ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СКАЗКОТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СКАЗКОТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Ермолова А.Ю. 1
1Филиал ЮФУ в городе Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СКАЗКОТЕРАПИИ

Возможности сказкотерапии в родительстве

Представление о родительстве— наглядный образ явления родительства, возникающий на основе имеющегося у человека опыта путем его воспроизведения в воображении.1

По своей сути представление о родительстве является фантазией, так как явления родительства в реальности еще не существует, а существует лишь его образно сконструированное содержание. В это содержание могут входить образы эмоций, связанных с процессом воспитания детей, отдельные и общие когнитивные схемы: планирование уклада жизни в условиях родительства, планирование воспитательного процесса и другое, а также образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом.

Родительство — это сложная интегральная структура, которая в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания.

Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, которые являются формами проявления родительства.

Когнитивный компонент - это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, образ супруга (и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка;

Эмоциональныйэто субъективное ощущение человека себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка;

Поведенческий — это умения, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом(ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.2

В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций. Становление характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, функциях, распределении ответственности, обязанностях, т. е. в целом о родительстве. До момента появления ребенка на свет согласование представлений происходит на «теоретическом» уровне, во время бесед друг с другом, построения будущего. С появлением ребенка согласование представлений получает реализацию на практике.

Компоненты родительства включают:

— ценностные ориентации супругов, семейные ценности (основываются на чувствах, эмоциях, убеждений и поведенческих убеждений);

— родительские установки и ожидания (направлены на цели и средства деятельности в области родительства);

— родительское отношение (представление о способах и формах взаимодействия с ребенком);

— родительские чувства (умение понимать чувства членов семьи и прежде всего ребенка);

— родительские позиции (взаимодействие с ребенком с использованием различных родительских позиций);

— родительская ответственность (представление об ответсвенности и безответственном поведении родителя, распределение ответсвенности между супругами);

— стиль семейного воспитания (основывается на родительских установках и ожиданиях в отношении ребенка).3

С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей — это основные факторы в развитии личности. Дети учатся нормам поведения в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родители, как правило, являются для индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли частично осознанное, а частично неосознанное, впоследствии копируется в собственной семье. Какими дети станут родителями, в значительной степени зависит от того, что они видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей.

М. Земская утверждает, что личность родителя и их позиции оказывают огромное воздействие на развивающуюся личность ребенка. Ребенок, имея перед глазами пример родителей или других значимых в его жизни личностей, так называемую модель, не только подражает их простым действиям, но и перенимает общие тенденции их поведения. Уверенные в себе родители с большим доверием относятся и к другим людям, они убеждены, что способны контролировать происходящее с ними, в отношениях со своими детьми проявляют теплоту, принятие и отзывчивость. Хорошо адаптированные, эмоционально зрелые родители скорее всего будут реагировать на проявление ребенком своих потребностей с большими чуткостью и вниманием. Сензитивное воспитание способствует развитию эмоциональной устойчивости, независимости, социальной компетентности и интеллектуальных навыков.

Не мало важным является сколько детей в семье, так в многодетных семьях происходит снижение общения с родителями, оно компенсируется усилением взаимодействия с братьями или сестрами. В больших семьях усиливаемся жесткость и авторитаризм, формальность и однообразие в отношениях родителей к разным детям. В семьях, где единственный ребенок, он более чувствителен к материнской любви, что нередко приводит к соперничеству с отцом. Находясь, длительное время под контролем, опекой матери, ребенок привыкает к защите, заботе со стороны других. Главной особенностью его жизнедеятельности становится зависимость и эгоцентризм, привычка быть в центре внимания. Но при этом, в семье, где один ребенок, он болгее высоко оценивает личность своих родителей, нежели дети из многодетной семьи.

Таким образом, очень важно влияние родителей на воспитание детей, ведь взаимоотношение в семье формируют личность ребенка. Дети воспринимают пример поведения родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали.

В настоящее время большинство родителей перестают воспитывать детей или допускают ошибки в их воспитании.

Ошибки в воспитании совершаются не из-за отсутствия любви к детям или ответственности за них, а из-за недостаточности знаний и умений.

С помощью сказки родители могут диагностировать проблемы детей, направлять воспитательный процесс, развивать ценности, формировать характерологические особенности и т.д. своих детей.

Проект «Сказкотерапия»

Сейчас интернет - это один из основных источник информации и необходимую информацию ищут на его просторах, но большинство сайтов одинаковы по своей структуре и несут небольшую часть информации по данной тематике.

