Туризм как динамично развивающаяся и высокодоходная отрасль хозяйства имеет огромное значение в развитии регионов, способствует созданию дополнительных рабочих мест и сохранению природных и культурных ценностей регионов. В настоящее время в условиях положительного изменения социально-экономической ситуации в Республике Мордовия туризм может стать весомым фактором, поддерживающим процессы дальнейшего социально-экономического развития, обеспечивая приток денежных средств, создавая рабочие места, стимулируя производство товаров, улучшая инфраструктуру и коммуникации, внося реальный вклад в улучшение платежного баланса региона. Особое значение туризма в формировании валового регионального продукта Мордовии заметно возрастает на фоне отсутствия в республике значимых запасов минеральных, топливных и иных ресурсов.
Сегодня республика стоит перед серьезной задачей – необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи уже сегодня, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы.
На территории Республики Мордовия находятся множество привлекательных в туристском плане объектов, но туристский бизнес развит слабо. Основа туристского потенциала Мордовии заключается в следующем:
– расположение в центре главной зоны расселения России (расстояние от Саранска до Москвы – 640 км, до Нижнего Новгорода – 330 км, до Казани – 400 км, до Самары – 460 км);
– хорошая транспортная доступность и транзитное положение региона (автомобильные дороги: трасса М5 Москва – Челябинск, Москва – Ульяновск, Нижний Новгород – Пенза; развитое железнодорожное сообщение практически со всеми регионами страны; аэропорт в г. Саранск); мягкий умеренно-континентальный климат с четкой выраженностью сезонов года;
– значительное природное разнообразие, обусловленное пограничным положением региона между лесной и лесостепной природными зонами, а также наличием более ста особо охраняемых природных территорий;
– высокие темпы развития спорта, а также проведение крупных национальных праздников и фестивалей, деловых мероприятий как основа спортивного, событийного и делового туризма;
– большое количество объектов религиозно-паломнического и этнического туризма; широкая музейная сеть республики, наличие прочих объектов показа (архитектурные, исторические, археологические памятники и т.д.);
– объекты санаторно-курортной инфраструктуры, созданные на основе имеющихся в республике различных лечебных факторов; наличие потенциальных брендов, способных привлечь внимание туристов (к которым можно отнести имена С.Д. Эрьзи, Ф.Ф. Ушакова и другие, а также статус Мордовии как признанного центра финно-угорских народов России, значимого спортивного региона, узнаваемого паломнического центра)1.
Виды и основные объекты туристического комплекса Республики Мордовии представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Виды и основные объекты туристического комплекса
Республики Мордовии
В настоящее время в Республике Мордовия созданы определенные условия для развития делового, познавательного, спортивного, экологического, сельского (агротуризма), религиозного и паломнического туризма. В 2012 г. республику посетили более 80 тыс. туристов. Особым спросом пользуются такие направления как санаторно-курортный туризм (18,8 тыс. чел.) и профессионально-деловой (31,1 тыс. чел.).
В последние годы все более активно на территории республики развивается экотуризм, предусматривающий организацию тематических ознакомительных туров с посещением национальных заповедников. Одним из главных объектов экотуризма, является охраняемая природная территория Мордовского государственного национального парка «Смольный», образованного в 1995 г. При его посещении туристам предлагается заранее разработанный эколого-туристский маршрут. При этом туристы посещают местообитания редких видов растений и животных, разнообразные биогеоценозы, родники и т.д.
В настоящее время в регионе реализуются проекты по созданию горнолыжных комплексов, модернизации баз отдыха и т.д. Так же, как у жителей республики и гостей приезжающих из других регионов популярностью пользуются санатории «Мокша», «Алатырь» и др. Развитие данных видов туризма будет зависеть от специализированной инфраструктуры (гостиничных комплексов, сектора развлечений, сектора общественного питания и т.д.), общей инфраструктуры (усиление транспортной доступности новых зон отдыха и рекреации), продвижения предложений мордовских санаториев и баз отдыха на макрорегиональном рынке туристических услуг (таблица 1).
