СОСТАВЛЕНИЕ РАЦИОНА ПИТАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ – ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОСТАВЛЕНИЕ РАЦИОНА ПИТАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ – ПОДРОСТКОВ

Широкова А.П. 1
1ФГБОУ ВПО "Самарский государственный экономический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Большинство экономических задач состоит в нахождении наибольшего и наименьшего значения. Например, предприниматель при производстве продукции имеет цель получить наибольшую прибыль от производства продукции, наименьшие затраты на ее производство, наименьшие транспортные расходы.

Для решения задачи экономико-математическим методом ее условие необходимо записать математически. Для этого:1)вводим переменные, 2) цель задачи записываем в виде функции, которая называется целевой, 3) ограничения на переменные образуют систему ограничений и имеют вид уравнений или неравенств.

Математическая запись целевой функции и системы ограничений называется математической моделью задачи.

Значения переменных, удовлетворяющие системе ограничений, называются решением задачи. Неотрицательное решение- допустимым решением. Решение, при котором целевая функция достигает наибольшего или наименьшего значения, называется оптимальным решением. Существует несколько методов решения. Одним из методов является графическое решение.

Графическим методом решаются задачи с двумя переменными.

Для этого: 1) составляем математическую модель задачи,2) строим область допустимых решений системы ограничений, 3) по теореме об экстремуме целевой функции оптимальное решение совпадает с одной из угловых точек области допустимых решений, находим координаты всех угловых точек, 4) вычисляем значения целевой функции в угловых точках , если задача решается на максимум выбираем наибольшее из полученных значений, если на минимум наименьшее, 5) координаты соответствующей точки дают оптимальное решение В таблице даны нормы содержания питательных веществ для подростков

Рассмотрим графическое решение на примере составления рациона питания для подростков ( задачу о диете )

Составить рацион питания для подростка, если известны содержание питательных веществ в каждом из используемых продуктов, цена единицы продукта каждого вида и норма питательного вещества каждого вида. Составить рацион таким образом, чтобы расходы были минимальным.

В таблице даны нормы содержания питательных веществ для подростков

 

Белки

углеводы

Витамин С

Витамин А

Витамин В1

Витамин В2

кальций

Цена за100 г

Мясо

курица

30

23

   

0,01

 

0,3

0,2

-

-

20

14

Сыр

молоко

30

5

-

-

-

-

0,2

0,05

-

-

0,4

0,19

0,4

0,2

15

5

Гречка

рис

 

64

72

-

-

-

-

0,51

-

   

5

3

Капуста

морковь

 

5

8

50

5

-

9

-

-

-

0,3

-

20

2,6

1,5

В таблице даны нормы содержания питательных веществ для подростков

Пусть - количество мяса (на 100гр) ,входящее в рацион - количество курицы

Целевая функция – стоимость продуктов

– минимум

Система ограничений

Строим область допустимых решений

Целевая функция достигает наименьшего значения в точке пересечения второй и третей прямых. Координаты точки находим из системы уравнений

Следовательно в рацион питания включаем 225 г мяса и 40 г курицы

Пусть ; - соответственно количество сыра и молока, входящее в рацион, - капусты и -моркови, гречки и риса.

Получаем математические модели

Система ограничений

Аналогично первой задаче, простроив область допустимых решений системы ограничений, находим, что первая целевая функция принимает наименьшее значение в точке пересечения

первой и третей прямых. Оптимальное решение второй функции – точка пересечения первой и третей прямых. Координаты точки пересечения – решение системы уравнений

.

Функция достигает минимума в точке пересечения граничных прямых. Координаты точки пересечения прямых найдем из системы уравнений:

В рацион питания включаем Итак в рацион питания включаем:

225 г мяса, 40 г курицы, 30 сыра и 340 г молока; 20 г капусты и 190 г моркови и 250 г гречки и 30 г риса

Литература

1.Уфимцева Л.И. Математическое моделирование в курсе элементарной математики в экономических классах Материалы международной научно-методической конференции Санкт-Петербург 2001

2.Экономико-математические методы и модели: учебное пособие / под редакцией С.И.Макарова- 2-е изд. Перераб. и доп./ –М: Кнорус,2009 -240 с

Просмотров работы: 1808