ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ АРМИЙ США И РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ АРМИЙ США И РОССИИ

Ларин А.А. 1, Киргинцева Н.С. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инфокоммуникационные технологии (ИКТ) - это термин начала XXI века, термин нового информационного общества, для которого характерно возрастание роли информации как объекта социального взаимодействия. В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнений утверждение о том, что человечество развивается в условиях, с одной стороны, глобализации, а с другой, - информатизации всех сфер человеческой деятельности. И, что естественно, данные тенденции самым непосредственным образом влияют на жизнедеятельность любого индивида. По утверждению специалистов, временные рамки цикла обновления не только производственных, но и социальных технологий стремительно сокращаются и в будущем будут составлять шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений [3]. Как следствие, на первый план выходят вопросы, связанные с обеспечением возможности подготовки высшими и средне специальными учебными заведениями специалиста, который обладал бы таким ценнейшим в настоящее время качеством как профессиональная мобильность. В то же время человеку всё труднее становится ориентироваться в значительных объемах информации, получать и перерабатывать непрерывно поступающие данные. Как отмечается в статье [1], «мощь современной информационной техники и технологии порождает опасность манипулирования сознанием и поведением человека, угрожает дегуманизацией. Поэтому во всём мире всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы — подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научит их эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий».

Средства инфокоммуникационных технологий обладают значительным педагогическим потенциалом. Наиболее явно положительный эффект от их применения проявляется именно в развитии коммуникативных навыков и умений, в том числе и с использованием изучаемого иностранного (преимущественно, английского) языка, поскольку именно ориентация на полноценную коммуникацию в глобальном информационном пространстве выступает «катализатором», обеспечивающим развитие устойчивой мотивации к изучению и практическому применению иностранного языка как языка международного общения.

Сегодня, говоря об инфокоммуникационных технологиях, многие авторы имеют в виду, прежде всего, глобальную сеть Интернет. В то же время, подчеркнем, что под инфокоммуникационными технологиями принято понимать информационные технологии (аппаратные и программные средства), телекоммуникационное оборудование (абонентское оборудование, сетевое оборудование) и телекоммуникационные услуги (услуги в телефонных сетях общего пользования, услуги в сети Интернет, услуги мобильной телефонной связи и т п.). Иными словами, понятие «инфокоммуникационные технологии» объединяет две основные составляющие: информационные технологии и телекоммуникационные технологии. Приблизительно эти составляющие можно охарактеризовать так: к информационным технологиям относится все то, что связано с прикладным программным обеспечением, а к телекоммуникационным технологиям - средства, создающие инфраструктуру. Практически эти две составляющие «пронизывают» друг друга таким образом, что их иногда трудно разделить.

Абстрагируясь от телекоммуникационной составляющей средств ИКТ, опишем основные варианты лингводидактического применения средств ИКТ в военно-профессиональном образовании армий США и России.

Как известно, в Вооруженных силах США ведущим учебным заведением, где осуществляется разносторонняя подготовка лингвистов, является Военный институт иностранных языков (ВИИЯ), расположенный в г. Монтерей (Калифорния) с филиалом института в Вашингтоне [4]. Его задачи - организация обучения иностранным языкам в интересах обеспечения национальной безопасности как на территории Соединенных Штатов, так и зарубежом; проведение научно-исследовательских работ в области лингвистики с целью совершенствования процесса обучения; разработка стандартов тестирования и оценки уровня знаний обучаемых.

Здесь проходят обучение военнослужащие вооруженных сил США, а также сотрудники ФБР, пограничной службы, НАСА, управления по борьбе с наркотиками и других государственных ведомств. Обучение осуществляется по следующим курсам: базовому, продвинутому и специальному. В филиале института обучаются представители различных ведомств на контрактной основе. Одновременно в институте занимаются около 3 000слушателей, в филиале - до 300 обучающихся.

