ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Планируемые результаты начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ ФГОС. Они представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке.

ФГОС предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться). Стандарт устанавливает три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные, выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения.

Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей начальной школы в конкретизации планируемых результатов обучения в начальной школе как отражения требований ФГОС.

Проблема исследования заключается в противоречии: между необходимостью конкретизации планируемых результатов обучения младших школьников как отражения требований ФГОС и недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике педагогики.

Цель исследования: определить особенности планируемых результатов обучения в начальной школе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: особенности планируемых результатов обучения в начальной школе.

Гипотеза исследования заключается в том, что возможно:

– планируемые результаты, заданные ФГОС конкретизируются и уточняются в зависимости от предмета и года обучения в начальной школе;

– на каждом уроке учитель планирует достижение метапредметных, предметных и личностных результатов;

– каждое задание на уроке и каждый вид деятельности учащихся соотносится с определенными планируемыми результатами;

– достижение планируемых результатов обеспечивается сочетанием различных форм организации учебного процесса, разнообразием методов и средств, а также организации различных видов деятельности учащихся на уроке.

Задачи исследования:

  1.  
    1.  
      1. Проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.

      2. Провести анализ уроков учителей с точки зрения достижения планируемых результатов обучения.

Методы исследования: теоретические − анализ литературы по проблеме исследования; педагогический анализ уроков, анализ и обобщение результатов исследования.

База исследования: МБОУ «Лицей № 64», г. Краснодара, 2 «А» класс.

1 Планируемые результаты начального образования как отражение требований ФГОС

  1.  
    1.  
      1.  
        1. 1 Понятие и виды планируемых результатов образования в начальной школе

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального образования, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки – с другой [12, c.90].

Основными адресатами и пользователями планируемых результатов являются:

  • лица, принимающие решения о развитии системы образования на разных ее уровнях (федеральном, региональном, муниципальном);

  • учащиеся и их родители;

  • профессиональное педагогическое сообщество [8, c.45].

В ФГОС планируемые результаты представлены в двух формах, условно названных обобщенной и технологической.

Обобщенная форма соответствует нормативному уровню представления планируемых результатов. Она адресована преимущественно лицам, принимающим решения о развитии системы образования, авторам программ и учебников, руководителям образовательных учреждений. Эта форма служит ориентиром в их основной деятельности (например, при разработке основных образовательных программ образовательного учреждения, при создании примерных и авторских программ и учебно-методической литературы или при разработке материалов административного и итогового контроля, иных оценочных материалов) [3, c.23].

Технологическая форма планируемых результатов соответствует инструктивно-методическому уровню их представления. Она адресована преимущественно учителям, учащимся и их родителям. Эта форма содержит более детализированное описание планируемых результатов, их проекцию на разные этапы учебного процесса. С ее помощью возможно соотнести итоговые и промежуточные планируемые результаты, например представив итоговые планируемые результаты в виде цепочки тематических планируемых результатов, отражающих не только логику развертывания учебного материала предмета, но и логику формирования учебных действий.

Рассмотрим виды планируемых результатов в начальной щколе. В планируемых результатах выделены в особый раздел личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, а также планируемые результаты, достижение которых обеспечивается преимущественно за счет освоения учебных программ по отдельным предметам, составляющим инвариантную часть базисного учебного плана – предметные результаты [7, c.34].

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе моральноэтической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [4, c.234].

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира [9, c.13].

Таким образом, планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, они уточняют и конкретизируют требования ФГОС НОО к результатам освоения программы для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики учащихся. Также основными видами планируемых результатов в начальной школе являются: личностные, метапредметные и предметные результаты.

1.2 Структура планируемых результатов начального образования

В структуре предметных результатов, отражена логика организации отдельных предметов: планируемые результаты соотносятся с ведущими содержательными линиями и разделами изучаемых учебных предметов. Это позволяет учителю, авторам программ и учебников соотносить конечные итоговые результаты с внутренней логикой развертывания учебного процесса, реализуемого в рамках той или иной дидактической или методической системы; целенаправленно проектировать на этой основе постепенное продвижение учащихся в освоении планируемых результатов, соотнося его как с этапами формирования учебных действий и опорного учебного материала, так и с требованиями системы оценки. Структура планируемых результатов состоит также из трех уровней описания и трех блоков целей, конкретизированных в отношении каждого из субъектов образовательного процесса и представленных как ориентиры и ожидаемые результаты [2, c.36].

В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета [21, c.90].

Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий необходимых для последующего обучения и релевантных опорной системе знаний, умений и компетенций. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые сущностно необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников [6, c.90].

Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

Третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока планируемых результатов призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития, по поддержке разнообразия индивидуальных познавательных потребностей учащихся за счет реализации потенциальных возможностей учебных и междисциплинарных программ.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся [6, c.30].

Таким образом, структура планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития младшего школьника.

1.3 Особенности оценки планируемых результатов начального образования

Оценка достижения требований стандарта проводится на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной стороны, и образовательным процессом и системой оценки, с другой. Планируемые результаты служат нормативной основой одновременно и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса [2, c.90].

Оценка личностных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий. Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии, которые могут быть представлены в форме универсальных учебных действий [8, c.23].

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:

самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника — принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т.е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;

морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при разрешении моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения [12, c.90].

Оценка метапредметных результатов производится на основе оценки планируемых результатов, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией» [5, c.123].

Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [5, c.34].

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы, являясь функционально по сути, ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются решающим условием успешности решения учащимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах [10, c.90].

Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий [9, c.56].

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов [12, c.34].

В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим учебным предметам и с учетом характера ошибок, допущенных учеником, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий [8, c.45].

Наконец, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией [10, c.156].

В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.[11, c.45].

Оценку уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, уровень овладения которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемый системой начального образования уровень включенности младших школьников в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества) наиболее целесообразно проводить в форме неперсонифицированных процедур.

Оценка предметных результатовможет быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным учебным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана.

В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в стандарте, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных учебных предметов (далее – система предметных знаний), и, во-вторых, систему формируемых действий (далее – система предметных действий), которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания [5, c.56].

Система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов [12, c.23]. Действия с предметным содержанием (или предметные действия) – вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные действия, прежде всего познавательные: использование знаковосимволических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе — причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. [5, c.23].

Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в способности учащихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно-практических задач [2, c.39]. Поэтому объектом оценки предметных результатов становится, – в полном соответствии с требованиями стандарта, способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий [17, c.45]. Содержание оценки определяется содержанием и структурой планируемых результатов, представленных в обобщенной форме. Поэтому до начала разработки инструментария (отдельных заданий и проверочных работ) необходимо конкретизировать планируемые результаты, представить их в форме, обеспечивающей возможность создания стандартизированных средств измерения. Такая процедура называется операционализацией. В процессе данной процедуры каждый планируемый результат уточняется с ориентацией на «достижимость» и «измеряемость», т. е. указываются все умения и элементы знаний, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения и которые можно измерить в рамках используемых о ценочных процедур на разных уровнях их освоения. Таким образом, в процессе операционализации уточняется содержание и критериальная база оценки [13, c.45].

Таким образом, система оценки предъявляет ряд требований и к формулировке планируемых результатов. Они должны либо однозначно описывать предмет и критерии оценки, либо допускать возможность последующего уточнения и конкретизации при разработке измерителей, шкал и критериев оценивания, при определении способов представления результатов. Такое уточнение и конкретизация проводится в ходе так называемого процесса операционализации планируемых результатов.

2 Исследование особенностей планируемых результатов обучения в начальной школе

2.1 Структурирование планируемых результатов образования на уроках математики в начальной школе

Констатирующий эксперимент проводился с 01.02.13 по 01.04.13 на базе МБОУ Лицей № 64, г. Краснодара. Образовательный процесс во 2 «А» классе организован на основе УМК «Школа России». Уроки математики проводятся по учебникам М.М. Моро.

На первом этапе исследования были структурированы планируемые результаты обучения математике для второго класса по программе «Школа России», представленные в таблице 1– «Планируемые результаты обучения математике во 2 классе по УМК «Школа России».

Таблица 1 – Планируемые результаты обучения математике во 2 классе по УМК «Школа России»

Уровни

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

1

2

1. Личностные результаты

1. Понимать то, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами.

2. Уметь проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы).

3. Уметь самостоятельного выполнять

работу и осознавать личную ответственность за проделанную работу.

4. Знать правила общения и уметь общаться.

5. Уважать семейные ценности, понимать необходимость бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

1. Проявлять интерес к отражению математическими способами

отношений между различными объектами окружающего

мира.

2.Понимать (на практическом уровне) значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний.

3. Испытывать потребность в проведении самоконтроля и в оценке

результатов учебной деятельности.

Продолжение таблицы 1

1

2

2. Метапредметные результаты

Регулятивные

1. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и

решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной

деятельности.

2. Составлять под руководством учителя план действий

для решения учебных задач.

