Что же можно отнести к каждому из вышеприведенных пунктов?

Начать следует с внешней среды, проанализировать и оценить внешнюю среду позволяет наилучшим образом SWOT анализ, который позволяет четко выявить сильные и слабые стороны развития предприятия, угрозы и возможности. Таким образом, можно четко сформулировать стратегию развития предприятия, избегая угроз и максимально эффективно используя возможности.

К внешней среде относят стиль руководства, эффективность использования ресурсов, кадровый потенциал и заинтересованность кадров в работе.

Внешняя среда тесно взаимосвязана с внутренней средой.

Воздействие со стороны государства можно разделить на два вида:

  • поддержка;

  • регулирование.

Поддержка заключается непосредственно в процессах и действиях со стороны государства в области законодательства с целью оказания помощи в создании и развитии предпринимательских структур.

Регулирование же заключается в том, чтобы определенными механизмами удерживать и контролировать деятельность предпринимательства.

Так, к государственной поддержке можно отнести некоторые программы, стимулирующие развитие предпринимательства, а к государственному регулированию относят применение таких известных мер, как квоты и лицензии.

Но помимо всего вышесказанного на развитие предпринимательства весомое воздействие оказывает система налогообложения, в частности это касается малого предпринимательства. В мировой экономической практике считается, что малый бизнес — это основа экономики, т. к. приносит порядка 60 % ВВП.

К субъектам малого и среднего предпринимательства в России относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие критериям, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу разработаны на законодательном уровне, так как это является необходимым для четкого определения малых предприятий при оказании государственной поддержки развития малого бизнеса, а также это нужно для применения налогообложения малого бизнеса. 1

Для того чтобы предприятие попадало под определение малого бизнеса, необходимо выполнение одновременно следующих четырех условий:

  • предприятие должно быть коммерческой организацией, т. е. должна быть создана для получения прибыли, поэтому разные некоммерческие организации, клубы, фонды и т. д. не могут считаться малыми предприятиями;

  • доля участия в уставном капитале организации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 %, доля участия в уставном капитале организации другого или других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства не может превышать 25 %;

  • среднесписочная численность работников не должна превышать определенных уровней в соответствии со следующими ограничениями: промышленное производство — 100 человек, бизнес, занятый в транспорте — 100 человек, строительство — 100 человек, сельское хозяйство — 60 человек, научно-техническая сфера — 60 человек, оптовая торговля −50 человек, розничная торговля и обслуживание населения 30 человек, в остальных областях — 50 человек;

  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий год (определяется в порядке, установленном статьей 249 НК РФ) не должна превышать 400 млн. руб.

Внутри группы малых предприятий можно выделить микропредприятия, к таковым относят предприятия, у которых:

  • численность до 15 человек;

  • выручка от реализации продукции, товаров или услуг, без учета НДС не превышает 60 млн. руб. за предшествующий год.

Выяснив, кто попадает под определение малого предпринимательства, стоит сделать акцент на термине «развитие».

Развитие в широком смысле слова — рост, подъем, изменение в лучшую сторону.

Но так ли понимается развитие в области экономики в целом и предпринимательства в частности?

Словосочетание «экономическое развитие» относительно новое. В общем виде его можно охарактеризовать как результат взаимодействия экономических, социальных, политических и других факторов, позволяющий сформировать основу социального прогресса.

Экономическое развитие более широкое понятие, чем экономический рост.

В качестве источников экономического роста рассматриваются такие факторы как капитал, технический прогресс, труд, образование, природные ресурсы. Круг источников экономического развития значительно расширен и поэтому учитывает, например, различия в уровне развития экономик исследуемых стран, различия в социальных, культурных, национальных и других аспектах поведения людей.2

Обозначив основные аспекты и термины, стоит перейти к вопросу налогообложения. В настоящее время существует 4 основных систем налогообложения, без учета специфических систем, таких как сельскохозяйственного налогообложения:

  • общий режим;

  • упрощенная система налогообложения;

  • единый налог на вмененный доход;

  • патентная система налогообложения.

