РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ В СОЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ В СОЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Кулявцева М.П. 1
1ФГАОУ ВПО "Южный Федеральный Университет" филиал в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сложная социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми, проституция и наркомания среди детей и подростков. За последние годы многократно выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Именно этими обстоятельствами была вызвана необходимость создания социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних во всех муниципальных образованиях. Это сравнительно новый тип учреждений в России, поэтому так важно изучение структурных и функциональных обязанностей таких центров.

Центры социальной реабилитации несовершеннолетних являются компонентом общей государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних − сравнительно новый тип учреждений в России, первые из них появились приблизительно 12 лет назад. Основная цель деятельности СРЦ − психолого-педагогическая реабилитация и социализация детей из неблагополучных семей, а также работа с этими семьями. Главное отличие от других государственных учреждений, где содержатся дети-сироты, состоит в том, что в СРЦ дети могут жить от 3 до 6 месяцев. Также имеются особенности в организации СРЦ и существенные отличия от школ-интернатов.

История функционирования социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в г. Новошахтинске берёт своё начало с постановления Мэра г. Новошахтинска от 14.02.2005г. № 143. Изначально СРЦ находился в муниципальном ведомстве г. Новошахтинска. Официально открытие МУ СРЦ состоялось 1 октября 2005 года.

В своей деятельности СРЦ руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными и областными законами, нормативными правовыми актами Ростовской области в области защиты прав и законных интересов ребенка, приказами и распоряжениями министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, министерства труда и социального развития Ростовской области, уставом.

Основными задачами СРЦ являются профилактика безнадзорности и беспризорности, обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Среди воспитанников центров дети, которые находятся в них стационарно, и те, которые не утратили связи с семьей, но получают в центре разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь. Годы существования социально-реабилитационных центров позволяют сделать некоторые выводы о составе детей, поступающих в них. Среди возрастных групп преобладают младшие школьники, за ними следуют подростки, при этом в последнее время возрастает число ребят старшего подросткового возраста.

Социальный статус большинства детей крайне тяжел. Они не имели возможности полноценно освоить социальную роль члена семьи. Значительная часть детей, находящихся в стационарах центров, - социальные сироты.

Примерно каждый второй ребенок имеет родителей, лишенных родительских прав, по данным разных центров, в них находится только 6-8% детей, у которых родители умерли.

Подорваны связи детей и с другим важнейшим институтом социализации – школой. Сотрудники центров фиксируют рост школьной дезадаптации детей, который вызван, с одной стороны, отдалением школы от социальных, педагогических, психологических проблем неблагополучных семей и трудных детей, с другой - поздним выявлением социально неблагополучных семей заинтересованными ведомствами. Длительное неудовлетворение основных психических потребностей ребенка в семье, школе, социальном окружении негативно влияет на его психологический статус.

Социально-реабилитационные учреждения берут на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. В стационары центров помещаются дети, не нуждающиеся в изоляции, из приемников-распределителей, а также из больниц, где их вынужденно содержали до помещения в интернатное учреждение.

Одним из основных направлений работы в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних является социальный патронаж.

Патронаж носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер. Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, ее социальной запущенности и некомпетентности.

В 2006 году в ГБУСОН РО «СРЦ г. Новошахтинска» 130 семей находилось на социальном патронаже, 63 - снято с патронажа в конце года с положительным результатом.[1]

К концу 2007 года число семей находящихся на патронаже составляло 149 семей, на учете - 85. По итогам 2007 года 68 семей снято с учета в связи с улучшением положения в семье.[1]

В 2008 году 147 семей находилось на социальном патронаже. В конце года 46 - снято с патронажа с положительным результатом.[1]

В 2009 году 150 семей находилось на социальном патронаже, 68 снято с патронажа с положительным результатом в конце года.[1]

Специалистами по социальной работе за период 2010 года на патронаже обследовано 150 семей. С патронажа снято 58 семей, в том числе с положительным результатом – 46 семей, 12 семей снято в связи с выездом из города.[1]

В 2011 году на патронаже обследовано 150 семей. С патронажа снято с положительным результатом – 65 семей.[1]

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного – с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.

Можно сделать вывод о том, что в связи со сложной социально-экономической обстановкой в городе, число семей, нуждающихся в квалифицированной помощи находиться на постоянном уровне.

Литература:

  1. Аналитическая справка о работе ГБУСОН РО «СРЦ г.Новошахтинска» (за 2006, 2007, 2008 год, 2009, 2010, 2011 годы)

Просмотров работы: 3407