3. Выполнять план действий и проводить пошаговый

контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

4. В сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.

1.Принимать учебную задачу, предлагать возможные

способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению.

2. Оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления.

3. Выполнять учебные действия в устной и письменной

форме, использовать математические термины, символы и знаки.

Познавательные

1. Строить несложные модели математических понятий

и отношений, ситуаций, описанных в задачах.

2. Описывать результаты учебных действий, используя

математические термины и записи.

3. Понимать, что одна и та же математическая модель

отражает одни и те же отношения между различными

объектами.

4. Иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;

5. Применять полученные знания в изменённых условиях. Осваивать способы решения задач творческого и поискового характера; выполнять сравнение, обобщение, классификацию заданных объектов.

7. Выделять из предложенного текста информацию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их.

8. Осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых). Представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме.

1. Фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях).

2. Осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения

задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур.

3. Анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблица).

Продолжение таблицы 1

1

2

Коммуникативные

1. Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.

2. Оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос.

3. Уважительно вести диалог с товарищами, стремиться

к тому, чтобы учитывать разные мнения.

4. Принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;

5. Вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра, по обсуждаемому вопросу.

6. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

1. Самостоятельно оценивать различные подходы и

точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать.

2. Контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.

Предметные

Числа и величины

1. Образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100.

2. Сравнивать числа и записывать результат сравнения.

3. Упорядочивать заданные числа.

4. Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых.

5. Выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30.

6. Устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/ уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.

7. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку.

8. Читать и записывать значения длины, используя

изученные единицы измерения этой величины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между

ними: 1 м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см; 1 см = 10 мм.

1. Группировать объекты по разным признакам.

2. Самостоятельно выбирать единицу для измерения

таких величин, как длина, время, в конкретных условиях

и объяснять свой выбор.

3. Читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины

(час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин.

Продолжение таблицы 1

1

2

Арифметические действия

1. Воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в

пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания.

2. Выполнять сложение и вычитание в пределах 100:

в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком).

3. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.

4. Выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания.

5. Называть и обозначать действия умножения и деления.

6. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение суммой одинаковых слагаемых.

7. Умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10.

8. Читать и записывать числовые выражения в 2 действия.

9. Находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок).

10. Использовать термины уравнение, буквенное выражение.

1. Вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении.

2. Решать одношаговые уравнения подбором неизвестного числа.

3. Моделировать действия умножение и деление с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей.

4. Раскрывать конкретный смысл действий умножение

и деление.

5. Применять переместительное свойство умножения

при вычислениях.

6. Называть компоненты и результаты действий

умножения и деления.

7. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и

результатом умножения.

8. Выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.

Работа с текстовыми задачами

1. Решать задачи в 1—2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;

2. Выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок; составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.

2. Решать задачи, используя общий план работы над

задачей, проверять решение задач указанным способом.

Окончание таблицы 1

1

2

Пространственные отношения, геометрические фигур

1. Распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой.

2. Распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат).

3. Выполнять построение прямоугольника (квадрата) с

заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки.

4. Соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).

Изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника

Геометрические величины

1. Читать и записывать значения длины, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр).

2. Вычислять длину ломаной, состоящей из 2—5 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).

1. Выбирать наиболее подходящие единицы длины в

конкретной ситуации.

2. Вычислять периметр прямоугольника (квадрата).

3. Проводить логические рассуждения и делать выводы.

Работа с информацией

1. Читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания.

2. Заполнять свободные клетки в несложных таблицах,

определяя правило составления таблиц.

3. Понимать простейшие высказывания с логическими

связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.

1. Самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.

Таким образом, на примере предмета «Математика» видно, как конкретизируются и уточняются планируемые результаты обучения для данного предмета.

2.2 Анализ уроков учителей с точки зрения достижения планируемых результатов обучения

На втором этапе констатирующего эксперимента был проведен анализ уроков математики во 2 «А» классе с точки зрения достижения планируемых результатов. Уроки проводились учителем Кузнецовой Светланой Викторовной. Представим структуру уроков и планируемые результаты данных уроков в виде таблиц 2, 3 и 4.

1.Урок «Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых» (ч. 1: с. 15)

Планируемые результаты:

‒ метапредметные:

‒ личностные: формировать мотивационные основы учебной деятельности, способствовать развитию интереса к математике;

‒ регулятивные — понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий;

‒ познавательные — ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; оценивать правильность решения задачи и выбирать из двух предложенных решений верное; составлять задачу по предложенному решению (№ 4); выбирать нужные единицы длины, соответствующие размерам заданных объектов (№ 2); решать задачи практического содержания (№ 3);

‒ коммуникативные — работать в паре (игра «Составим поезд»);

‒ предметные: показать, как и какие двузначные числа можно заменить суммой разрядных слагаемых; формировать умения заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых и на этой основе выполнять действия сложения и вычитания (новый материал, задание № 1).

