Одним из ведущих направлений реформирования учебного процесса выступает информатизация образования, основанная на творческом внедрении современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обучения, в том числе, обучения иностранным языкам. Большой интерес представляют специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых – повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные мультимедиа доски.
Интерактивная доска – это современное мультимедиасредство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех обучающихся одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку в аудитории; обеспечить эргономичность обучения; создавать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение, построенное на диалоге [1].
Среди основных преимуществ использования интерактивной доски в процессе языковой подготовки обучающихся можно выделить следующие:
-активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров;
- полноценная работа по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;
- набор посредством виртуальной клавиатуры, настраиваемой в программном обеспечении доски, любого текста задания в любом приложении и его демонстрация в режиме реального времени;
- возможность использования ярких иллюстраций, которые помогают понять незнакомое слово, сделать работу с материалом более яркой;
- демонстрация веб-сайтов, учебных видеороликов через интерактивную доску всем слушателям;
-использование конференц-связи;
- возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определённым признакам;
- сохранение, просмотр или распечатка всех выполненных изменений;
- использование групповых форм работы, совместная работа над документами, таблицами или изображениями [3].
Следует выделить и ряд трудностей:
-необходимость достаточного уровня владения ИКТ преподавателем;
- трудоемкий процессподготовкизанятия с использованием интерактивной доски;
-наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы;
- наличие технических проблем, сложность установки и устранения неисправностей;
- малодоступность программного обеспечения;
- высокие изначальные затраты.
Несмотря на все сложности, которые преподаватель в состоянии решить, новые технологии открывают ему более широкие возможности для проведения занятий. Использование интерактивной доски при объяснении, закреплении материала новой темы, вместо мела и доски, во многом облегчает работу. Формулирование вопросов и заданий не только в устной форме, но и визуально на экране позволяет обучающимся быстро и правильно понять суть поставленной перед ними задачи. Использование видеофрагментов и интерактивных заданий помогает разнообразить занятие и вызвать интерес студентов к изучаемой теме, при этом позволяют оценить уровень полученных знаний и сделать соответствующие выводы. Интерактивная доска дает новые возможности для работы с презентациями, так как при ее использовании в процессе демонстрации слайдов в программе Power Point можно вносить коррективы маркером непосредственно в проецируемый текст на доске, что позволяет создать систему специальных упражнений.
Работа с интерактивной доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность логической подачи материала при изучении языковых аспектов и совершенствовании умений и навыков студентов, а также в процессе формирования социокультурной компетенции для презентации страноведческого материала по географии, культуре, истории стран изучаемого языка [2].
Исследования показали, что интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех обучающихся, находящихся на занятии, способствуя улучшению мотивации, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на занятиях иностранного языка.
В процессе языковой подготовки интерактивная доска может применяется на различных этапах и при обучении всем видам речевой деятельности: во время фонетической и речевой зарядки, введения и отработки лексики и речевых моделей, активизации грамматического материала, обучению правописанию и восприятию иноязычной речи на слух.
Возможность выхода в Интернет непосредственно в процессе работы с интерактивной доской расширяет границыпроектной деятельности, позволяет обучающимся участвовать в Интернет проектах. Студенты могут общаться с зарубежными сверстниками в реальном времени, обсуждать волнующие их проблемы, знакомиться с иноязычной культурой и стилем жизни.
Опыт работы с интерактивной доской подтверждает эффективное положительное влияние сочетания ее возможностей и реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, межпредметных связей, интерактивности, обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно-ориентированного обучения.
Литература:
Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов / С. Г.Григорьев, В.В. Гриншкун - М.: МГПУ. – 2005.Режим доступа:http://www. mgpu. ru/subdivision. php? subdivision=80.
Зубрилина И.В. Использование интерактивной доски на уроках английского языка /И.В. Зубрилина- [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=3374.
Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. Часть II. Из практики использования интерактивных досок разных типов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: Сборник методических разработок / Сост.М.Н. Солоневичева. – СПб, РЦОКОиИТ, 2010. – 88 с.