«ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ» И «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»: ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ВЗАИМОСВЯЗЬ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

«ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ» И «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»: ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ВЗАИМОСВЯЗЬ

Карасев Е.А. 1
1Филиал ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Здоровье человека является предметом изучения многих наук, в том числе не только естественные (биология, медицина и др.), но и общественные (социология, психология, философия, педагогика и др.). Человек связан с обществом, со всеми элементами его структуры множеством отношений, поэтому решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социальных факторов не представляется возможным.1 Так, здоровье - это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.

Согласно формулировке Всемирной организации здоровья, «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков»2. В этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни. А В.А. Фролов рассматривает понятие «здоровье населения» как статистическое, характеризующееся комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, а также социально-биологическими показателями3.

Ю.П. Лисицин выделяет как отдельное понятие - «общественное здоровье», понимая под ним «здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах» и «является результатом социально-опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы населения»4.

В.П. Казначеев ввел в науку понятие «здоровье популяции», под которым понимается процесс социально-исторического развития психо-социальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека5.

Таким образом, здоровье следует понимать как:

- процесс сохранения, развития физических свойств, потенций психических и социальных;

- процесс максимальной продолжительности здоровой жизни при оптимальной трудоспособности и социальной активности.

По мнению П.Л. Капицы, одной из наиболее важных и определяющих судьбу человечества глобальных проблем является проблема «качества» народонаселения как комплекс генетических и социально-психологических характеристик жизни людей: физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества6.

Если говорить о категории «здоровье» с точки зрения гигиенистов, то необходимо внутри комплекса факторов, критериев, показателей, входящих в орбиту категории здоровья, четко вычленять те из них, которые определяют воспроизводство, формирование, потребление, восстановление здоровья, а также характеризующие здоровье как процесс и как состояние.

Так, воспроизводство здоровья (охрана и реализация генофонда) следует понимать как состояние репродуктивной функции родителей и ее реализация; здоровье родителей; условия протекания беременности; состояние родовспомогательной службы; наличие правовых актов, охраняющих генофонд и беременных, формирование здоровья - как образ жизни (уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; образовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений, вредные привычки, состояние окружающей среды); потребление здоровья – как культура и характер производства; состояние производственной среды; социальная активность индивида, а восстановление здоровья – как процесс рекреации, лечения, реабилитации.

Другими словами, здоровье населения является одним из интегральных показателей преобразований, происходящих в обществе, и определяется комплексом социально-психологических и генетических характеристик физического здоровья, психофизиологического уровня жизни.

Понятие здоровья должно определять возможности выполнения основных функций человека, учитывая тот факт, что человек есть живая система, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственные и приобретенные начала.

Исходя из этого постулата:

- под социальным здоровьем следует понимать систему ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде;

- под физическим здоровьем - это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма;

- под психическим здоровьем - состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера7.

Социальный и психологический аспекты здоровья определяют гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой - понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающими, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассматривать единый социально-психологический аспект здоровья.

Состояние здоровья оценивается по трем уровням: соматическому, социальному, личностному. При этом, соматический уровень подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде, социальный уровень оценивает меру трудоспособности и социальной активности, деятельное отношение к миру, а личностный уровень определяет стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни (В.П. Казначеев).

Несмотря на обилие определений и точек зрения на суть здоровья, до настоящего времени нет единства подходов к его определению и оценке. Не вызывает, однако, сомнение то обстоятельство, что здоровье должно отражать способность человека сохранять свой гомеостаз через совершенную адаптацию к меняющимся условиям среды, т.е. активно сопротивляться таким изменениям с целью сохранения и продления жизни.

Выделяют два пути поддержания гомеостаза:

1) обеспечение постоянства биохимических констант за счет депонирования различных веществ в органах и тканях с последующим их выделением в кровь и лимфу;

2) многообразие физиологических организаций и процессов, обеспечивающих в конечном итоге восстановление смещенных показателей внутренней среды к оптимальным значениям8.

Одной из фундаментальных проблем в области «здоровья» является отношение к понятию индивидуального здоровья. Системный подход к оценке индивидуального здоровья ставит в центр проблемы человека в целостности и многомерности его динамических характеристик и выдвигает на первый план задачи по воспитанию потребностей в здоровье, формировании культуры здоровья в процессе индивидуального развития.

