ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Тишковская М.Г. 1
1ФГАОУ ВПО "Южный Федеральный Университет" филиал в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в государственной политике Российской Федерации, в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растёт. По статистике, в настоящее время, в Российской Федерации насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%) [18, 43].

Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции [5, 3].

Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. По глубине дефекта умственная отсталость подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дебильность. Различают также детей с задержкой психического развития. Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

История отношения общества к умственно отсталым лицам претерпела значительную эволюцию от негативно-брезгливого до гуманистического, допускающего интеграцию данной категории людей в общество. Выводы ученых убеждают, что с людьми возможно и даже нужно вести открытые диалоги, начиная их с особым терпением и участием, желанием понять тот реальный контекст, в котором люди с умственной отсталостью проживают свою жизнь.

За последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд нормативно-правовых документов, как на международном, так и на федеральном, региональном, локальном уровнях, определяющих правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Работа этого механизма непосредственно связана с профессиональной деятельностью специалистов-работников специальной (коррекционной) школы: педагогов, учителей-дефектологов, социальных работников, медиков, психологов. Однако еще предстоит проделать большую работу по применению этих нормативно-правовых документов на практике, развитию и совершенствованию системы специального образования.

Т а б л и ц а 1. Социальные права несовершеннолетних

ЭТАП ДЕТСТВА

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА

1

2

с момента рождения

право на гражданство по принципу крови, а не места проживания; право на имя, отчество, фамилию; пособие по случаю рождения при многодетной или малообеспеченной семье; инвалидности

до 1,5 лет

право не разлучаться с матерью; право быть принятым в ясли; право на постоянную заботу со стороны родителей; право матери на оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком

до 3 лет

право матери находиться с ребенком в больнице, на отпуск по уходу за ребенком без сохранения содержания; право детей с отклонениями в развитии на иностранное усыновление; право быть принятым в детский сад; право на воссоединение с семьей и контакты с обоими родителями и другими членами семьи

с 6-7 лет

право ребенка на образование, поступление в государственную школу, бесплатное и обязательное начальное образование

до 8 лет

право матери на отпуск по уходу за ребенком, нуждающимся в длительном лечении, без сохранения содержания

с 10лет

право ребенка на усыновление только с его согласия; право решения с кем быть в случае развода родителей

с 11 лет

право на свободное участие в культурной жизни, творческой деятельности, на свободный досуг и отдых; определение в специальную школу и воспитательное учреждение

с 14 лет

право на получение паспорта, изменение гражданства со своего согласия; определение в специальное ПУ и право на свободный выбор учебного заведения; наступает уголовная ответственность за совершенное убийство и преступление тяжкого характера; имущественная ответственность за причиненный материальный ущерб

до 15лет

установление социальной опеки над ребенком; право ребенка на неучастие в прямых военных действиях; защита от информации, наносящей вред его благополучию и становлению как личности

с 15 лет

свобода доступа к правовой помощи; право поступления на работу с согласия профсоюза; право распоряжаться собственным заработком; совершение деловых сделок с согласия родителей и самостоятельных мелкобытовых сделок; право на внесение самостоятельных вкладов в банк; право на установление попечительства

до 16лет

право матери на отпуск по уходу за ребенком-инвалидом без сохранения содержания

с 16 лет

наступает уголовная ответственность; возможность вступления в брак; поступление на работу с определенными льготами, право на посещение любых зрелищных мероприятий, приобретение любых изделий

с 18 лет

совершеннолетие; полная правовая ответственность перед законом; право на самостоятельный брак; право на материнство

Российская Федерация, ратифицировавшая в 1991 г. «Конвенцию о правах ребенка», имеет ряд законов, регламентирующих права инвалидов в нашем государстве, гарантирующих право лиц с отклонениями в развитии на получение образования. В Федеральном законе «Об образовании» (1996) подчеркивается необходимость «создания для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество» (ст. 50, пункт 10) [4] . В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов» (1995) изложена «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества» (ст. 2). Детям-инвалидам гарантируются права на специальные образовательные и медицинские реабилитационные услуги: «образовательные учреждения совместно с органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами общего среднего образования, среднего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При реализации права инвалидов на образование государство гарантирует им необходимые для этого условия» (ст. 18) [6].