Поэтому актуальность проекта «Сказкотерапия» состоит в том, что нацелен на родителей, которых необходима помощь при воспитании своего ребёнка.

Уникальность данного проекта состоит в том, что в социальных сетях метод сказкотерапии представлен как реклама каких-либо курсов и малосодержательная общая информация о воспитании ребенка. О самом методе нигде нет информации и сбора тех мультфильмов и сказок, которые могли бы помочь в преодолении разных проблем и установление контакта родителей с ребенком.

Основным объектом будут являться родители, которым нужна помощь в воспитании детей с помощью сказкотерапии.

Главная цель — повышение социально-педагогической компетентности родителей с помощью овладения методикой сказкотерапии.

Основные задачи проекта следующие:

— как с помощью сказкотерапии можно воспитать ребенка;

— подборка определенных сайтов, на которых размещена информация важная для родителей.

Проект будет направлен в основном на тех родителей, кому необходима помощь в воспитании детей, но и простым пользователем будет интересна информация.

Проект начал свою реализацию 13 сентября, идет постоянное обновление информация и подборка сайтов, направленных на данную тематику, т. е как с помощью сказки можно правильно воспитать ребенка.

Проект «Сказкотерапия» реализует один человек и помощь волонтеров не требуется.

Наименование проекта

Проект профилактической направленности «Семья».

Актуальность

В настоящее время понятие «семья» имеет размытые границы. Из-за этого в России немного другой склад воспитания детей, и при неправильном воспитании может возникнуть трудности общения родителей с детьми.

Цель проекта

Формирование позитивного образа семьи и правильного воспитания детей.

Задачи проекта

1. Распространение семейных ценностей;

2. Предупреждение семейного неблагополучия;

3. Повышение уровня социально-педагогической компетенции.

Адресная направленность Проекта

Объектом являются родители, которым нужна помощь в воспитании своих детей.

Содержание проекта

Под понятием родительство понимают родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Таким образом, проект направлен на родителей, нуждающихся в помощи воспитании детей.

Описание основных мероприятий Проекта

Это комплекс мероприятий, который включает в себя:

1. Информационно-профилактические беседы о функциях семьи, семейных обязанностях, ролях и проблемах;

2. Обучающие семинары для родителей и будущих родителей;

3. Консультационная поддержка и помощь родителям в подборе сказок, направленных на правильное восприятие семьи;

4. Проведение ролевыхвых игр, позволяющих детям занять место родителей;

5. Индивидуальные консультации.

Описание методик и технологий, применяемых в Проекте

Основной технологией будет сказкотерапия. Сказкотерапия, направленная на оказание помощи родителям, это методика ещё молодая, но она даёт хорошие результаты, т.к. в сказке есть отражение воспитания ребёнка в семье.

Этапы Проекта

1 этап:

- Подготовка информационного и методического обеспечения проекта;

- Создание интернет – странички;

- Разработка информационных буклетов по проблеме насилия.

2 этап:

- Создание групп – участников проекта;

- Проведение интерактивных мероприятий (беседы, игры, обучающие семинары).

3 этап:

- Подведение итогов проекта.

Ожидаемые результаты

- формирование у родителей установок родительства и правильное воспитание ребёнка;

- сокращение числа родителей, использующих насильственные методы воспитания;

- развитие привычки совместного проведения досуга.

Для реализации данного проекта требуется компьютер с выходом в интернет, мультфильмы, сказки, статьи по воспитанию детей, журналы, презентации с данной тематикой.

Возможно, разработать памятки, которые будут содержать допускаемые ошибки родителей в воспитание детей, привлечение, как можно больше людей на сайт.

Таким образом, родительство представляет собой сложную интегральную структуру, которая включает родительские ценности, установки, ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Но из-за недостаточных знаний, родители совершают ошибки при воспитании ребенка. Проект направлен рассказать об ошибках, которые допускают родители и о взаимоотношении в семье. Сказкотерапия является лучшим решением этих проблем.

Проект начал свою реализацию 13 сентября 2013 года, всем известной социальной сети «ВКонтакте». Плюс этой социальной сети заключается в том, что созданный сайт позволяет просмотреть статистику посещаемости.

Размещено всего 130 записей. Из них: 55 записей с мультфильмами, которые можно просмотреть, объяснить какие-либо непонятные моменты и обсудить с ребенком, в мультфильм показаны семейные ценности, что нельзя делать детям, взаимоотношение в семье. Из видео-бесед «из цикла Меня часто спрашивали...» с Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой можно узнать, что такое сказкотерапия, направления и формы сказкотерапии, на какого она направлена, зачем детям читать сказки, какую роль играет сказка в воспитании ребенка, как правильно читать сказки.