В настоящее время накоплено немало сведений по постнатальному онтогенезу, в частности, о целостности, дискретности и гетерохронности развития, об индивидуальности и типологии, о «критических периодах», однако в практической медицине, в педагогике, в физическом воспитании эти вопросы не нашли должного отражения, а большинство методических разработок ориентировано на среднестатистического человека.

Необходимо определить материальный (морфофункциональный и психофизиологический) субстрат и структуру индивидуального здоровья. Известно, что здоровье человека формируется в неразрывном единстве биологических, психологических, социальных и экологических факторов, что должно находить отражение в методологических подходах к его изучению. Признание социальной сущности человека предполагает более глубокое изучение его естественного биологического бытия, закономерностей индивидуального развития, чтобы с помощью различных социальных мер способствовать реализации потенциальных возможностей, содержащихся в геноме.

Показатели, определяющие индивидуальное здоровье, имеют то преимущество, что значительная часть из них может быть выражена количественно. В конечном итоге это дает суммарную величину уровня здоровья, динамика которой и позволяет судить о состоянии и перспективах здоровья данного человека: о силе или слабости каждого из показателей индивидуального здоровья, об эффективности предпринимаемых оздоровительных мерах применительно к каждому показателю.

Образ жизни - ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его социальной характеристикой как обязательные элементы входят9:

1) трудовая деятельность и условия труда;

2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность);

3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой;

4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками);

5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи;

6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса;

7) социальная и физическая активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).

С образом жизни принято связывают такие понятия, как «уровень жизни» (структура доходов на человека), «качество жизни» (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), «стиль жизни» (психологические индивидуальные особенности поведения), «уклад жизни» (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).

Под физической активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях. Такая активность включает: наличие гигиенических навыков, выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, умение оказывать первую доврачебную помощь себе и родственникам, использовать средства народной, традиционной медицины.

Повышение уровня медицинской активности и грамотности населения - важнейшая задача социального работника. Важной составной частью социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

ЗОЖ - это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Таким образом, ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики заболеваний. Он направлен на устранение факторов риска (низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоциональная напряженность, невысокая социальная активность и низкий культурный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные семейные отношения, нездоровый быт, генетический риск).

ЗОЖ является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний).

Формирование здорового образа жизни - это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты10:

1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;

5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы.

Таким образом, индивидуальное здоровье формируется через здоровое поведение человека. То есть, привычка здорового образа жизни составляет часть общего образа жизни индивида. Существует взаимосвязь между индивидуальным здоровьем и здоровым образом жизни.

1 Апанасенко Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л.Апанасенко, Р.Г.Науменко // Гигиена и санитария. - 1985. - № 6. - С. 53.

2 Апанасенко Г.Л. Валеология как наука / Г.Л.Апансенко, О.А.Попова // Валеологія. - 1996. - № 6. - С.4.

3 Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л.Апанасенко, Л.А.Попова. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. – с. 25.

4 Лисицын Ю.П. Теоретико-методологические проблемы концепции «общественного здоровья» / Ю.П.Лисицын // Общественные науки и здравоохранение / Отв. ред. И.Н.Смирнов. - М.: Наука, 1987. – с. 241.

5 Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: научный обзор / П.И.Калью. - М.: ВНИИМИ, 1988. – с. 8.

6 Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л.Апанасенко, Л.А.Попова. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. – с. 124.

7 Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л.Апанасенко, Л.А.Попова. - Киев: Здоровье, 1998. – с. 57.

8 Кузьменко М.М. Здравоохранение в условиях рыночной экономики / М.М.Кузьменко, В.В.Баранов, Ю.В.Шиленко. - М., 1994. – с. 43.

9 Кудрявцева Е.И. Здоровье человека - понятие и реальность / Е.И.Кудрявцева // Народное благосостояние: Тенденции и перспективы / Отв. ред. Н.М.Римашевская, Л.Л.Оников. - М.: Наука, 1991. – с. 38.

10 Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.В.Марков. - М., 2001. – с. 28.

Просмотров работы: 7265