Таблица 1 – Санаторно-курортные организации в Республике Мордовия
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха - всего |
17 |
17 |
17 |
17 |
20 |
в них коек (мест) |
2760 |
2740 |
2571 |
2478 |
3243 |
в том числе: – санатории для взрослых |
6 |
6 |
5 |
4 |
4 |
в них мест |
1167 |
1167 |
983 |
767 |
767 |
Окончание таблицы 1 |
|||||
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
– детские санатории |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
в них мест |
370 |
370 |
370 |
514 |
370 |
– санатории-профилактории |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
в них мест |
186 |
186 |
186 |
188 |
188 |
– дома отдыха |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
в них мест |
183 |
183 |
183 |
183 |
183 |
– базы отдыха, турбазы |
4 |
4 |
5 |
5 |
9 |
в них мест |
854 |
834 |
849 |
826 |
1735 |
Данные таблицы 1 показывают, что в 2012 году количество баз отдыха и турбаз в регионе, увеличилось почти вдвое. Это говорит о том, что они пользуются большой популярностью среди жителей Мордовии и гостей, так как в санаториях и базах отдыха, расположенных в экологически чистых местах, рядом с лесными массивами, отдыхающим предоставляется самый широкий спектр оздоровительных услуг.
Конечно же, собираясь в туристическую поездку, большинство отдыхающих заранее планируют не только время, но и место отдыха. Решить большинство проблем и разобраться в бурном потоке информации помогают туристические фирмы (они забронируют места в гостиницах и отелях, предложат наиболее оптимальный вариант авиа перелета или поезди другим видом транспорта, и решат множество других проблем). С сожалением приходиться констатировать, что уровень развития внутреннего туризма по-прежнему остается достаточно низким, и мы уступаем даже нашим соседям, как по качественным, так и по количественным характеристикам [1].
Функционирование и развитие туристского комплекса Республики Мордовия определяется множеством факторов:
– наличием туристских ресурсов территории;
– экономической эффективностью туристской деятельности;
– платежеспособностью местного населения и приезжающих туристов по различным турмаршрутам;
– доступностью и инфраструктурной обеспеченностью объектов и ресурсов туристского показа;
– уровнем государственной поддержки регионального туристского комплекса;
– информационным продвижением туристских продуктов на региональном, национальном и международном уровнях;
– нормативно-правовой базой развития туризма в регионе и т.д.
Размеры организованного туризма (то есть путешествия лиц, воспользовавшихся услугами туристских фирм-туроператоров, турагентов и др.) отражают данные о деятельности туристских фирм, которые являются одной из основных составляющих туристской индустрии. На начало 2013 г. в Республике Мордовия действовала 21 туристская фирма, 19 из них – с частной формой собственности. Девятнадцать турфирм республики занималась продвижением и продажей туров (турагенты), две – формированием туров (туроператоры). Это туристические фирмы как: 1001 тур, Fox travel, Pegas Touristic, Prizma-travel, Sunlife, АвиаТранс Мордовия, Азбука туризма, Бон-вояж, Вэлл, Вокруг света, Времена года – салон путешествий, География, Глобус, Горячие туры, Гранд-тур, Дефо-тур, Интурист, Капитан-Тур, Краски Мира, Мордовия, Нефертити, Отпуск, Парус, Радос-тур, Регион-М, Робинзон, Руссо Туристо, САКВОЯЖ, Юнион и др.
Специфика услуг туроператоров заключается в подборе и комбинировании основных и дополнительных туристских услуг, их предварительном планировании и стандартизации, то есть формировании программного пакета услуг по единой цене, в совокупности своей образующих тур, который туроператор продаёт через посредников (турагентов) или напрямую клиентам. Турагенты являются посредниками на рынке туристских услуг, покупая у туроператоров разработанные ими туры и продавая их непосредственно населению. Несмотря на то, что туристский потенциал республики Мордовия характеризуется наличием большого числа туристских объектов, туристический бизнес развит достаточно слабо (таблица 2).