Общий режим налогообложения, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, подразумевает уплату предприятием ряда налогов:3

  • налог на прибыль — 20 %;

  • НДС — в размере 0 %, 10 % или 18 %;

  • налог на имущество — 2 %;

  • транспортный налог;

  • земельный налог.

Часть вторая Налогового Кодекса посвящена раскрытию основным положений области налогообложения по данным налогам, в частности: объекты налогообложения, период налогообложения, сроки уплаты налога, методика и база расчета налога, ставка налога.

Упрощенная система налогообложения подразумевает в себе систему, при которой организация уплачивает только один налог и освобождается от уплаты остальных, таких как налог на имущество, НДС, налог на прибыль.

Упрощенная система налогообложения подразумевает два варианта применения:

  • уплата с базы расчета «доход», то есть организация уплачивает налог в размере 6 % от всех видов доходов;

  • уплата с базы расчета «доход за вычетом расхода», то есть организация уплачиваем 15 % с разницы между доходами организации и расходами.

Единый налог на вмененный доход подразумевает в себе уплату налога в 15 % с установленной нормативно базы доходности. В случае получения организацией дохода в большем объеме, чем базовая доходность, данный доход остается в организации и не подлежит налогообложения, в случае получения дохода в сумме меньше базовой доходности, организация в любом случае уплачивает налог в 15 % с суммы базовой доходности.

Патентная система налогообложения — это система в чем-то схожа с ЕНВД, только разница в том, что ЕНВД уплачивается ежеквартально и также ежеквартально предоставляется в Налоговую Инспекцию декларация по ЕНВД, а патентная система подразумевает уплату в начале года суммы в бюджет условно «за разрешение заниматься определенным видом деятельности».

Патентная система более дорогостоящая, чем ЕНВД. Известно, что при регистрации предпринимательской деятельности, организация вправе самостоятельно выбирать режим налогообложения. Конечно же, вновь организуемые предприятия, в частности ИП, редко избирают общую систему или упрощенную систему. Чаще всего индивидуальные предприниматели избирают форму ЕНВД, и для этого есть ряд причин:

  • простота расчета;

  • доступность программ, позволяющих рассчитать налог и сформировать налоговую декларацию;

  • полученный сверх базовой доходности доход не подлежит дополнительному налогообложению;

  • сравнительно низкая «стоимость» налога по сравнению с другими системами налогообложения.

Помимо налогообложения деятельности, не стоит забывать о социальном страховании сотрудников, которое составляет 30 % от суммы заработной платы сотрудника. То есть организация помимо «оплаты совей деятельности» несет бремя оплаты социального страхования своих сотрудников.

Индивидуальный предприниматель, должен уплачивать также пенсионное страхование «за себя», эта сумма также является обязательным платежом для предпринимателя.

Если провести сравнительный анализ сумм платежей за несколько лет, то результат впечатлит — за несколько лет бремя, возлагающееся на предпринимателя, только растет.

Но не стоит забывать о том, что все затраты предприниматель переносит на конечную стоимость реализуемой продукции, товара или услуги, что делает товар, продукцию или услугу менее конкурентоспособной, более дорогостоящей.4

В таблице 1 представлена динамика платежей в бюджет и внебюджетные фонды за ряд лет для индивидуальных предпринимателей.

Таблица 1 Динамика ставок и размеров платежей индивидуаьных предпринимателей в бюджет

Показатель

2010

2011

2012

2013

Коэффициент-дефлятор при ЕНВД

1,295

1,372

1,4942

1,569

% социального страховании для плательщиков ЕНВД

14 %

34 %

30 %

30 %

Сумма фиксированных платежей в ПФ и ФСС для ИП

12 002,76 руб.

16 159,56 руб.

17 208,25 руб.

35 664,66 руб.

