ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ

Головина В.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время одним из важных моментов функционирования любой организации является планирование своей деятельности. А любое планирование невозможно без факторного анализа результатов деятельности. Поэтому факторный анализ финансовых результатов организации приобретает все большую значимость и актуальность в современной экономике. Поскольку грамотный и своевременный анализ финансовых результатов позволяет повысить обоснованность планирования, а также дать оценку достоверности учета и оперативности контроля, и как следствие обеспечит эффективность и бесперебойность работы организации.

С помощью экономического анализа результатов хозяйственной деятельности предприятие разрабатывает конкретную стратегию и тактику развития производства, выявляет и оценивает резервы роста прибыли и рентабельности, а также находит способы их мобилизации.

Финансовый результат – комплексный показатель анализа и оценки эффективной или неэффективной деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования. [3]

В широком смысле финансовый результат рассматривается как превышение (снижение) стоимости произведенной продукции над затратами на ее производство; превышение стоимости реализованной продукции над полными ее затратами, превышений чистой (нераспределенной) прибыли над понесенными убытками.

Положительный финансовый результат свидетельствует об эффективном и целесообразном использовании средств организации (т.е. основного и оборотного капитала).

Экономический анализ неразрывно связан с бухгалтерским учетом, так как именно на основе учетных данных и проводят факторный анализ. Все операции отраженные в синтетических и аналитических регистрах бухгалтерского учета формируют конечный результат – а именно прибыль. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия показывает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Таким образом, прибыль предприятия является важнейшим показателем его деятельности. В процессе анализа финансовых результатов деятельности организации используются различные показатели прибыли. Классификация этих показателей представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – классификация прибыли организации

Основной целью анализа финансовых результатов деятельности организации является:

  • Определение отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период;

  • Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;

  • Проведение факторного анализа прибыли и рентабельности.

  • Оценка работы предприятия по результатам факторного анализа;

Современные авторы рекомендуют проводить анализ прибыли и рентабельности, методику которого мы рассмотрим на конкретном примере. Анализ будем осуществлять на основе данных отчета о финансовых результатах и бухгалтерского баланса. Первоначально для анализа необходимо определить значение определенных показателей, формулы и значения которых представлены в таблице 1

Таблица 1. Значения показателей для анализа деятельности организации

Наименование показателя

Формула расчета

Значение

Абсолютное отклонение прибыли (ΔП)

∆П=П1-П0

П10 – значение прибыли в отчетном и базисном периоде;

Темп роста снижение (Т)

Т=П1П0*100%

Уровень каждого показателя (Уi), к выручке (В) от продажи товаров.

Уi=ПiВi*100%

i=0-базисный период

i=1-отчетный период

Изменение структуры (ΔУ)

∆У=У1-У0

У1, У0- уровень отчетного и базисного периодов

Расчет показателей представим в таблице 2.

Таблица 2. Характеристика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «А» за 2011-2012 г.г.

Показатели

Ед.изм.

2011 год

2012 год

Абсолютное отклонение (+/-)

Темп роста (%)

Уровень к выручке в базисном периоде,%

Уровень к выручке в отчетном период,%е

Отклонение уровня (+/-)

1

2

3

4

6

7

8

9

10

Выручка (2110)

Тыс.

Руб.

2381817

2556840

175023

107,35

100

100

-

Себестоимость продаж (2120)

тыс.

Руб.

1565225

1699782

134557

108,6

65,72

66,48

0,76

Валовая прибыль

(2100)

Тыс.

Руб.

816592

857058

40466

104,96

34,28

33,52

-0,76

Коммерческие расходы (2210)

Тыс.

Руб.

76982

82183

5201

106,76

3,23

3,21

-0,02

Управленческие расходы (2220)

Тыс.

Руб.

351235

419928

68693

119,56

14,75

16,42

1,67

Прибыль (убыток) от продаж (2200)

Тыс.

Руб.

388375

354947

-33428

91,39

16,31

13,88

-2,43

Доходы от участия в других организациях(2310)

Тыс.

Руб.

455

-

-455

-

-

-

-

Проценты к получению (2320)

Тыс.

Руб.

25945

681

-25264

2,6

-

-

-

Проценты к уплате(2330)

Тыс.

Руб.

33158

66243

33085

199,78

-

-

-

Прочие доходы(2340)

Тыс.

Руб.

596243

543356

-52887

91,13

25,03

21,25

-3,78

Прочие расходы(2350)

Тыс.

Руб.

651083

601423

-49660

92,37

27,34

23,52

-3,82

Прибыль (убыток) до налогообложения (2300)

Тыс.

Руб.

326777

231318

-95459

70,79

13,72

9,05

-4,67

Текущий налог на прибыль(2410)

Тыс.

Руб.

77251

52817

-24434

68,37

3,03

2,07

-0,96

Отложенные налоговые обязательства (2421)

Тыс.

Руб.

13497

6591

-6906

48,83

0,57

0,26

-0,31

Отложенные налоговые активы(2430)

Тыс.

Руб.

3563

1309

-2254

36,74

0,15

0,05

-0,1

Изменение налоговых активов (2450)

Тыс.