Таблица 2 – Основные показатели деятельности туристских фирм в Республике Мордовия
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Число туристских фирм (на конец года) – всего |
12 |
14 |
18 |
22 |
21 |
в том числе занимались: |
|||||
туроператорской деятельностью |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
турагентской деятельностью |
12 |
14 |
17 |
21 |
20 |
Средняя численность работников (включая внешних совместителей и работников несписочного состава), человек |
113 |
129 |
121 |
151 |
131 |
Число реализованных населению турпакетов – всего |
8298 |
7502 |
10294 |
10179 |
11331 |
из них гражданам России: |
|||||
по территории России |
3434 |
2732 |
3410 |
3486 |
3087 |
по зарубежным странам |
4864 |
4770 |
6884 |
6693 |
8244 |
Стоимость реализованных населению турпакетов – всего, млн. р. |
338,7 |
289,8 |
441,5 |
510,6 |
591,8 |
из них гражданам России: |
|||||
по территории России |
119,1 |
105,4 |
98,2 |
115,6 |
111,5 |
по зарубежным странам |
219,5 |
184,4 |
343,3 |
395,0 |
480,3 |
Число обслуженных туристов – всего, человек |
12099 |
12531 |
17926 |
20545 |
26747 |
в том числе по странам: |
|||||
Россия |
4336 |
3634 |
4173 |
5501 |
5557 |
страны СНГ |
149 |
358 |
640 |
368 |
594 |
страны Европы |
1835 |
1605 |
2611 |
4045 |
5383 |
страны Азии |
4163 |
4274 |
5504 |
5887 |
8803 |
страны Африки |
1580 |
2575 |
4416 |
4416 |
615 |
другие страны |
31 |
69 |
54 |
216 |
173 |
комплексные туры |
5 |
16 |
528 |
112 |
42 |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что в 2012 г. услугами турфирм воспользовались 26747 туристов, которым был продан 11331 турпакет на общую сумму 591,8 млн. рублей. Гражданам России было продано 3087 турпакетов по территории России и 8244 – по зарубежным странам. Средняя стоимость одного турпакета в 2012 г. составила 52,2 тыс. рублей, при этом стоимость турпакета по территории России в среднем составила 36,1 тыс. рублей, по зарубежным странам – 58,3 тыс. рублей. Отдых на территории Республики Мордовия предпочли 1176 человек. Среди других регионов России самыми посещаемыми в 2012 г. были Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика, г. Санкт-Петербург.
Среднегодовая численность работников турфирм в 2012 г. составила 131 человек (включая внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера). Из общего числа персонала турфирм, 67,9 % составляют женщины, 35,9 % – лица до 30 лет. Почти половина (49,6 %) персонала турфирм – менеджеры.
Для турфирм Республики Мордовия доминирующим является выездной туризм (туры по зарубежным странам, проданные гражданам России). География международного туризма отличается широкой представительностью стран и охватывает все континенты. На пике популярности для отдыха за границей у жителей нашей республики остаются курорты Египта и Турции с их высоким уровнем обслуживания. В 2012 г. почти каждый четвертый турист выехавший за рубеж, побывал в этих странах. Население в возрасте 18-25 лет является самым активным 25 %, и в основном посещают курорты Турции, Тунис, Кипр, Таиланд, ОАЭ и другие страны. Вместе с тем на сегодняшний день культурно-познавательный туризм интересует, лишь 10 % населения.
Несмотря на ежегодное увеличение спроса населения на туристские услуги, не вся деятельность турагентств направлена на выездной туризм, хотя Мордовия имеет значительный потенциал к развитию туристской деятельности и сувенирной промышленности. Понятно, что туризм никогда не станет локомотивом развития экономики республики, но он может быть значимым для развития определенного муниципального образования (например, соответствующая программа уже принята в Рузаевском муниципальном районе) или группы муниципальных образований.