Таким образом, из таблицы 1 видно, что налоговое бремя с каждым годом увеличивается. Малое предпринимательство и без того достаточно слабо «стоит на ногах» в нашей стране в настоящее время и причин здесь несколько:

  • недавний мировой кризис;

  • конкуренция импорта;

  • конкуренция предприятий, позволяющих держать более низкую стоимость;

  • дорогостоящие материалы на рынке;

  • нестабильность экономики.

Но важным аспектом в данном случае можно выделить именно поведение государства в области налогообложения.

1 января 2013 года вступил в силу ФЗ 402 «О бухгалтерском учете», где четко прописано, что ООО находящиеся на упрощенной системе налогообложения обязаны вести бухгалтерский учет, хотя ранее такого положения не было. Также предприниматели готовятся к тому, что режим ЕВНД чрез год-два канет в лета, и предприниматели будут вынуждены перейти на упрощенную систему, пока ведение бухгалтерского учета для ИП не является обязательным, в обязательном порядке это касается только ООО.

Но законодательство, в частности в области налогообложения не постоянно, это подтверждают вышеприведенные данные.

По данным статистики Приморского края Дальневосточного региона, численность предприятий малого бизнеса, а именно численность предпринимателей, за период с 2010 по 2013 год сократилась почти на 20 %.

Во многом на это повлияло именно налоговое законодательство, в частности: увеличение страховых взносов за сотрудников, увеличение суммы фиксированного платежа в ПФ и ФСС.

С одной стороны, государство желающее «подстраховать себя» на тот факт, если предпринимательство получает доход больше чем базовая доходность, то не оплачивает с этой суммы налога, так хоть пенсионный взнос оплатит в полном объеме. И суммы, полученные сверх базовой доходности государство никак не сможет отслеживать. Вот и получается, что сначала предоставив некую поддержку предпринимательству государства в настоящее время забирает эту самую поддержку.

Но с другой стороны — предпринимательство, особенно маленькие компании, ИП, которые зачастую работают даже без привлечения сторонней рабочей силы, то есть самостоятельно, такие компании не могут вынести финансового гнета и принимают решение о ликвидации.

Таким образом, обобщая материал статьи — режим налогообложения является важным моментом развития и поддержки предпринимательства. Несмотря на рост коэффициента-дефлятора, ЕНВД остается наиболее выгодным налоговым режимом, после отмены ЕНВД упрощенную систему налогообложения сможет осилить не каждая компания, как и фиксированный платеж в ПФ РФ.

  1. Особенности налогообложения малого бизнеса и основные налоговые системы

Значение малого бизнеса на любой стадии рыночной экономики очень велико. И если во многих развитых странах доля малого бизнеса от валового национального продукта составляет 60-70%, то у нас в России ситуация совсем другая, и здесь особенности налогообложения малого бизнеса нашей страны могут сказать о многом.

С 1 января 2005 года малый бизнес России начал новую жизнь: без господдержки, без 4-х летнего моратория на ухудшение от изменений в налоговом «законотворчестве», без гарантий и привилегий, без форсированной амортизации. Не стало государственной денежной поддержки мероприятиям, направленным на поддержку малого бизнеса. Не стало поддержки законодательства и фондам помощи предпринимательства.

Такое стало возможным после принятия федерального закона под номером 122 от 22 августа 2004 года, который отменил, с началом 2005, действие очень важных статей другого 88-ФЗ от 14 июня 1995, который давал хоть какую-то господдержку малому предпринимательству в РФ. Этим самым власти «Великой Сырьевой Державы» подчеркнули, что малый бизнес ей совсем не нужен.

В своих занятиях бизнесом малые предприятия имеют возможность применения, наравне с общепринятым режимом налогообложения, особых налоговых систем – единого налога на расчетный вмененный доход (ЕНВД) и упрощённую систему налогообложения (УСН).

ЕНВД вводится на своей территории властями субъектов РФ для установленных видов деятельности (услуги по ремонту; бытовые услуги; ТО и мойка автотранспорта; розничная торговля с площадью зала не больше 150 м2, лотки, палатки, другие объекты; услуги кафе, столовых, у которых площадь зала не больше 150 м2).