Таблица 2 ‒ Тема урока «Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых» (ч.1, с.15)

Организация деятельности

Планируемые результаты

Примечания

1

2

3

1. Повторение пройденного.

‒ Назовите число, в котором 7 дес. и 4 ед., 4 дес. и 7 ед., 3 дес. и 9 ед., 9 дес. и 3 ед.

Уметь определять, сколько десятков и сколько отдельных единиц в любом двузначном числе

Учитель

использует задания из пособия для

учителей «Математика. Устные упражнения. 2 класс», автора С. И. Волковой

2. Целеполагание.

‒ Вы уже умеете определять, сколько десятков и сколько отдельных единиц в любом двузначном числе. Скажите, сколько десятков и сколько отдельных единиц в числе: 86, 54, 62.

‒ Откройте учебник на с. 15, рассмотрите верхний фрагмент и расскажите, чему будем учиться на этом уроке.

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу

Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию

 

3. Работа над новым материалом.

‒ Прочитайте числа, записанные в первой строке, и расскажите, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

‒ Прочитайте равенство, записанное во второй строке, и объясните, почему оно верно. В этом равенстве двузначное число 36 заменено суммой двух чисел 30 и 6. В чём особенность этих слагаемых?

‒ В любом двузначном числе есть два разряда ‒ разряд единиц и разряд десятков, а прочитанная вами запись ‒ это запись числа 36 в виде суммы разрядных слагаемых.

Уметь заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых

Ученики высказывают свои предположения, учитель уточняет их

Окончание таблицы 2

1

2

3

4. Первичное закрепление нового материала.

‒ Рассмотрите и прочитайте равенства, записанные в первом столбике (это образец). Сравните и расскажите, чем равенства во втором столбике отличаются от равенств, записанных в третьем столбике. Запишите в тетради равенства этих двух столбиков так, чтобы в каждом из них числа были записаны как сумма разрядных слагаемых.

‒ Выполните задание № 1.

‒ На какие три группы можно разбить

все эти равенства?

(Равенства, в которых:

  1. выполняется сложение;

  2. вычитаемое ‒ единицы заданного числа;

  3. вычитаемое ‒ десятки заданного числа.)

Уметь анализировать, классифицировать объекты

Уметь заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых

Выполнять действия сложения и вычитания

Ученики поочередно читают записанные равенства

Задание выполняется с комментированием

5. Повторение ранее изученного: выбор единиц длины, соответствующих размерам заданных предметов. Учитель показывает модель метра и предлагает вспомнить и показать на этой модели различные единицы длины, начиная с самой маленькой. Выясняется, зачем нужны разные единицы длины, затем дети устно выполняют задание № 2.

Выбирать нужные единицы длины, соответствующие размерам заданных объектов

Учитель предлагает учащимся вспомнить соотношение между изученными единицами длины

6. Работа с текстовыми задачами.

‒ Прочитайте про себя задачу № 4. Скажите, какой букет нарисован на полях: больший или меньший. Выполните задание № 4, работая в паре. Объясните друг другу, какое решение подходит к задаче, а затем запишите его в тетрадь.

‒ Расскажите, чем первое решение отличается от второго. Устно составьте задачу по оставшемуся решению.

Составлять задачу по предложенному решению

Уметь работать в паре

Учитель организует работу по игре «Составим поезд», работая в паре.

8. Самоконтроль и самооценка.

‒ Научились ли вы записывать двузначные

числа в виде суммы разрядных слагаемых?

‒ Выполните в тетрадях задание, данное под красной чертой, и оцените свой результат, нарисовав на полях одного из трёх смайликов.

Осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий

Учитель называет правильные ответы, ученики вносят исправления в свои решения.

9. Какую учебную задачу мы ставили на

уроке?

‒ Как вы оцениваете свою работу на уроке и её результаты?

Домашнее задание № 3, 5

Осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий

Учитель использует игру «Светофор», обсуждает ошибки, допущенные детьми, которые показали красный цвет «Светофора».