Руб

1962

1347

-615

68,65

0,08

0,05

-0,03

Чистая прибыль (убыток)

Тыс.

Руб.

247925

178463

-69462

71,98

10,41

6,98

-3,43

Проанализировав таблицу 2 можно сделать следующие выводы:

  1. В отчетном периоде наблюдается увеличение такого показателя как выручка на 175023 тыс.руб. Это свидетельствует о том, что больший доход организация получает от основной деятельности;

  2. Увеличение себестоимости продукции является отрицательным моментом, так как это свидетельствует об увеличении затрат на производство реализованной продукции;

  3. Уменьшение такого показателя как прибыль (убыток) от продаж неблагоприятен для организации, так как он свидетельствует об уменьшении рентабельности продаж и относительном увеличении издержек производства и обращения;

  4. Уменьшение чистой прибыли и прибыли до налогообложения также является отрицательным моментом для организации;

  5. Текущий налог на прибыль характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль. В отчетном периоде наблюдается уменьшение данного показателя это вызвано, прежде всего, за счет уменьшения самой прибыли.

Методика комплексного и системного изучения и измерения влияния факторов на величину результативного показателя заключается в анализе влияния факторов, т.е. факторном анализе.

Выделяют следующие типы факторного анализа:

  • Детерминированный (функциональный) – результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов;

  • Стохастический (корреляционный) - связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной;

  • Прямой (дедуктивный) – от общего к частному;

  • Обратный (индуктивный) – от частного к общему;

  • Одноступенчатый и многоступенчатый;

  • Статический и динамический;

  • Ретроспективный и перспективный;.[2]

Факторный анализ состоит из определенных этапов, которые представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 –Этапы факторного анализа

Как известно, изменение прибыли от реализации продукции зависит от изменения следующих факторов:

  • Объема реализации;

  • Структуры реализации;

  • Отпускных цен на реализованную продукцию;

  • Цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;

  • Уровня затрат материальных и трудовых ресурсов [4].

Исходные данные для факторного анализа финансовых результатов организации представим в таблице 3.

Таблица 3. Данные для факторного анализа финансовых результатов.

Наименование показателя

2011 год

2012 год

Усл.

обоз.

Тыс, руб.

Усл.

обоз.

Тыс, руб.

В сопоставимых ценах

Усл.

обоз.

Тыс, руб.

Количество проданной продукции, шт.

q0

371

q1

385

-

-

Цена продукции, тыс. руб.

p0

6420

p1

6641,15

-

-

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

В0

2381817

В1

2556840

Вʹ

2471700

Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2), тыс. руб.

S0

1993442

S1

2201893

2068666,6

Себестоимость 1 ед. продукции, тыс. руб./шт.

Sед. 0

5373,16

Sед. 1

5719,2

-

-

Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб.

П0

388375

П1

354947

Пʹ

403033,4

Методика расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции заключается в последовательном расчете влияния каждого фактора. Данный расчет произведем на основе таблицы 3 и результат представим в таблице 4.

Таблица 4. Расчет влияния факторов на финансовый результат.

Фактор

Формула расчета

Величина показателя, тыс.руб.

Удельный вес, %

Изменение отпускных цен на продукцию

∆p1 = В1– Вʹ

85143,85

4,33

Изменение в объеме продукции

∆p2=П0× (Sʹ /S0) –П0

14655,719

16,93

Изменение в структуре продукции

∆p3=П0× ((Вʹ / В0) – (Sʹ /S0))

0

0

Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции

∆p4=Sʹ –S1

1866773,6

94,925

Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции

∆pP5=S0× (Вʹ / В0) –Sʹ

-0,07269

0

Совокупное влияние факторов

1966573,096

100

Так из таблицы видно, что наибольшее влияние на финансовый результат анализируемой организации оказывает такой фактор как снижение себестоимости продукции в размере 94,25%. Также значительное влияние оказывает объем продукции 16,93%. Из таблицы можно наблюдать, что такие факторы как изменение в структуре продукции и изменение себестоимости за счет структурных сдвигов не оказывают влияние на результат деятельности организации.

Полный факторный анализ невозможен без анализа рентабельности продаж и чистой рентабельности. Для анализа рентабельности современные авторы рекомендуют использовать следующую факторную модель (1):

R=ПВ=В-SВ (1)

Где,

П - прибыль от реализации продукции;

В - выручка от реализации продукции;

S- полная себестоимость.

Расчет и результат влияния факторов на рентабельность продаж представим в таблице 5.

Таблица 5. Расчет влияния факторов на рентабельность продаж.

Фактор

Формула расчета

Величина показателя, тыс.руб.

Влияние изменения цены на продукцию

ΔRВ= (В1–S0) / В1– (В0–S0) / В0.

0,0572

Влияние изменения себестоимости

ΔRS= (В1–S1) / В1– (В1–S0) / В1

-0,0815

Общая сумма влияния рентабельности за период

ΔR= ΔRВ+ ΔRS

-0,0243

Факторный анализ представим в таблице 6.

Таблица 6. Факторный анализ рентабельности продаж организации.