УСН замещает платеж налога на прибыль, а ИП – подоходный налог, НДС (кроме товаров, ввозимых из-за рубежа), налог на имущество и ЕСН – уплатой иного налога. Доход от реализации для юридических лиц не должен превышать 15 миллионов рублей.

Как должно идти совершенствование налогообложения малого бизнеса в госорганах Российской Федерации? Вот основные принципы:

предоставление равного доступа всех субъектов к участию в проектах поддержки малого бизнеса;

разграничение полномочий разных уровней власти;

возможность участия представителям малого, среднего бизнеса в вырабатывании и реализации государственной политики по развитию малого бизнеса;

возможность экспертизы законопроектов.

  1. Выбор системы налогообложения малого бизнеса.

Субъекту хозяйствования необходимо определится с применяемой системой еще до начала предпринимательской деятельности. Нет ни одной системы налогообложения, выгодной для предпринимательства. Все системы и налоговые режимы выгодны исключительно для государства. Нет преимуществ одной системы налогообложения малого бизнеса перед другой. Существуют только различия между ними. И не существует универсального рецепта по выбору той или иной системы, все зависит от конкретной ситуации (места хозяйствования, видов деятельности, количества наемных работников и т.д.).

В российском действующем законодательстве предусмотрено несколько систем налогообложения малого бизнеса или специальных налоговых режимов:

применение ЕНВД — единого налога на вмененный доход;

ЕНВД

Не лимитирована максимальная сумма дохода.

Средняя численность сотрудников не более 100.

Начисление НДС не производится (исключение – импортируемые товары).

Налоги на прибыль для организаций, налог на имущество и НДФЛ для ИП не уплачиваются.

По сути, уплачивается лишь 15% от вменённого дохода, величина которого рассчитывается в зависимости от вида и особенностей деятельности. Также уплачиваются взносы в ПФР, медстрах и ФСС (при отсутствии работников уплачивается минимальные фиксированные взносы). Организации, выплачивающие зарплату, выступают агентом по НДФЛ и уплачивают 13% (или иные ставки) в бюджет.

упрощенная система налогообложения с 6% обложением дохода -УСН6;

упрощенная система налогообложения с 15% обложением прибыли-УСН15;

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Для перехода на систему не применяются ограничения по торговым площадям и залам обслуживания, а также размеру используемого автопарка.

Совокупный размер дохода за год не может превышать 60 млн. руб.

Средняя численность сотрудников — не более 100.

Также снимается обязанность по налогу на прибыль (для организаций), НДФЛ для ИП (кроме налога по ставкам 9 и 35%), имущественного налога и НДС (исключения – импорт товара и прибыль о доверительного управления).

Для данной системы налогообложения малого бизнеса уплачивается налог размером 6% от доходов, либо 15% от доходов за вычетом величины произведённых расходов. Чаще применяется первая ставка. Это более целесообразно, проще для учёта, к тому же отпадают вероятные споры с налоговой по поводу существенности того или иного расхода для включения его в вычитаемую из налоговой базы сумму.

ТСН-НДС — общая система налогообложения без регистрации плательщика НДС;

ТСН+НДС — общая система налогообложения с регистрацией плательщика НДС;

применение единого сельскохозяйственного налога (для сельскохозяйственных товаропроизводителей);

выполнение соглашений о разделе продукции.

При составлении бизнес-плана каждый будущий предприниматель, который станет либо владельцем компании, либо оформит частное предпринимательство, должен разложить каждую из систем налогообложения «по полочкам». Лучше обратиться к специалисту, но можно постараться и самому разобраться во всех хитросплетениях.

Налогообложение предприятий малого бизнеса не так просто, как кажется с первого взгляда.