Анализ данного урока показал, что подобранные учителем учебные задания полностью соответствуют планируемым результатам урока. Для достижения планируемых результатов на уроке использовались различные виды познавательной деятельности учеников, преобладали репродуктивные и частично-поисковые задания. Урок был построен на использовании объяснительно-иллюстративного метода с использованием проблемных ситуаций. Преобладала поисковая деятельность учащихся. Виды деятельности детей были распределены на уроке целесообразно, соблюдались требования здоровьесбережения. На уроке использовались различные формы и средства достижения планируемых результатов, умело сочетались групповые и фронтальные формы работы учащихся на уроке. Проанализировав данный урок, можно сделать вывод о том, планируемые результаты достигнуты.

Рассмотрим следующий урок «Переместительное и сочетательное свойства сложения» (закрепление)

Планируемые результаты:

‒ метапредметные:

‒ личностные: формировать мотивационные основы учебной деятельности, способствовать развитию интереса к математике;

‒ регулятивные — понимать, принимать и сохранять учебную задачу (№ 1); осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий;

‒ познавательные — ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; проводить сравнение числовых выражений и их классификацию по самостоятельно выделенному признаку (№ 3), соотносить задачу и составленный по ней схематический чертёж (№ 4, 5);

‒ коммуникативные — работать в паре (№ 2);

‒ предметные: формировать умения использовать переместительное и сочетательное свойства сложения для выполнения вычислений удобным способом; закрепить умения находить периметр треугольника двумя способами.

Таблица 3 ‒ Тема урока «Переместительное и сочетательное свойства сложения» (закрепление) (ч 1, с.46)

Организация деятельности

Планируемые результаты

Примечания

1

2

3

1. Повторение пройденного.

‒ По какому правилу составлены столбики примеров:

19 – 9 27 – 7 35 – 5

19 – 10 27 – 20 35 – 30

10 + 9 20 + 7 30 + 5?

Определите правило, по которому выполнен переход от одного столбика примеров к другому, и запишите ещё один столбик примеров, используя два найденных правила.

Проводить сравнение числовых выражений и их классификацию по самостоятельно выделенному признаку

Учитель

использует задания из пособия для

учителей «Математика. Устные упраж-

нения. 2 класс», автора С. И.Волковой

2. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

‒ Не выполняя вычислений, определите, верно или нет записанное на доске неравенство:

50 + 20 > 20 + 50. Какое свойство сложения помогло вам сделать вывод? Исправьте ошибку.

‒ Прочитайте вторую запись: (40 + 30) + 20 == 40 + (30 + 20). Как называется такая запись? Можно ли определить, не выполняя вычислений, верно или неверно это равенство? Кто помнит правило, которое здесь использовано? Откройте учебник на с. 44 и прочтите это правило.

Примените его к рассматриваемому равенству: какие слагаемые заменили здесь суммами?

‒ Чему будем учиться сегодня?

Учитель просит открыть учебник на с. 46 и прочитать учебную задачу урока.

‒ Найдите задание № 1, прочитайте его и расскажите, как удобнее найти сумму трёх слагаемых; четырёх слагаемых.

‒ Два других выражения запишите в тетради и найдите их значение.

‒ Какие правила использовали, выполняя эти вычисления?

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу

Уметь использовать переместительное и сочетательное свойства сложения для выполнения вычислений удобным способом

Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию

Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию

Учащиеся высказывают свои предположения, учитель уточняет их

Устно учащиеся находят значение сумм

в первой строке

Продолжение таблицы 3

1

2

3

3. Повторение ранее изученного:

‒ Рассмотрите чертёж на доске. На нём изображён периметр геометрической фигуры.

‒ Периметром какой геометрической фигуры может быть начерченный отрезок? Почему?

‒ Да, здесь ученик показал периметр треугольника. Как он это делал? Расскажите, каким способом он находил периметр.

‒ Прочитайте задание № 2. Каким способом в этом случае удобнее найти периметр треугольника и почему? Запишите решение в

тетради. Чем похожи эти две задачи, чем они различаются?

Уметь находить периметр треугольника двумя способами

Уметь работать в паре

Выполняется с комментированием

На доске начерчен

отрезок-сумма отрезков длиной 2 дм,

3 дм, 4 дм, длины

отрезков не указаны

Откладывал на прямой с помощью циркуля одну за другой

стороны треугольника

Длины сторон известны, периметр равен сумме длин сторон

4. Самоконтроль и самооценка

Учитель называет правильный ответ, выясняет, кто правильно нашёл периметр треугольника и каким из двух способов ученики находили периметр заданного треугольника.

Осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий

 

5. Работа с текстовой задачей.