 

Рентабельность продукции, %

Изменение рентабельности, %

Изменение рентабельности за счет факторов, %

2011

2012

изменение цены

изменение себестоимости

R0

R1

RВ

RS

Выпускаемая продукция

16,31

13,88

-2,43

5,72

8,15

Из таблицы 7 можно наблюдать, что в отчетном периоде рентабельность продаж в с равнении с прошлым годом сократилась на 2,43% данное снижение произошло за счет снижения цен на выпускаемую продукцию (5,72%) и увеличение себестоимости (8,15%).

На практике большинство экономистов – аналитиков рекомендуют проводить оценку рентабельности всего капитала, собственных и перманентных средств. Информация для такого анализа содержится в бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Отечественные аналитики на практике используют коэффициент рентабельности (основной) деятельности, которые представлен в формуле (2):

R=ПС+КР+УР (2) ,

Где,

П – прибыль,

С - себестоимости реализации продукции,

УК – управленческие расходы,

КР – коммерческие расходы.

Коэффициенты рентабельности их формулы и расчет представлены в таблице 7.

Таблица 7. Коэффициенты рентабельности факторного анализа.

Наименование показателя

Способ расчета

Периоды

2011 г.

2012 г.

Рентабельность продаж (маржа прибыли)

(стр. 2200 Ф2 × 100 %) / (стр. 2110 Ф2)

16,31

13,88

Общая рентабельность отчетного периода

(стр. 2300 Ф2 × 100 %) / (стр. 2110 Ф2)

13,72

9,05

Характеристика: эти показатели указывают, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции

Рентабельность собственного капитала

(стр. 2300 Ф2 × 100 %) / (стр. 1300 Ф1)

37,54

22,18

Показатель характеризует эффективность использования собственного капитала

Рентабельность активов (экономическая рентабельность)

(стр. 2300 Ф2 × 100 %) / (стр. 1600 Ф1)

22,03

10,49

Показатель характеризует эффективность использования всего имущества организации

Фондорентабельность

(стр. 2300 Ф2 × 100 %) / (стр. 1100 Ф1)

50,95

16,88

Показатель характеризует эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов

Рентабельность основной деятельности

(стр. 2200 Ф2 × 100 %) / (стр. 2120 + 2210 + 2220 Ф2)

19,48

16,12

Показатель характеризует, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат

Рентабельность перманентного

капитала

(стр. 2300 Ф2 × 100 %) / стр. (1300 + 1400) Ф1

33,42

22,04

Показатель характеризует эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок

Период окупаемости собственного капитала

(стр. 1300 Ф1) / (стр. 2300 Ф2)

266,37

449,92

Показатель характеризует число лет, в течении которых полностью окупятся вложения в данную организацию

Располагая своими ресурсами, организация рассчитывает на получение желаемого результата. Но на практике не всегда реальный результат оказывается желаемым. Чтобы избежать такой ситуации целесообразно проводить при планировании своей деятельности факторный анализ финансовых результатов, с помощью которого можно более точно прогнозировать свою деятельность.

Роль и значение факторного анализа, как было выяснено в данной статье, существенна и необходима. Так, с помощью анализа управление организации может принимать правильное, эффективное, а также своевременное решение.

Список литературы:

  1. Лытнева.Н.А. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» [Текст] учеб.пособие для студентов/ Н.А.Лытнева, Н.В.Парушина.- Ростов – на – Дону Феникс 2011,604с. ISBN 978-5-222-17782-2

  2. Романова Л.Е. Экономический анализ [Текст] – учебное пособие для вузов / А.Е.Романова – СПб.:Питер., 2011 -336с. ISBN 978-5-49807-892-2

  3. Б.А.Шогенов, Ф.Е.Караева Анализ финансовых результатов предприятия//Экономический анализ: теория и практика – 2010 г. №6 февраль, с. 2-7.

  4. М.В. Алтухова Жесткое планирование и управление: от чего зависит результат?//Справочник экономиста №1 январь 2013, с.40-50.

  5. Деминова, С.В.Роль и содержание анализа рентабельности деятельности организаций в системе комплексного экономического анализа [Текст] / С. В. Деминова// Информационно-аналитические научно-образовательные технологии формирования и развития профессиональных навыков специалистов для инновационной экономики : монография / науч. ред. проф. Н.В. Парушина, к.э.н. Н.А. Сучкова. - Орёл: ООО ПФ "Картуш", 2012. - С. 128-145

  6. Парушина,Н.В.Теория и практика оценки эффективности деятельности организаций в системе комплексного экономического анализа [Электронный ресурс] / Н. В. Парушина, С.В.Дёминова ; каф.экономического анализа и статистики// Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - №19 . - С. 52-56.-

  7. Парушина,Н.В.Методика анализа финансового состояния организации с использованием компьютерных технологий [Электронный ресурс] / Н. В. Парушина ; каф.экономического анализа и статистики// Роль учетных практик в обеспечении устойчивого развития предприятий. Международная научно-практическая конференция, Москва, 25-26 ноября 2011 г., РУДН, экономический факультет. - М.: РУДН, 2011. - 515 с. - С. 146-154

Просмотров работы: 21036