К примеру, для малого бизнеса, приоритетной деятельностью которого будет выполнение услуг, лучше применить «УСН6», так как основные расходы при таком виде деятельности — это, в основном, расходы по оплате труда и зарплатные налоги. Но, если в той местности, где осуществляется деятельность, при данном виде услуг начинает работать ЕНВД, необходимо определить, при какой системе налоги будут меньше. Если на «упрощенке» выгоднее, а «вмененка» обязательна, то необходимо искать пути ухода от «вмененки». Например, сдать что-нибудь в аренду, так как арендодатели не могут быть на ЕНВД. Или поискать другие способы, которые можно применить для конкретного случая. Список условий для применения ЕНВД и УСН можно найти в законодательной базе Российской Федерации.

Патентная система налогообложения (ПСН)

Применима только для ИП. И то лишь для тех, кто осуществляет деятельность в рамках списка, обозначенного НК (ст. 346.43).

Совокупный размер дохода за год — менее 60 млн. руб.

Численность работников (средняя за год) — не более 15 человек.

Список налогов, по которым действует освобождение от уплаты тот же, что и при ЕНВД и упрощённой системе налогообложения малого бизнеса для ИП:

Не уплачивается НДС (кроме налога от ввозимых из-за границы товаров), налог на имущество и НДФЛ.

Патент выдается налоговым органом на срок, выбранный предпринимателем и ограниченный рамками календарного года.

Налоговая база рассчитывается как предполагаемый к получению доход за год. Данное значение определяется субъектом РФ и зависит от вида деятельности.

Налог рассчитывается по ставке 6%, годовая база делится на 12 и умножается на количество месяцев, на которые получен патент.5

Также уплачиваются страховые взносы в фонды.

Таким образом видно, что существенной разницы по освобождению от налогов, применяемых для общей системы, не наблюдается. Налогообложение малого бизнеса по льготным режимам отличается лишь особенностями расчета облагаемой базы и некоторыми ограничениями для применения режима.

  1. Льготное налогообложение малого бизнеса.

Для поддержки и развития малого бизнеса государство предпринимает немало мер, в частности, льготное налогообложение малого бизнеса. Но, к сожалению, большинство из них либо «разбиваются о бюрократические камни» или так и остаются на бумаге, либо на развитие малого бизнеса практически не влияют.

Так, например, для субъектов хозяйствования, чей бизнес подпадает под критерий среднего, малого, и микро-бизнеса установлена льгота в виде упрощенной процедуры оформления документов по экспортно-импортным операциям, а также снижение таможенных пошлин. Для развития малого бизнеса в целом по стране такая льгота практически бесполезна, так как таких фирм не так уж и много на территории России. И создается впечатление, что такая льгота принята с целью удовлетворения интересов группы людей, ее же принимавших (элита от государственных структур).

Государством предоставляется льгота по налогу на прибыль. Она заключается в освобождении налогоплательщика от уплаты авансовых платежей на трехлетний срок. Трудно себе представить, что начинающий бизнесмен, который находится в процессе поиска своей «ниши» на рынке таких же товаров и услуг и освоения всех тонкостей данного бизнеса и вложивший в свой бизнес стартовый капитал (а подчас это заемные средства), сразу начнет получать огромные прибыли. Возможно, его бизнес начнет окупаться через пять-шесть лет. Поэтому данная льгота работает как «галочка» в льготном налогообложении малого бизнеса.

Льготное налогообложение малого бизнеса по налогу на добавленную стоимость — бомба замедленного действия. Поскольку субъект хозяйствования может не являться плательщиком НДС, если его выручка за последние три месяца не превысила 2 млн. рублей. Но, приобретая товар, а это в основном продукция, купленная в розничной торговле, субъект хозяйствования НДС, уплаченный в составе товара, не может поставить себе на возмещение. То есть, фактически переплачивая за товар на сумму НДС. И еще, если субъект не является плательщиком НДС, то ему будет очень сложно находить покупателей – юридических лиц, так как им нужен налоговый кредит по НДС. Придется работать только в розничной торговле, а это дополнительные разрешительные документы, кассовый аппарат и т.д.6

Также в качестве льготы выступает упрощенное оформление лицензий и уменьшение платы за их оформление. На практике получается все наоборот, так как увеличилось количество документов, требующих нотариального заверения.