‒ Прочитайте задачу № 4. Как вы думаете, почему к ней дан не схематический рисунок, а схематический чертёж. Рассмотрите чертёж и скажите, что обозначили с помощью первого отрезка; второго. Как обозначили главный вопрос

задачи? Помогает ли вам чертёж в решении задачи? Запишите в тетради решение задачи.

‒ Найдите задание № 8 на с. 47. Давайте сделаем вместе чертёж к этой задаче.

‒ Что помогло нам быстро и правильно решить задачу?

Соотносить задачу и составленный по ней схематический чертёж

Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию

Учитель делает чертёж на доске, опираясь на который, ученики проводят рассуждения и формулируют ответ. Записав кратко дни недели (В, С. Ч), обозначают отрезком произвольной длины число грибов, которые ёж принёс во вторник. Вводят отрезок, обозначающий один гриб (назовём его «единичный» отрезок). Затем чертят отрезок, обозначающий число грибов, которые ёж принёс в среду (так как во вторник грибов было на 3 больше, чем в среду, значит в среду ‒ на 3 гриба меньше). Второй отрезок надо изобразить такой же длины, как первый, а затем уменьшить его на 3 «единичных» отрезка. Аналогично строят третий отрезок, он на 2 таких же «единичных» отрезка меньше, чем первый отрезок. Теперь четко видно, что третий отрезок (Ч) длиннее второго (С) ‒ и даже, на сколько больше, и можно ответить на вопрос задачи.

Окончание таблицы 3

1

2

3

6. Чему научились на уроке?

‒ Как вы оцениваете свою работу на уроке

и её результаты?

‒ Учились: применять

свойства сложения при нахождении значений различных сумм; находить периметр треугольника.

Осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий

Используется «Светофор».

Учитель обсуждает ошибки, допущенные детьми, которые показали красный цвет «Светофора»

Планируемые результаты обучения на данном уроке достигаются комплексно посредством различных средств и методов: заданий в учебнике, дидактических игр с математическим содержанием, организации различных видов деятельности учащихся на уроке (фронтальная, парная, групповая). Проанализировав данный урок, можно сделать вывод о том, планируемые результаты достигнуты.

Рассмотрим следующий урок «Ломаная кривая» (ч. 1, с. 32, 33)

Планируемые результаты:

‒ метапредметные:

‒ личностные: развивать положительное отношение учащихся к изучению математики, продолжать формировать понимание роли математических знаний и действий в жизни людей, развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний;

‒ регулятивные ‒ принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свои учебные действия и находить под руководством учителя различные варианты её решения на основе представленного в учебнике материала; проводить самооценку полученных результатов;

‒ познавательные ‒ проводить сравнения разных способов выполнения заданий, делать выводы, осуществлять поиск недостающих данных, используя разные способы, в частности беседы со взрослыми, ставить вопросы к заданному условию так, чтобы получить задачу, которая решается заданным способом, строить несложные модели для текстовых задач;

‒ коммуникативные ‒ продолжать развивать у учащихся умения вести диалог с учителем, работать в паре со сверстниками;

‒ предметные: формировать умения: находить длину ломаной разными способами, применяя чертёжный циркуль и оцифрованную линейку; использовать представления о длине ломаной для решения задач практического содержания; формировать умения решать текстовые задачи.

Таблица 4 − Тема урока «Ломаная кривая»

Организация деятельности

Планируемые результаты

Примечания

1

2

3

  1. Устный счет

‒ Первое слагаемое ‒ 7, второе ‒ 4. Чему равна сумма?

‒ Чему равна разность чисел 12 и 3?

‒ Увеличьте (уменьшите) 9 на 6.

‒ Дополните до 10 числа 9, 7, 6.

‒ Сколько надо получить сдачи с 10 рублей, если покупка стоит 5 рублей?

‒ Сколько надо прибавить к 7, чтобы получилось 12?

‒ Сколько вычли из 15, если получилось 9?

‒ Верно ли, что если из числа вычесть это же число, то получится 0? Приведите свои примеры.

Воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в

пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания.

Фронтальная работа. Учащиеся высказывают свои ответы, учитель уточняет их

2.

2.1. Сравнение длин отрезков с записью результата;

использование циркуля и оцифрованной линейки.

Учитель заранее заготавливает на доске чертежи двух отрезков ( длиной 8 см и 12 см) и просит учащихся рассказать, как можно сравнить их длины.

2.2. Выделение на чертеже двух ломаных. Учитель заготавливает на доске (на плакате) чертёж, на котором изображены: ломаная из трёх звеньев; фигура, похожая на ломаную, но у которой одно звено заменено отрезком кривой; ломаная из двух звеньев.

