ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ.

Гришина Л.А. 1
1Елецкий государственный университет им.Бунина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле.

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения, крайней заниженностью нравственных ценностей богатейшее природное наследство вымирает. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления - экологического, воспитания экологической культуры личности.

Именно поэтому решение экологических проблем современности самый злободневный вопрос.

А спасать мир, по мнению М.М. Пришвина, нужно «не гордостью человека от осознания собственной возвышенности над миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания и творческого».

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях детей - повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим». У него преобладает познавательный тип отношения, какой объект бывает на ощупь, вкус. А это, как нельзя лучше, формируется через игровые ситуации, игровую деятельность, такова точка зрения современной педагогической мысли.

Э.В. Гирусов выделяет игру, как метод экологического воспитания, где цель

экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.[2]

К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующие: традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа, практикумы, опыты и т.д. - те технологические приёмы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям младшего возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. По мнению, Л.А. Байковой в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.[1]

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их, называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Суть игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дети, при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдения или более близком контакте – прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т.д.), должны рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих игр необходимо учитывать следующее:

· у детей должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы;

· игры лучше всего проводить в естественной природной среде, чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (для развития эстетического, эмоционального восприятия природы);

· игры этого блока дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 детей). Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, вызвать их на откровенный разговор, дает возможность высказаться всем ребятам, с одной стороны, а с другой стороны – препятствует утомляемости, не задерживает ход игры.

Основные задачи учителя при использовании им экологической игры состоят в следующем:

· формирование системы знаний о природе;

· формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;

· формирование коммуникативных умений и навыков.

Правила игры обусловлены познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Они содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к соблюдению ими норм поведения. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Основной – первый этап руководства игрой: формирование необходимого круга знаний о какой-либо стороне действительности, которые служат источником построения сюжетов игр. Далее путем прямого или косвенного вмешательства взрослый учит детей осуществлять игровые действия с предметами, ролевые действия. Характер игры целиком определяется логикой построения занятия. Поэтому с самого начала и до конца ход игры регламентирован, его определяет учитель: он заранее продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Замысел может остаться нереализованным, если сюжет не заинтересует детей, не вызовет у них эмоционального отклика, если будет нарушено ролевое поведение и т.д. Игровые действия - основа игры. Чем они разнообразнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия связаны с игровым замыслом и исходят из него. Итоги подводятся сразу по окончании игры. Это может быть выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы и т. д.

Игры экологического характера включают два относительно самостоятельных блока:

· игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);

· игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения младших школьников в природе.

И.В.Цветкова выделяет различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. В каждом конкретном случае сюжет игры предполагает следующее: дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве экскурсантов, туристов посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети рассматривают, слушают пояснения. Учитель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы опытного путешественника и т.д., рассказывает и показывает младшим школьникам все то новое, ради чего они отправились в путь.[9]

Детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес, можно изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек). Если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков и др. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участия творческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять информацию о природе. Так, будет удовлетворяться возрастающий интерес к природе, будут конкретизироваться полученные ранее представления.

Современные педагоги считают тот или иной уровень экологической культуры – это результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Экологические игры формируют целостное видение мира, подводят юных натуралистов к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающего их мира. Исследуя эффективность использования технологий воспитания экологической культуры, установили, что она находится в прямой зависимости от специфики мировосприятия и опыта взаимодействия с окружающей средой младших школьников.

Список литературы:

  1. Байкова Л.А.// Технология игровой деятельности. – 1994.- Рязань.

  1. Гирусов Э.В.// Природные основы экологической культуры. – 1989.-М.

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А.// Экологическая педагогика и психология. – 1996.-Ростов-на-Дону: Феникс.

  1. Зверев И.Д. //Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. -1990-М.

  1. Лихачёв Б.Т.// Экология личности//Педагогика.- 1993. - № 2. - С.19-21.

  1. Лихачёв Б.Т.//Экопсихотерапевтические аспекты воспитания//Педагогика. - 1995. - № 1.

  1. Николаева С.Н. //Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу//Начальная школа. – 1993. - № 9. – С. 6-11.

  1. Отношение школьников к природе/Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.//Педагогика.-1988.-М.

  1. Цветкова И.В.// Эко-проект: Маленький принц: Экологические задания маленьким хозяевам нашей планеты. – 1994.-М.

Просмотров работы: 5295