Но процесс принятия льгот и законов, поправок к ним с целью поддержания и развития малого бизнеса не останавливается.

  1. Изменения для малого бизнеса в системе налогообложения в 2013 году

Упрощенная система налогообложения для ИП на основе патента, которая используется сейчас, с 2013 года заменится на патентную систему налогообложения. То есть с 01.01.2013 года статья 346.25.1 Налогового кодекса утратит свою силу. Такая система вводится в соответствии с НК и применяется на территориях субъектов РФ. Закон субъекта РФ о введении патентной системы на своей территории должен быть опубликован не позднее 01.12.12 года. Для малого бизнеса такая система налогообложения является добровольной и может совмещаться с другими специальными режимами. То есть по одному виду деятельности ИП может применять УСН или общий режим, а по другому, который переведен на патентную систему, может пользоваться данным спецрежимом.

Средняя численность работников, которые оформлены у индивидуального предпринимателя, должна быть не более 15 человек. Данное ограничение касается всех видов предпринимательской деятельности, которые осуществляет ИП.

Субъекты РФ вводят патентную систему в обязательном порядке и она может применяться по 47 видам деятельности. Некоторые виды предпринимательской деятельности данным Законом были приведены в соответствие с ОКУН (Общероссийский классификатор услуг населению). Субъектам РФ разрешается вводить для ИП дополнительный перечень видов деятельности. Патентную систему запрещается применять по видам деятельности, указанным в пункте 2 статьи 343.43 Налогового кодекса.

Для исчисления налога налоговой базой будет являться потенциально возможный годовой доход ИП. Так, минимальный размер возможного годового дохода, из которого будет определяться стоимость патента, не должен быть меньше 100 тысяч и больше 1 миллиона рублей. Субъекты РФ по некоторым видам предпринимательской деятельность имеют право не более чем в 3 раза увеличить максимальную черту потенциального дохода. В городах, где население более 1 миллиона человек разрешается увеличивать максимальный доход в не более, чем 5 раз. Субъекты РФ могут изменять размеры потенциального годового дохода также и от количества транспортных средств, средней численности работников и количества обособленных площадей.

Указанные максимальный и минимальные размеры предполагаемого годового дохода, будут каждый год индексироваться на специальный «коэффициент дефлятор». Часть 1 НК теперь более подробно раскрывает понятие «коэффициент-дефлятор». Данный коэффициент будет ежегодно устанавливаться на каждый следующий год и определяется как произведение коэффициента-дефлятора в предшествующем году на коэффициент потребительских цен в предшествующем году. В 2013 года такой коэффициент будет равняться 1.

Потенциально возможный годовой доход, установленный на текущий календарный год, будет применяться и в следующем году при условии, если не будет изменений в законодательстве. Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, освобождаются от уплаты НДФЛ, налога на имущество физ. лиц и НДС в той части предпринимательской деятельности, по которой используется патентная система. Иные налоги ИП уплачиваются, а также индивидуальный предприниматель исполняет обязанность налогового агента.

Документом, который подтверждает право на применение патентной системы, является патент, выданный на осуществление определенного вида предпринимательской деятельности. Выдается патент ИП по месту постановки его на учет, при этом если ИП получил патент в одном субъекте РФ, то это не запрещает ему получить патент и в другом. ИП подает заявление на получение патента не позже чем за десять дней до начала применения данного спецрежима. В течение 5 дней после этого налоговый орган выдает патент или уведомляет об отказе. Выдается патент в пределах календарного года по желанию ИП на период от 1 до 12 месяцев. Если патент не выдается, то ИП автоматически переходит на общий режим налогообложения. Если ИП утратил право на использование данного спецрежима или прекратил свою деятельность, то он должен об этом уведомить налоговый орган в течение 10 дней.

Исчисляется налог по ставке 6% от потенциально возможного годового дохода индивидуального предпринимателя. Следует обратить внимание, что сумма такого налога не будет уменьшаться на сумму страховых взносов.