Уметь находить длину ломаной разными способами, применяя чертёжный циркуль и оцифрованную линейку

Учитель организует фронтальную работу, инициирует учащихся на то, чтобы они вспомнили и применили два способа сравнения: 1) измерение каждого отрезка и сравнение полученных значений длины; 2) наложение (с помощью циркуля) на более длинный отрезок того, который короче, и измерение с помощью оцифрованной линейки построенного отрезка-разности.

Продолжение таблицы 4

1

2

3

3.Целеполагание. Постановка учебной задачи.

‒ Вы показали, что умеете сравнивать длины отрезков, умеете отыскивать на чертежах ломаные линии. А сможете ли вы ответить на вопрос, какая из двух указанных ломаных длиннее? Знаете ли вы, что такое длина ломаной? Как найти длину ломаной? (Нет.) Чему будем учиться сегодня? Какую поставим учебную цель?

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу

Дети формулируют учебную задачу урока. Дети открывают учебник и зачитывают сформулированную в нём учебно-познавательную

цель урока.

4. Работа над новым материалом.

‒ У меня в руках модель ломаной. Сколько у неё звеньев? (Два.) Вершин? (Одна.)

Учитель выпрямляет (вытягивает) все звенья ломаной в модель отрезка и сообщает: «Длина ломаной — это сумма длин всех её звеньев».

‒ Давайте обсудим, как же можно найти длину ломаной.

Проводится фронтальная работа по обсуждению того, как можно найти длину ломаной.

Один из способов: узнать длину каждого звена и

найти сумму этих длин.

Уметь находить длину ломаной разными способами, применяя чертёжный циркуль и оцифрованную линейку

Проводить сравнения разных способов выполнения заданий, делать выводы, осуществлять поиск недостающих данных

Заготавливается заранее из проволоки ломаная из двух звеньев, желательно

вершину ломаной на

модели отметить яркой краской, чтобы на отрезке-суммы были видны отрезки-слагаемые

Учащиеся высказывают свои предположения, учитель уточняет их.

Рассматривая по учебнику этот способ, учащиеся убеждаются в правильности сделанного

ими вывода.

Далее под руководством учителя рассматривается другой способ определения длины ломаной, проводится сравнения двух способов, делается вывод.

5. Первичное закрепление нового материала ‒ выполнение задания № 2.

Уметь находить длину ломаной разными способами, применяя чертёжный циркуль и оцифрованную линейку

Задание выполняется с комментированием

Окончание таблицы 4

1

2

3

6. Повторение пройденного:

1) сравнение значений величин, устное выполнение задания № 3 с обоснованием ответа.

2) выполнение задания 7. Ученики останавливаются на примере 13 – 7. Затем выбирают первый пример: если в качестве первого взять разность 11, то последним будет 8 + 6.

Знать таблицу сложения чисел в

пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания

Учащиеся высказывают свои предположения, учитель уточняет их

Ученики вспоминают, какие примеры называют круговыми, и по вызову учителя читают примеры: один называет, например, 6 + 6, другой называет: 12 – 5,

третий называет: 7 + 4 и т. д.,

7. Формирование и развитие умений решать текстовые задачи.

1) Задание № 4 ученики выполняют устно, обосновывая выбранные для дополнения условия числа и значения величин, а также те вопросы, которыми дополняют заданные условия.

2) Решение задачи № 6.

Дети читают текст задачи, составляют план решения задачи и записывают её решение.

Уметь решать текстовые задачи

Ставить вопросы к заданному условию так, чтобы получить задачу, которая решается заданным способом, строить несложные модели для текстовых задач

 

8. Игра «Кто составит больше примеров?».

Уметь работать в паре

Ученики в течение 2-3 мин (по сигналу учителя) выполняют задание 8, записывая в тетрадях нужные суммы, затем обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют работу друг

друга, записывая количество верно составленных числовых выражений.

9. Самоконтроль и самооценка

Ученики выполняют задание под красной чертой одним из новых способов, выбирая его

самостоятельно.

Уметь проводить самооценку полученных результатов

Учитель называет правильный ответ, выясняет, кто допустил ошибку и почему: допустил ошибку при измерении длин отрезков, или не сумел правильно определить длину ломаной.

10. Чему новому научились на уроке?

‒ Как вы оцениваете свою работу на уроке и её результаты?

Осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий

Учитель отмечает тех, кто добился успехов,

и обнадёживает тех, у кого ещё не всё получилось

Анализ данного урока показал, что учебные задания полностью соответствуют планируемым результатам урока. На уроке учителем были организованы различные виды познавательной деятельности учеников, организовывалась также поисковая деятельность учащихся. С целью достижения планируемых результатов на уроке в комплексе использовались различные формы и средства, умело сочетались групповые и фронтальные формы работы учащихся. Проанализировав данный урок, можно сделать вывод о том, планируемые результаты достигнуты.

Обобщая результаты анализа уроков, можно сделать выводы о том, что планируемые результаты обучения (метапредметные, предметные и личностные) на всех трех уроках достигнуты за счет того, что на каждом уроке учитель планировал достижение метапредметных, предметных и личностных результатов; каждое задание на уроке и каждый вид деятельности учащихся соотносился с определенными планируемыми результатами; достижение планируемых результатов обеспечивалось сочетанием различных форм организации учебного процесса, разнообразием методов и средств, а также организации различных видов деятельности учащихся на уроке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования было установлено, что планируемые результаты начального образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Структура планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

Анализ литературных источников позволил выявить виды планируемых результатов начального образования. К ним относятся личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, а также планируемые результаты, достижение которых обеспечивается преимущественно за счет освоения учебных программ по отдельным предметам, составляющим инвариантную часть базисного учебного плана — предметные результаты.

В экспериментальной части исследования были структурированы планируемые результаты обучения математике во втором классе, а также был проведен анализ уроков с точки зрения достижения планируемых результатов. Было установлено, что: планируемые результаты конкретизируются и уточняются в зависимости от предмета и ступени обучения в начальной школе; на каждом уроке учитель планирует достижение метапредметных, предметных и личностных результатов; каждое задание на уроке и каждый вид деятельности учащихся соотносится с определенным планируемым результатом; достижение планируемых результатов обеспечивается сочетанием различных форм организации учебного процесса, разнообразием методов и средств, а также организации различных видов деятельности учащихся на уроке.

Таким образом, цель исследования по выявлению особенностей планируемых результатов в начальной школе достигнута. Задачи исследования реализованы, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. – 89 с. – ISBN 5-4567-4532-1.

  2. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) / Л.Л. Алексеева. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. – ISBN 5-4527-4232-1.

  3. Виноградова, Н. Ф. Проблемы реализации Государственного стандарта начального общего образования / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. - 2010. - № 1. – С. 3 – 8.

  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2009. – 87 с. – ISBN 4-2343-4232-1.

  5. Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / М.Ю. Димидова. – М.: Просвещение, 2010.– 76 с. – ISBN 5-1123-4232-1.

  6. Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся : примеры формирования / Л. Ф. Климанова // Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.

  7. Концепция и программы для начальных классов «Школа России». – М.: Просвещение, 2009 – 156 с. – ISBN 4-1543-4212-1.

  8. Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе // Стандарты второго поколения: Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе ; в 2-х ч. ; ч. 1. – М. : Просвещение, 2010. – 67 с. – ISBN 4-3267-0345-2.

  9. Кузнецов В. И.Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе: учебное пособие / В. И. Кузнецов. - М. : Академия, 2001.– 236 с. – ISBN 5-2347-4212-1.

  10. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. – № 6. – С.67.

  11. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. (Стандарты второго поколения) / О.Б. Логинова. – М. Просвещение, 2009.– 96 с. – ISBN 5-8647-4212-1.

  12. Мокрушина О. А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике. 2 класс / О.А. Мокрушина. – М.: ВАКО, 2009 – 96 с. – ISBN 4-2347-4512-1.

  13. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Математика. 2 класс: Учебник для ОУ: В 2-х ч. / М.И. Моро. – М.: Просвещение, 2010 – 126 с. – ISBN 5-2456-4512-1.

  14. Моро М. И. Рабочие программы «Школа России». Математика. 1–4 кл. Пособие для учителей ОУ / М.И. Моро. – М.: Просвещение, 2011 – 145 с. – ISBN 4-5656-3312-1.

  15. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000...» / Л. Г. Петерсон // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23.

  16. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1: учебное издание. – М.: Просвещение, 2010. – 106 с. – ISBN 5-6547-7812-1.

  17. Соколова Е. И. ФГОС нового поколения в системе СПО: решаем задачу оценивания / Е.И. Соколова // Аккредитация в образовании. - 2012. - № 2 - С. 70-72

  18. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике. 2 класс. / т. н. Ситникова. – М.: ВАКО, 2012. – 96 с. – ISBN 4-4347-3212-1.

  19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 76 с. – ISBN 5-1147-4312-1.

  20. Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителя / Под общей редакцией Н.В. Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 126 с. – ISBN 5-2177-8712-1.

 

Просмотров работы: 13961