Проблема уровня жизни населения, материального благополучия актуальна всегда. Человек рождается и живёт для воспроизводства, поэтому эффективная структура расходов населения, экономическая среда и социальная защищённость являются непременными условиями обеспечения жизнеспособности человека.
По данным Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 54% респондентов считают свое финансовое положение крайне тяжелым и буквально борются за выживание. Но, в то же время 43% респондентов считают, что имеют достаточно денежных средств для удовлетворения личных потребностей и достижения оптимального уровня жизни. Значит ли это, что 43% населения России можно отнести к среднему классу? Однако же, российский средний класс составляет всего лишь 12—15% населения [5].
Структура потребительских расходов определяется исходя из социальных, культурных, территориальных, половозрастных и других особенностей общества.
Исследуя потребление, важное место уделяется такому понятию как минимальный потребительский бюджет. Минимальный потребительский бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социальных, культурных и иных потребностей.
При исследовании потребления населением страны услуг и товаров наряду с общими статистическими методами исследования динамики и вариации статистических показателей, непосредственно используют индексные методы, которые особенно эффективны при изучении структуры потребления, а также при оценке влияния инфляции на структуру и величину потребления.
Расходы и потребление – это основные и главные составляющие уровня жизни населения. Однако, статистические данные не могут дать достоверной оценки качества благосостояния населения, методики исследования бюджетов домашних хозяйств, балансы доходов и расходов оправдывают себя не в полной мере. Вернее, цифры, на которых основывается установление прожиточного минимума, потребительской корзины, социальных льгот и программ поддержки, не отражают должного проблемного состояния. Известно, что в Российской Федерации существует сильная дифференциация населения стрaны по уровню доходов. Сложилась ситуация, определяющая и уровень жизни населения по распределению на бедных и богатых (69% и 31%) [2].
Ряд параметров качества жизни населения страны оценивается непосредственно по демографической ситуации, по средней продолжительности жизни нaселения страны, по уровню соблюдения прaв человека, по возможности участия граждан России в общественной жизни, по уровню социальной зaщищенности, по доступности и качеству медобслуживaния, по уровню образовaния, по доходaм на душу населения, уровню преступности, распространению технологий, финансовой зaдолженности страны, уровню безрaботицы, экологической обстановке.
Что касается уровня жизни населения в ХМАО – Югре, первое, на что хочется обратить внимание при упоминании уровня жизни - это данные об индексах стоимости жизни, которые ежегодно рассчитываются Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации. Индекс стоимости жизни обеспечивaет возможность определения места отдельных российских городов по уровню цены нaбора услуг и товаров по срaвнению с Российской Федерации в целом. Федеральная служба государственной статистики приводит следующие индексы стоимости жизни (рис. 1) [2]:
Рис.1. Индексы стоимости жизни за период 2010 - 9 мес. 2013 гг. по городам УрФО, %
Получается, жить в городе Ханты-Мансийске – столице Югры, дороже, чем в среднем по России, на 32%. А жить в Кургане или Челябинске относительно недорого.
C 2010 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра наблюдается увеличение потребительских расходов, около 10 процентов каждый год, что, говорит в свою очередь о развитии кредитной системы региона непосредственно для приобретения предметов длительного пользования.
Рассмотрим структуру потребительских расходов жителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югра (рис. 2) [6].
Рис. 2. Структура потребительских расходов жителей ХМАО за 2010 - 9 мес. 2013 гг., %.
Анализируя структуру расходов, по рисунку 2 получаем следующие выводы. В сложившейся ситуации, 2011 год можно назвать более успешным, так как наблюдается существенное уменьшение расходов на оплату услуг и на покупку продуктов питания (на 6,1% и 1,6% соответственно). В 2011 году одновременно с уменьшением расходов на продукты питания параллельно наблюдается положительная динамика на приобретение товаров непродовольственного назначения, рост отмечается на 8,3 процента. Благоприятная ситуация сохранятся так же и в 2012 году, правда без ощутимой динамики, так как, описанные ранее показатели увеличились или уменьшились всего лишь на десятые доли процента. К тому же наблюдается увеличение расходов на оплату услуг, объясняющееся ежегодным ростом тарифов на коммунальные платежи. Так, в 2012 году суммы к оплате за услуги ЖКХ выросли до 12 процентов, по сравнению с суммами оплаты предыдущего года. За 9 месяцев 2013 года наиболее существенные изменения в структуре потребительских расходов жителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югра произошли в расходах на оплату услуг. Данные расходы увеличились на 1,1 %. Кроме этого, ежегодно увеличивается количество дополнительных платных услуг на потребительском рынке региона страны, требующие дополнительных затрат от населения страны, но в то же время способствуя развитию культуры потребления в региона.
В качестве положительной тенденции можно выделить так же уменьшение расходов на покупку алкогольных напитков, в связи с тем, что с 2012 года произошло подорожание стоимости акцизов до 20%, что существенно повлияло на конечную розничную цену товара для потребителя. Также в 2012-2013 годы начинают увеличиваться расходы на питание вне дома, что может говорить о росте популярности мест общественного питания. Сравнивая структуру питания в ХМАО с потребительской корзиной России в целом, можно выделить, что в регионе складывается положительная ситуация по потреблению продовольственных товаров.
В настоящий момент при определении уровня жизни населения Российской Федерации все исследования привязаны к прожиточному минимуму, хотя эксперты постоянно спорят о том, насколько корректна такая привязка. Величина прожиточного минимума в настоящее время не отражает все расходы, которые несет население нашего государства.
А между тем, уровень бедности легко изменим в зависимости от норм потребительской корзины, следовательно, нужно минимизировать уровень бедности, путем ликвидации безработицы и предоставлением рабочих мест в том числе.
Макроэкономическая взаимосвязь потребления и производства делает невозможным развитие экономики государства без совершенствования механизмов частного потребления населением товаров и услуг. Большая склонность к расходам, стимулирующая ВВП, может стать лишь результатом экономической и политической стабильности в стране.
Главнейшая проблема потребления – это цены и тарифы на товары и услуги, действующие на территории Российской Федерации. Для обретения эффективных внутренних ценовых рычагов Россия в ближайшее время должна обеспечить переход от мировых цен к внутренним расчётным ценам.
Следует так же продолжить развитие системы потребительского кредитования.
В соответствии с результатами и личным оценочным мнением сложились определённые выводы о несоответствии (в какой-то степени) данных и реалий жизни. Cтатистические данные исcледований населения нашей страны о расходах и потреблении не могут в полной мере отразить проблемы общества в этой связи.
Все мероприятия и меры по стимулированию расходов и потребления населения, так или иначе, оформлены законодательно. Возможно, экономический рост в дальнейшем поспособствует укреплению социального института государства, росту уровня жизни населения России, благосостояния каждого человека. Россия – великая страна, а люди – главное её богатство.
Список использованных источников:
1. Официальный сайт Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - [Электронный ресурс] - http://www.admhmao.ru - (Дата обращения 03.12.2013г.);
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации - [Электронный ресурс] - http://www.gks.ru - (Дата обращения 03.12.2013г.);
3. РИА Новости - [Электронный ресурс] - http://ria.ru/trend - (Дата обращения 04.12.2013г.);
4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации - [Электронный ресурс] - www.minfin.ru - (Дата обращения 04.12.2013г.);
5. Единственная межведомственная информационно-статистическая система – [Электронный ресурс] - http://www.fedstat.ru/indicators/start.do - (Дата обращения 04.12.2013г.);
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре – [Электронный ресурс] -http://khmstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/khmstat/ru/ - (Дата обращения 04.12.2013г.);