С 1 января 2013 г. введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая регулируется самостоятельной главой 26.5 части второй Налогового кодекса РФ, будучи выделена из главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» в самостоятельный специальный налоговый режим. Основной целью этой новации было создание условий, стимулирующих развитие малого предпринимательства путем совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента. Упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, которая ранее применялась в соответствии со статьей 34625.1 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, оформили в отдельной главе 26.5 «Патентная система налогообложения», создав самостоятельный налоговый режим. Согласно главе 26.5 НК РФ, данная система распространяется на 47 видов деятельности, конкретный их перечень должен быть установлен в региональном законе. При этом законодательные власти субъекта РФ могут расширить перечень видов деятельности сверх того, что указано в НК РФ: у регионов есть право ввести указанный налоговый режим по дополнительному перечню видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам населению.Предусмотрено, что по этой системе может быть обложен годовой доход от 100 тыс. руб. до 1 млн руб., а по отдельным видам деятельности регион может установить увеличенный порог максимального дохода до 10 раз.Переход на патентную систему налогообложения освобождает индивидуального предпринимателя от уплаты налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц, но только в части доходов или имущества, не связанных/полученных от деятельности по патенту. Кроме того, владельцы патента не уплачивают НДС, за исключением трех оговоренных законом случаев. Все остальные налоги и сборы должны уплачиваться.Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, смогут привлекать наемных работников, средняя численность которых за год не должна превышать 15 человек. При этом налоговый период составляет календарный год и авансовые платежи по этому налогу не предусмотрены. Положительно можно оценить возможность для индивидуального предпринимателя получить патент на срок менее одного года, но не менее 1 месяца – предприниматель может снизить свои риски от неудачного бизнеса, если возьмет патент, например, на 6 месяцев или на сезонный период.Ставка по патенту составляет 6 процентов, что является одной из самых низких ставок в российской налоговой системе.Одновременно с введением патентной системы с 1 января 2013 г. стал добровольным переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Предполагается, что сфера применения патентной системы налогообложения будет расширяться и ЕНВД с 2018 г. будет отменен.Введение патентной системы должно внести положительные перемены и для местных бюджетов, так как все 100% этого налога направляются в бюджеты муниципальных образований. Конечно, законодателем предусмотрены условия прекращения права пользования патентом, но эти обстоятельства составляют закрытый список ситуаций. Кроме того, для целей определения величины дохода у налогоплательщиков, применяющих одновременно и патент и УСН, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.Налогоплательщик в течение одного календарного года может на территории одного субъекта Федерации только один раз приобрести патент, если у него возникла потребность в сохранении этого налогового режима, то ему нужно дождаться следующего календарного года. При этом процедура предоставления патента составляет 5 дней. Если индивидуальным предпринимателем приобретаются патенты в разных субъектах Федерации, то по срокам они могут не совпадать. Конечно, такой режим может существенно ослабить налоговую нагрузку для индивидуальных предпринимателей. Насколько будут успешны комбинации конкретных условий по патентным режимам в разных регионах, будет зависеть от региональных властей и их желания развивать малый бизнес, правильной оценки экономической ситуации и особенностей региона. Очевидным является то, что с помощью этого режима местные власти смогут стимулировать легализацию малого бизнеса и развивать его на своих территориях, увеличивая за счет этого доходы местных бюджетов1. Субъекты РФ обязаны были принять до конца 2012 г. законы о введении с 1 января 2013 г. на своих территориях патентной системы налогообложения по 47 видам деятельности, указанным в главе 26.5 Кодекса2. Однако на начало 2013 г. не все регионы приняли такой закон, например в г. Санкт-Петербурге закон о патентной системе налогообложения еще не принят.Основной новеллой, введенной Законом г. Москвы от 31 октября 2012 г. № 53 «О патентной системе налогообложения», является возможность применять патентную систему для розничной торговли. Напомним, что вмененный налог в данном субъекте не вводился. Соответственно применение упрощенного порядка налогообложения, рассчитываемого исходя из вмененного дохода, для предпринимателей, занятых розничной торговлей в г. Москве, будет применяться впервые. Физические показатели деятельности, которые влияют на размер потенциального дохода, в Москве утверждены не были. При этом законодатель установил годовой потенциальный доход при розничной торговле на объектах, не имеющих торговых залов, выше, чем для объектов, которые имеют торговые залы. Так, годовой доход, с которого налогоплательщики будут платить налог, для ларьков (палаток) составит 2,7 млн руб., а для небольших магазинов – 2 млн руб. Отметим также, что московский законодатель воспользовался правом расширить перечень видов деятельности, которые будут облагаться по патентной системе. В Москве это станет возможным для 65 видов деятельности вместо 47, установленных НК РФ.В Ростове, напротив, потенциальный годовой доход в отношении торговли, осуществляемой на объектах, имеющих торговые залы, установлен выше – 1,5 млн руб. в отношении одного объекта и 418 тыс. руб. в отношении объектов без торговых залов, что, на наш взгляд, более очевидно, так как выручка палатки ввиду ограниченного ассортимента товаров должна быть меньше, чем в небольшом магазине (Закон Ростовской области «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» от 10.05.2012 № 843-ЗС). Примечательно также, что в Ростове размер потенциального дохода определяется исходя из количества объектов или количества работников, в отличие от Москвы, где потенциальный доход налогоплательщика определен независимо от того, сколько торговых точек он открыл или сколько наемных работников у него занято.Заслуживает интереса тот факт, что экскурсионные услуги в Москве, по мнению законодателя, могут приносить до 300 тыс. руб. дохода, а в Ростове – 370 тыс. руб. (при условии работы 1 человека). Услуги переводчиков в Ростове также оценены выше, чем в Москве: 370 тыс. руб. против 300 тыс. руб. в год. Таким образом, при сравнении положений ряда региональных законов о введении патентной системы можно отметить следующее. Установленный законодателем размер годового дохода по некоторым видам деятельности существенно различается, например, в розничной торговле, сдаче жилья в аренду. Кроме того, большинство регионов установили дифференцированный подход при определении вмененного дохода исходя из физических показателей – ассортимента товаров, количества торговых точек, численности наемных работников. Такой подход, на наш взгляд, способствует более справедливому налогообложению. Очевидно, что региональные власти при принятии этих законов оценивали потенциальный доход исходя из возможностей региона, уровня его экономического развития, однако не всегда установленные величины кажутся справедливыми. При этом методика оценки не раскрывается и экономическую обоснованность того или иного вмененного дохода будет невозможно оспорить или изменить.