В институте преподают около 30 языков. Продолжительность обучения составляет от двух (для продвинутого и специального курсов) до 63 (для базового курса) недель. В зависимости от их сложности языки подразделены на четыре категории. Самые сложные относятся к 4-й категории (арабский, корейский, китайский, японский и ряд других восточных языков). В 3-ю категорию входят русский, фарси, сербо-хорватский, пушту, дари и другие, во 2-ю- немецкий, а в 1-ю- романские языки.

В филиале института преподается более 50 языков. Продолжительность обучения - от четырех до 63 недель. Институт располагает мощной учебно-исследовательской базой [4] и предоставляет возможность обучающимся работать с аутентичными материалами и специально разработанными курсами онлайн, а также в виде специально разработанных учебных курсов в электронной форме, доступных для скачивания. На сайте института [5] содержатся ссылки, пройдя по которым обучающиеся могут получить доступ к различным курсам, начиная от курсов, содержащих базовую лингвокультурную информацию (раздел «Basic language and culture acquisition») для обучающихся, которые отправляются к новым местам прохождения службы, заканчивая материалами для обучающихся, владеющих иностранным языком на продвинутом уровне, желающим усовершенствовать свои знания, умения и навыки или поддержать их на заданном высоком уровне (раздел «Language Enhancement»). Кроме того, на сайте содержатся материалы для самостоятельной оценки сформированности лингвистической и социокультурной компетенции обучающихся в режиме онлайн.

Что же касается практики внедрения средств ИКТ в военных вузах России, то можно констатировать, что на данный момент внедрением средств ИКТ в практику преподавания иностранных языков занимаются преподаватели, которые зачастую не имеют навыков создания полноценных электронных курсов в отсутствие поддержки профессиональных IT-специалистов. Поэтому их наработки достаточно часто используются «локально» (т.е. в рамках конкретного военного вуза) и недоступны для использования обучающимся онлайн. В статье [2] приводится целый ряд факторов, препятствующих успешному внедрению средств ИКТ в образовательный процесс военного вуза. Помимо факторов административно-экономического характера, автор выделяет и такие как отсутствие безопасного доступа к локальным и глобальным сетям, отсутствие электронных учебно-методических комплексов и специализированного программного обеспечения для преподавания иностранных языков, отсутствие единой базы данных и подключения к электронным библиотекам и т.п. В ряде работ предлагаются пути преодоления влияния данных негативных факторов, например, за счет формирования и развития профессиональной информационно-коммуникационой компетенции преподавателей иностранного языка, а также создания на базе научно-исследовательских лабораторий военных вузов подразделений по разработке специализированного программного обеспечения.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что существуют определенные наработки в сфере лингводидактического применения средств современных инфокоммуникационных технологий в военных вузах как США, так и России. Однако уровень развития инфокоммуникационных технологий не равнозначен: в нашей стране он пока ниже в силу ряда факторов. Тем не менее, наметилась тенденция к преодолению негативных факторов, препятствующих эффективному использованию средств современных инфокоммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку в военных вузах России.

Литература

  1. Гендина Н.И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества (ч. 2) // Информ. о-во. – 2009. – Вып. 1. – С. 57-63; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/a1811d9b47e6ce8ec3257594003025fa (дата обращения: 20.10.2013).

  2. Рязанов С.В. Проблемы применения компьютерных мультимедийных средств при обучении иностранным языкам в военных вузах// Армия и общество. 2011. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-primeneniya-kompyuternyh-multimediynyh-sredstv-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-voennyh-vuzah (дата обращения: 24.12.2013).

  3. Сотникова Е. Информационная культура личности–актуальная проблема российского общества [Электронный ресурс] // Экология культуры: информ. бюл. – 2005. – № 3 (37). - URL:http://www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/EoC/EoC2005-3/13.pdf (дата обращения: 21.10.2013).

  4. Юрчук И., Стрелецкий А. Практика языковой подготовки в военных учебных заведениях иностранных государств// Зарубежное военное обозрение. №3 2009., С.22-28.

  5. Defense Language Institute Foreign Language Center // Электронный ресурс. URL: http://www.dliflc.edu/index.html. (дата обращения: 20.09.13).

Просмотров работы: 1244