В последнее время произошло осознание того, что единственным реальным путем выхода из кризиса для России является инновационный, и именно это должно стать основной стратегической задачей. В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» формирование национальной инновационной системы ставится в качестве важнейшей задачи, неотъемлемой части экономической политики государства, и предусматривается, что национальная инновационная система «должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны»1.
В первую очередь это требует создания условий, которые позволили бы воплотить существующие в России научные, технологические и технические заделы в продукты и технологии с высокой конкурентоспособностью. Необходимо сформировать отвечающую потребностям постиндустриальной экономики стратегию развития научно-инновационной сферы, механизмы ее финансирования и стимулирования инновационного процесса.
Значимость инновационного фактора в экономике усиливается в связи со становлением информационной экономики, с ростом доли наукоемких технологий в экономике. Увеличивается не только доля вклада инноваций в экономический рост, но и структурные преобразования экономики в значительной мере предопределяются ими.
Исследование инновационного фактора органично рассматривается в связи со стратегией социально-экономического развития России и ее регионов, поскольку горизонт воздействия инноваций на развитие носит долгосрочный характер. При формировании стратегии инновационного развития в конечном счете принимается во внимание геополитическая цель страны. Для России этой целью является становление ее как крупной экономической державы во всей целостности, обладающей современным и высоким научно-образовательным потенциалом, обеспечивающим интеллектуальную независимость и конкурентоспособность экономики в приоритетных отраслях в условиях глобализации. Вместе с тем общим экономическим направлением развития является построение социального государства, опирающегося на рыночную, социально ориентированную экономику, построение социального рыночного хозяйства с переходом от политики «социального государства» к политике «эффективного государства». Это подтверждается стремлением производительного сообщества к правовому обеспечению свободы и равенства, снятию ограничений экономической свободы (на основании опросов)2.
Необходимость перехода к инновационному пути развития отвечает поставленным Президентом России среднесрочным социально-экономическим задачам на 10-летнюю перспективу. В выполнении задачи удвоения ВВП инновационное развитие выступает в роли главного импульса повышения эффективности производства товаров и услуг. Задача ликвидации бедности требует в том числе становления малого бизнеса как существенной части национальной инновационной системы (а бизнес — это в первую очередь инновации разного рода) и вовлечения в него максимальной доли населения. Задача укрепления обороны и безопасности страны как основы глобального влияния государства на продвижение своих экономических интересов находит опору в сильном наукоемком военно-промышленном комплексе, в расширении использования высоких технологий двойного применения.
Некоторые, пока немногочисленные, позитивные тенденции в направлении инновационного пути развития уже обозначаются. Так, рынок информационных технологий и связи вырастает на 15—40 % в год, в 2012г. было разработано 16 000 систем управления, и более чем в 40 регионах действуют телекоммуникационные сети, а в целом объем отечественного рынка программирования составил 350 млн. долларов3. Пока еще, по оценкам Минпромнауки РФ, Россия контролирует меньше 0,5 % мирового рынка высоких технологий. Наша страна остается в числе ведущих экспортеров только в одной технологической области из более 10, относимых к высоким технологиям.
Инновационный тип развития предполагает повсеместное и целенаправленное культивирование факторов развития, в основе которых лежат инновации. Речь идет об инновациях разного типа — технических, предпринимательских, маркетинговых, социо-культурных, социальных, причем чаще всего они основаны на технологических изменениях или влекут их за собой. Инновационное развитие осуществляется как взаимосвязанный интеграционный взаимодействующий процесс совокупности инноваций, технологий, экономических и общественных изменений.
Инновационная экономика реализуется через триединство инноваций, комплекс инноваций по направлениям: технические технологии так называемой новой экономики во всех сферах деятельности (характеризующиеся большим вкладом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами), организационно-управленческие и институциональные технологии как в качестве поддерживающих, сопровождающих, так и в виде самостоятельных инноваций, или инновационный менеджмент и инновационная инфраструктура, а также инновационная культура, включая образовательные технологии.
Концепция инновационной экономики, по нашему мнению, должна включать следующие три основных положения4:
- инновационная экономика является инновационным срезом экономики, а также и экономикой инноваций, становится как информационная экономика и радикальное инновационное преобразование старых традиционных отраслей;
- одним из исходных понятий является понятие инновационной готовности, т. е. готовности создавать, производить, трансформировать, сменять инновации, готовности к переводу экономики на новый технологический уклад;
- центральными вопросами инновационной экономики являются: создание инноваций, восприимчивость к инновациям, воспроизводство инноваций и инновационной деятельности, потенциала и механизмов ее регуляции.
Очевидно, понятия инновационной экономики и экономики знаний достаточно близки. Экономика знаний, точнее — экономика, базирующаяся на знаниях, есть тип экономики, где сектор знаний играет решающую роль для всех сфер жизни и деятельности, а производство знаний является источником экономического роста. Если экономика знаний акцентирует внимание в первую очередь на образовании, то инновационная экономика — на науке. Оба понятия отражают необходимость диалектического взаимодействия науки и образования. Инновационная экономика характеризуется широким и разносторонним применением новшеств, инноваций разной степени новизны. Ключевым понятием того, что называется «инновационный путь развития», является нововведение, смысл которого, оказывается, все еще нуждается в выяснении. Формула «инновационный путь развития», выдвинутая как альтернатива «энергосырьевому пути», видимо, означает пока не столько определение конкретных ориентиров «нового» дальнейшего движения, сколько уклончивое признание того, что прежде развития как такового не было. Какие-то изменения, конечно, происходили, но они не означали развития, что и получило отображение в формуле ряда - «рост без развития». Подмена цели средством и результата процессом — старая болезнь реформаторов. Так, с первых дней реформ рыночная конкуренция преподносилась политическим и хозяйственным руководством России как универсальный механизм и единственное средство решения буквально всех проблем - социальных, экономических, технологических, научных, медицинских, воспитательных, культурных.
Природа вещей, технические системы, технологические процессы дают бесчисленные примеры того, что в мире господствует принцип синергии, совместности. Этот принцип объединения, или интеграции, является мощной движущей силой научно-технического прогресса. Проблема, однако, в том, что в социально-экономическом общественном пространстве экономика и техника представляют не только и не столько его части или сферы, но еще и во многих отношениях взаимное продолжение друг друга. Только в двух теоретических парадигмах непрерывность «техника - экономика» осмысленно и продуктивно исследуется и концептуально интерпретируется - в марксизме и традиционном, или классическом, институционализме. Но созидательный потенциал идей этих направлений сознательно замещен рыночно-потребительским представлением об экономике.
Список литературы:
1.Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. П. 18 // www/infur.ru. Нормативно-правовая база. Федеральный уровень. 01.02.2005.
2.Региональные проблемы переходной экономики: Вопросы теории и практики / Под ред. В.Г. Алиева. М., 2002. С.3, 10, 80.
3.Рейман Л.Д. Информационное общество // Экономика и управление. 2004. №1. С. 14.
4.Авербух Р.Н., Гусаков М.А., Рогова Е.М. Начала инновационной экономики: Учебное пособие. Спб., 2002.
5.Топсахалова Ф. М.-Г., Ниров М. Ч., Есмуханова Д. Ж.// Современные инновационные тенденции развития экономики регионов. 2013г.