Список литературы:

  1. Налоговый Кодекс РФ

  2. Критерии определения малого бизнеса http://www.pro-biznes.com/organizaciya-i-upravlenie-biznesom/ kriterii- opredeleniya -malogo-biznesa.html

  3. Развитие малого бизнеса http://dictionary-economics.ru/word/Развитие

  4. Льготное налогообложение малого бизнеса: что получается на практике? http://www.malyi-biznes.ru

  5. Поддержка малого бизнеса в 2013 году: об основных направлениях http://www.malyi-biznes.ru

  6. Системы налогообложения малого бизнеса: на что ориентироваться при выборе?http://www.malyi-biznes.ru

  7. Особенности налогообложения малого бизнеса и основные налоговые системы http://www.malyi-biznes.ru

  8. Изменения для малого бизнеса в системе налогообложения в 2013 году http://mosbalance.ru

  9. http://www.ng.ru

  10. Налогообложение малого бизнеса http://finstep.ru

1 http://www.pro-biznes.com/organizaciya-i-upravlenie-biznesom

2 http://dictionary-economics.ru/word/Развитие

3 Налоговый Кодекс РФ

4 http://finstep.ru Статья: «Налогообложение малого бизнеса»

5 http://www.malyi-biznes.ru Статья: «Особенности налогообложения малого бизнеса и основные налоговые системы»

6 http://www.malyi-biznes.ru Статья: « Льготное налогообложение малого бизнеса: что получается на практике?»

Просмотров работы: 17534