Остальные 75 записей были выложены в информационной форме. Рассматривалось воспитание детей, как дети понимают слова родителей, ценные советы молодым родителям, что не следует говорить детям, причины проблем поведения детей и ошибки воспитания, как воспитывать сказкой, какие сказки нужно читать ребенку на ночь, а какие днем, как правильно читать сказку, какую роль играют сказки в воспитании детей, сказкотерапия в работе с родителями и детьми.

За время существования проекта «Сказкотерапия» посетило около 397 человек.

Т а б л и ц а 1. Просмотр страницы сайта за календарный месяц.4

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

79

202

116

Кроме подсчета колличества людей, заходивших на сайт, ввелся и просмотр возрастых групп. Данных за сентябрь нет, т.к. велись подготовки материалов.

Таблица 2. Посещаемость: пол и возраст за октябрь.5

Заитересованную аудитория сайт составили женщины (57%). Они приобладают в возрасте от 24 до 27 лет. В основном сайт посатило около 115 человек женского пола.

Мужчин оказалось около 43 %. Они преобладают в возрасте от 35 до 45 лет. Их численность составила около 115 человек из 202 всего посетивших сайт за октябрь.

За ноябрь результаты были лучше, чем за прошедшие два месяца. Данные показывают более обширную схему охвата возрастных групп.

Т а б л и ц а 3. Посещаемость: пол и возраст за ноябрь.6

За ноябрь можно сделать вывод, что посещание сайта мужчин и женщин почти равное, мужчин - 45 %, женщин - 55 %. Возрастная группа мужчин составляет от 24 до 27 и от 35 до 45 лет, среди женщин это возраст от 18 до 21, от 21 до 24 и от 24 до 27 лет. Больше преобладают девушки от 21 до 24 лет около 33 %. В ноябре сайт посетило 116 человек.

Подводя итог, то можно сказать, что проект удался, т. к. он отличается от других сайтов:

  • раскрыта тема, что такое сказкотерапия и применение ее как технологии социальной работы;

  • рассмотрены методы и направления сказкотерапии как технологии социальной работы;

  • представлены мультфильмы, сказки, аудиозаписи, видео-беседы;

  • даны ссылки на другие сайты, которые содержат необходимый материал для родителей.

К трудностям проекта можно отнести:

  • мало информации, которая бы рассказывала о сказкотерапии как о технологии социальной работы;

  • многие видеоматериалы содержали авторские права и просто не воспроизводились.

  • привлечение в группу людей.

Поиск сайта можно увидеть на таблице.

Т а б л и ц а 3. Источники перехода за все время существования проекта «Сказкотерапия».7

На диаграмме показано, что чаще проект находят через «Мои группы», затем с помощью браузерных закладок и поисковых систем.

В дальнейшем можно предложить сотрудничество с другими сайтами, работающих по данной теме.

Таким образом, родительство является важным компонентом в воспитании ребёнка. Родительство осуществляется через взаимообусловленность составляющих когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, которые являются формами проявления родительства. Конфликтные ситуаци возникают тогда,когда родители не могут прийти к общему мнению, поэтому возникают ошибки в воспитании ребенка. К решению проблем воспитания прибегают к сказкотерапии.

ВЫВОД.

  1. К основным методам сказкотерапии в рамках социальной работы относят метод «Песочная терапия», метод «Изготовление кукол», метод «Рисование сказки».

  2. Сказкотерапия активно используется в: социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, детских домах, коррекционных школах-интернатах, домах-интернатах для пожилых, в детских садах, кризисных центрах и т.п.

  3. Интернет на сегоднейший день является самым доступным источником информации, поэтому был создан сайт в социальной сети «Вконтакте», который бы помог в виде статей, видео родителям в их проблемах с детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абросимова Ю.Н., Абросимова М.Н. Опыт реализации летней социально-реабилитационной программы «Детская оздоровительная деревня Тевяшево» на базе комплексного центра социального обслуживания / Ю.Н. Абросимова, М.Н. Абросимова // Работник социальной службы. - 2012. - № 7. - С.58-62.