Значимыми элементами туристской индустрии являютсяколлективные средства размещения – гостиницы и аналогичные средства размещения (мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.) и специализированные средства размещения (санаторно-курортные организации, организации отдыха, турбазы и др.). В 2012 г. в республике насчитывалось 27 коллективных средств размещения, единовременной вместимостью – 1548 мест, коэффициент использования гостиничного фонда снизился до 0,26 %, (в 2008 г. – 0,33 %) (таблица 3).
Таблица 3 – Гостиницы и аналогичные средства размещения в республике
Годы |
Число организаций |
Их единовременная вместимость, мест |
Коэффициент использования гостиничного фонда (наличных мест), в процентах |
2008 |
28 |
1540 |
0,33 |
2009 |
25 |
1428 |
0,28 |
2010 |
25 |
1400 |
0,32 |
2011 |
28 |
1499 |
0,29 |
2012 |
27 |
1548 |
0,26 |
По данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия в 2012 г. объем платных туристских услуг населению составил – 382,5 млн. рублей, что на 77 % больше чем в 2008 г. (215,9 млн. р.) (таблица 4) [3].
Таблица 4 – Объем платных услуг населению и индексы физического
объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах)
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Объем платных услуг населению, млн. р.: |
|||||
туристские |
215,9 |
229,4 |
297,8 |
369,6 |
382,5 |
гостиницы и аналогичные средства размещения |
92,0 |
102,6 |
105,3 |
180,9 |
207,1 |
санаторно-оздоровительные |
70,0 |
72,4 |
85,7 |
102,6 |
131,9 |
Оборот общественного питания, млн. р. |
1452,1 |
1515,9 |
1719,1 |
1859,2 |
2121,4 |
Индексы физического объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году: |
|||||
туристские |
117,9 |
95,0 |
124,9 |
115,5 |
99,7 |
гостиницы и аналогичные средства размещения |
94,7 |
96,2 |
101,5 |
162,3 |
105,7 |
санаторно-оздоровительные |
173,1 |
92,3 |
112,5 |
109,5 |
120,6 |
Окончание таблицы 4 |
|||||
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Индекс физического объема оборота общественного питания (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году |
115,2 |
95,8 |
106,5 |
99,8 |
113,0 |
Индексы потребительских цен на услуги (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах): |
|||||
экскурсионные услуги |
127,3 |
105,9 |
121,5 |
103,4 |
108,7 |
проживание в гостинице |
111,6 |
102,8 |
94,4 |
127,1 |
102,8 |
санаторно-оздоровительные услуги |
119,4 |
110,9 |
110,6 |
104,8 |
104,9 |
общественное питание |
122,8 |
99,7 |
113,5 |
100,2 |
105,6 |
услуги в сфере зарубежного туризма |
126,7 |
107,0 |
98,1 |
99,7 |
103,3 |
Сложившаяся в Республике Мордовия ситуация в сфере туризма показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по развитию туристского комплекса не оказывает значительного влияния на позитивные изменения в отрасли. Поступательное увеличение внутреннего туристского потока сегодня является следствием увеличения спроса на услуги туризма в целом и не является показателем динамичного развития туризма в регионе. На фоне незначительного увеличения внутреннего и въездного потоков происходит усугубление существующих в отрасли проблем:
– недостаточное качество туристских услуг, оказываемых населению;
– низкая конкурентоспособность туристского продукта Мордовии по отношению к соседним регионам;
– значительное преобладание выездного туризма над внутренним и въездным, в результате чего образуется отрицательный вклад в платёжный баланс Мордовии;
– малые поступления от туризма в бюджеты;
– отсутствие потенциальных инвесторов, готовых вкладывать средства в экономику региона;
– незначительный вклад туристского комплекса республики в развитие инфраструктуры и отраслей, сопряжённых с туризмом.