Эти документы, по сути, изменили концепцию российского образования: на смену тоталитарной системе пришла система вариативная, впервые допускающая существование как государственных, так и негосударственных школ. В педагогическую систему России пришли не только новые термины, по существу изменилась вся система: традиционное образование и альтернативные (авторские) школы, школы общего назначения и гимназии, лицеи и пр. Вместе с тем в непростое перестроечное время удалось удержать приоритеты педагогического пространства Российской Федерации, сохраняя: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, средние специальные и высшие учебные заведения.

Конкретизация содержания вышеназванных законов нашла свое место в разработанных Минобразованием России (с участием заинтересованных министерств и ведомств) и утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.97 г. № 288); Типовом положении об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.97 г. № 1117); Типовом положении об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.98 г. № 867) и других.

В Федеральной целевой программе «Дети России» (2007-2010гг.) выделена подпрограмма «Дети-инвалиды». Она направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями здоровья и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов и их родителей.

Постановления Правительства доводятся до органов управления образованием всех субъектов Российской Федерации соответствующими приказами и информационными письмами Минобразования России.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление современной политики в образовании. Для них предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия обучения и развития, оздоровление, реабилитацию и социальную адаптацию.

В Ростовской области функционирует система специального (коррекционного) образования, которая удовлетворяет образовательные потребности детей с различными отклонениями в развитии: функционируют специальные (коррекционные) школы для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития, нарушениями речи, организованы интегрированные формы обучения. Её регламентирует Областной закон «Об образовании в Ростовской области» № 184-ЗС от 22.10.04.

Настоящий Областной закон принят на основании Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях регулирования отношений и определения компетенции органов государственной власти Ростовской области в сфере образования и особенностей функционирования системы образования Ростовской области.

Этот закон предусматривает бесплатное образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, применение федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе специальных федеральных государственных образовательных стандартов.

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья по закону получают адекватное их развитию лечение, воспитание и образование, социальную адаптацию и интеграцию в общество в специальных (коррекционных) классах муниципальных общеобразовательных учреждений, а также в государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Дети данной категории обучаются по программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития учащихся. Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Для диагностики физических и (или) психических ограничений в возможностях здоровья детей, установления их прав на специальное образование, а также консультирования родителей (законных представителей) органами местного самоуправления создаются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации).

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья направляются в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы) только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению этих комиссий.

Субъектами специального образования являются следующие типы учреждений: дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища. Типология специальных (коррекционных) образовательных учреждений: специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид); специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид); специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид); специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид); специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид); специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид); специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид); специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид).

В школе-интернате VIII вида г.Новошахтинска в 2009-2010 учебном году обучалось 168 человек. Из них: 30 надомников и 138 проживающих: 32 – статусные; 5 – круглые сироты; 19 – из семей, где родители лишены родительских прав; 7 – под опекой и 1 - из приемной семьи [10].

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Новошахтинска Ростовской области осуществляет бесплатно следующие виды деятельности:

- обучение и воспитание граждан с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разработанными на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников (VIIIвид);

- проведение индивидуальных коррекционных занятий с обучающимися, воспитанниками;

- профессионально-трудовое обучение, профессиональная ориентация и профессиональная подготовка, направленные на овладение доступными для обучающихся, воспитанников специальностями;

- социальная адаптация обучающихся, воспитанников к жизни в обществе;

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

- воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- приобщение обучающихся, воспитанников к общечеловеческим ценностям.

Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Сроки обучения в коррекционном учреждении VIII вида могут быть девять-одиннадцать лет (с выдачей обучающимся свидетельств установленного образца). В школе-интернате VIII вида г.Новошахтинска в 2009 г. было введено одиннадцатилетнее обучение.

В коррекционном учреждении VIII вида с 10-, 11-летним образованием трудовое обучение в 10-11 классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся. Классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой, создаются в коррекционном учреждении VIII вида, имеющем необходимую материальную базу для углубленной трудовой подготовки, проведения производственной практики.

Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения. В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9(10) класс. Квалификационные разряды отдельным, хорошо усвоившим профессию, выпускникам присваиваются только администрацией заинтересованного предприятия или учреждения начального профессионального образования. Обучающимся, не получившим квалификационного разряда, выдается документ об окончании и характеристика с перечнем работ, которые выпускники способны выполнять самостоятельно.

В коррекционном учреждении VIII вида организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования.

Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В специальном (коррекционном) образовательном учреждении г.Новошахтинска для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии осуществляется подготовка разным видам труда: для девочек – швейные отделы, для мальчиков - столярное дело, а также для всех сельскохозяйственные работы и основы растениеводства.

Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

С данным коррекционным учреждением сотрудничают 36-е училище г. Шахты и 61-е училище г. Новошахтинска. К сожалению, этого не достаточно даже для такого небольшого количества выпускников, окончивших специальное коррекционное учреждение нашего города.

Выпуск 2009-2010 г. школы-интерната VIII вида г. Новошахтинска составил 29 человек. Их них: 2 надомного обучения, 4 инвалида, 15 продолжают обучение в данном учреждении и 10 человек находятся на учете в Центре Занятости Населения г. Новошахтинска [10].

В коррекционном образовательном учреждении VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью, наполняемость которых не должна превышать 8 человек. Такие классы можно открыть в Новошахтинской школе-интернате VIII вида.

Дети дошкольного возраста с отклонениями в развитии в Российской Федерации воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях «Начальная школа - детский сад» трех видов:

1. компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии;

2. комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;

3. общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии.

В нашем городе таких учреждений нет. А ведь дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних условиях, могли бы обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, при дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в данном случае в школе-интернате VIII вида г. Новошахтинска.

Литература:

1. Всеобщая декларация прав человека [Текст]: офиц. текст [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.].

2. Декларация о правах инвалидов [Текст]: офиц. текст [принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеей ООН].

3. Конвенция о правах ребенка [Текст]: офиц. текст [Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.: вступила в силу для СССР 15.09.1990] / Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

4. Российская Федерация, Законы, Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) [Текст]: федер. Закон: [принят Гос. Думой 2 июня 1999 г.]: № 248-СФ от 2.06.1999.

5. Российская Федерация, Законы, О положении детей в Российской Федерации [Текст]: Государственный доклад 2002. - М., 2002. 48 с.

6. Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон. - № 181 – ФЗ от 24.11.95.

7. Российская Федерация, Постановление Правительства Российской Федерации, О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003 - 2006 годы - № 732 от 03.10.2002. (ред. от 30.12.2005) [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации. - № 41 о т 14.10.2002.

8. Российская Федерация, Кодексы, Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]. - № 94-Ф3. от 27.06.98.

9. Ростовская область, Законы, Об образовании в Ростовской области [Текст]: областной закон. - № 184-ЗС от 22.10.04.

10. Отчет о деятельности специального коррекционного учреждения VIII вида г. Новошахтинска, Ростовской области за 2009-2010 учебный год.

11 Устав государственного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида г. Новошахтинска.

12. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска [Текст]: / Н.Ф.Дивицына. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 351с.

13. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст]. / под ред. Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. - М.: Просвещение, 1990.

14. Земский Х.С. История олигофренопедагогики [Текст] / Х.С.Земский. – М.: Просвещение, 1980. – 398 с.

17. Курбатов В.И. Социальная работа [Текст]: учеб. пособие / В.И.Курбатов / - М., 2007.

15. Лозовская Е.Г. История социальной работы в России [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов по специальности «социальная работа» / Е.Г.Лозовская, Е.С.Новак, В.Г.Краснова. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2004. – 72 с.

22. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст]:учеб. пособие / А.Р.Маллер. - М., 2002.

21. Малофеев Н.Н. Основы управления специальным образованием [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н.Малофеев, Э.Н.Макшанцева, Н.М.Назарова и др. / под ред. Д.С.Шилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. -336 с.

19. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) [Текст] / Н.Н.Малофеев // Дефектология. - 1997.- № 4. – с. 30 – 32. - Библиогр.: с. 31.

18. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом [Текст]. / Н.Н.Малофеев – М., 1996. – 89 с.

 

Просмотров работы: 4704