  2. Аналитическое направление. Интерпретация сказок. //URL: http://www.ahmerov.com/book_959_chapter_14_1._Analiticheskoe_napravlenie._Interpretaija_skazok.html

  3. Воропаева Н.Н. «Коррекция эмоциональной сферы средствами игровой терапии»./ Н.Н. Воропаева //URL: http://licey5p.narod.ru/main_win/We/metod/korec_igr.htm

  4. Гнездилов А.В. Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста) / А.В. Гнездилов// URL: www.nagval.kz/docs/articles/article15.doc

  5. Горбунов Л. Опыт использования сказкотерапии в условиях Центра реабилитации (теоретический анализ и рекомендации по применению методики)/ Л. Горбунов //URL: http://www.twirpx.com/file/313528/

  6. Горина Е. Представление образов в психотерапии: метод символдраммы / Е. Горина //URL: http://vprosvet.ru/simvoldrama/

  7. Ермолова А. Сказкотерапия как технология социальной работы/ А. Ермолова// URL: http://www.scienceforum.ru/2013/248/3124

  8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Исследование сказок / Т. Зинкевич-Евстигнеева – М: Речь, 2010. – С.56.

  9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству: Учебник / Т. Зинкевич-Евстигнеева - СПб: Златоуст, 1998. – С.76

  10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии: Учебник / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб: Златоуст, 1998. – С. 76.

  11. Использование методов сказкотерапии в условиях семейного воспитания. //URL: http://www.kazedu.kz/referat/138651

  12. Использование сказки в коррекции отклонения в поведении младших школьников. //URL: http://www.bestreferat.ru/referat-135818.html

  13. Калимуллина Ю.В.Организация социально-психологической работы в социально-оздоровительном центре / Ю.В. Калимуллина // Работник социальной службы. - 2010. - № 11. - С.36-39.

  14. Куринская Н.А. Работа психолога в доме-интернате / Н.А. Куринская // Работник социальной службы. - 2010. - №12.- С.93-96.

  15. Логинова О.И. Статьи по психологии. Оказание психологической помощи/ О.И. Логинова //URL: http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html

  16. Логинова О.И. Статьи по психологии. Оказание психологической помощи / О.И. Логинова //URL: http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html

  17. Овчарова Р.В. Родительство, как психологический феномен / Р.В Овчарова // Родительство, как психологический феномен:учебное феноме.- М.:Московский психолого-социальный институт,.2006.-С. 496.

  18. Русова А.В. Использование арт-терапевтических техник в работе психологической службы // Работник социальной службы. – 2011. - № 4.- С.73-78.

  19. Сакович Н.А. Технология игры в песок./ Н.А.Сакович // URL: http://www.timespirit.ru/liderstvo/liderstvo/technologiya-igri-v-pesok-n-a-sakovich-vvedenie

  20. Семинар практикум «сказкотерапия в работе с дошкольниками» //URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-110363.html

  21. Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей //URL: http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/46-program/765-skazkoterapevticheskaya-correctional-and-development-program-designed-to-promote-awareness-of-children-applications

  22. Сказкотерапевтические методы //URL: http://vitalogy.zaochnoe.ru/buddy/сказкотерапевтические-методы/

  23. Сказкотерапия //URL: http://kursachworks.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=101:2012-10-06-07-52-26&catid=25:2012-03-27-03-56-32&Itemid=33

  24. Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми //URL: http://schoolpsycholog.ucoz.com/blog/2011-10-20-12

  25. Сказкотерапия как метод развития личности //URL: http://stud24.ru/

  26. Что такое сказкотерапия? //URL: http://www.sadon.ru/

1 Овчарова Р.В. Родительство, как психологический феномен / Р.В Овчарова // Родительство, как психологический феномен:учебное феноме.- М.:Московский психолого-социальный институт,.2006.-С. 496.

2 Овчарова Р.В. Родительство, как психологический феномен / Р.В Овчарова // Родительство, как психологический феномен:учебное феноме.- М.:Московский психолого-социальный институт,.2006.-С. 496.

3 Овчарова Р.В. Родительство, как психологический феномен / Р.В Овчарова // Родительство, как психологический феномен:учебное феноме.- М.:Московский психолого-социальный институт,.2006.-С. 496.

4 Уникальные посетители и просмотры за месяц // URL: http://vk.com/stats?gid=58379124

5 Посещаемость: пол и возраст // URL: http://vk.com/stats?gid=58379124

6 Посещаемость: пол и возраст // URL: http://vk.com/stats?gid=58379124

7 Статистика сайта: источники перехода // URL: http://vk.com/stats?gid=58379124

Просмотров работы: 1698