Поэтому в целях дальнейшего развития сферы туризма в республике реализуется республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия 2013–2018 гг.». По расчетам разработчиков программы к 2018 г. численность обслуживаемых в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах увеличится на 25,5%, а объем платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха увеличится вдвое. На реализацию программы планируется выделить – 13449045 тыс. р., причем финансирование будет осуществляться не только из федерального и регионального бюджетов, но и за счет внебюджетных источников (таблица 5). Стоит также отметить, что в силу своей географической близости и сложившихся экономических, культурных связей Республика Мордовия способна кратно увеличить количество экскурсионных, а также туристских прибытий из других регионов, как в формате «туров выходного дня», так и с более длительным сроком пребывания.
Таблица 5 – Динамика прогнозных показателей, характеризующих развитие туризма в Республике Мордовия и объема выделенных средств на
реализацию программы *
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г |
2018 г. |
Численность обслуживаемых в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах, тыс. чел. |
27,5 |
29,0 |
31,5 |
33,0 |
34,5 |
Объем платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха, млн. рублей |
1 498 |
1 798 |
2 157 |
3 589 |
3 107 |
Численность лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, тыс. чел. |
109 |
117 |
125 |
133 |
141 |
Количество предоставленных гостиницами ночевок за год, тыс. |
207 |
221 |
235 |
249 |
263 |
Источники и объемы финансирования, тыс. рублей |
|||||
Бюджет Республики Мордовия |
596 910 |
819055 |
723915 |
522441 |
128860 |
Федеральный бюджет |
570 250 |
722375 |
685250 |
487788 |
166250 |
Внебюджетные источники |
1712250 |
2191125 |
2079750 |
1487366 |
522750 |
* Источник: Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия 2013 -2018 гг.
В результате реализации Программы к 2018 году предполагается достичь следующих результатов:
– увеличение численности лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, до 160 тыс. чел. в год;
– увеличение количества предоставленных гостиницами ночевок до 256 тыс. в год; увеличение числа гостиниц до 35 единиц;
– увеличение номерного фонда гостиниц до 3543 единиц; увеличение числа лиц, обслуженных в санаторно-курортных организациях, организациях отдыха и на туристских базах, до 35,5 тыс. чел. в год;
– увеличение объема платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха до 2340 млн. рублей в год [2].
Главным эффектом реализации Программы станет рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительного развития сфер, связанных с туризмом, нормализация торгового баланса региона, привлечение инвестиций в экономику региона, развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест, создание условий для удовлетворения широкого спектра потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, развлечении, спорте, общении, образовании, культурном просвещении, в деловых, религиозных и иных связях, повышение качества жизни, укрепление нравственного и физического здоровья местного населения.
В заключении хотелось бы отметить, что туризм – это сложнейший межотраслевой комплекс, требующий системного подхода к решению накопившихся в нем проблем. Только гармоничное развитие всех составляющих туристского продукта (историко-культурных и природных объектов, средств размещения, предприятий питания, развлечения и торговли, транспортного обслуживания, информационного и кадрового обеспечения) позволит обеспечить устойчивое развитие туризма, изменить его положение в экономике региона и принести ощутимые доходы в бюджет. Но самое главное раскрытие в полном объеме потенциала всех видов туризма, как в республике в целом, так и в отдельных муниципальных образованиях станет отправной точкой для решения проблем, накопившихся в данной сфере.
Список использованной литературы:
Дорофеев А. А. География туристских центров и регионов России: учеб. пособие / А. А. Дорофеев. – Тверь: [б.и.]. 2009. – 175 с.
Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия 2013-2018 гг.». [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства РМ от 01.07.2013, № 253. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – 2012. – Режим доступа : http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/ Main.htm.
Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)» [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Правительства РФ от 02.08.2011, № 644. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
1 Постановление Правительства Республики Мордовия от 01.07.2013 № 253 «Об утверждении Республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2013-2018 годы)»