ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ПОДРОСТКОВОМ ПЕРИОДЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ПОДРОСТКОВОМ ПЕРИОДЕ

Строчкова В.В. 1, Пантюшина О.И. 1
1НОО ВПО НП «ТИЭИ» Тула, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. И, конечно же, эмоциональное развитие претерпевает в это время существенное изменение.

Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций.

Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос.

Эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, имеют далеко идущие последствия. Многие исследователи связывают некоторые типы нарушения поведения у детей с различными формами эмоциональных нарушений. Неоднократно демонстрируется связь эмоционального неблагополучия с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми и т.д.

Данная проблема достаточно полно отражена в работах отечественных зарубежных авторов, таких как Анохин П.К,. Грецов А.Г., Дерманова И.Б., Ильин Е.П.,. Казанская В.Г., Лафренье П., Райс Ф., Реан А.А., Рубинштейн С.Л и др.

Цель: изучить эмоциональную сферу мальчиков и девочек в возрасте от 14 до 17 лет.

Объект: эмоциональная сфера подростков.

Предмет: эмоциональное состояние мальчиков и девочек в подростковом периоде.

Гипотеза: заключается в том, что у мальчиков и девочек подросткового возраста наблюдаются отличия в проявлении ситуативно-эмоциональной тревожности, депрессии и потребности в новых ощущениях.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования

  2. Подобрать методики для диагностики эмоционально-волевой сферы подростков.

  3. Провести диагностику в соответствии с целью.

  4. Обработать результаты, сделать выводы.

Методы:

  1. Анализ литературы;

  2. Тестирование.

Методики:

  1. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин).

  2. «Методика и диагностика в потребностях в поисках ощущений» (М. Цукерман).

  3. «Методы депрессивного состояния Зунге В.», (адаптация Балашовой Т.И.).

Выборка: 20 подростков в возрасте от 14 до 17 лет. 11мальчиков и 9 девочек.

При анализе теоретической литературы мы выяснили, что подростковый возраст является трудным в воспитательном отношении, а гендерная психология одна из очень молодых и интересных наук, соответственно актуальность данной работы велика. О чем свидетельствует наличие обширной литературы.

Общество уже 2000 лет не может достигнуть своего идеала, по той причине, что мужчина и женщина не нашли должную гармонию и единение. Тенденции в развитии гендерных исследований должна быть в рассмотрении и изучении мужчины и женщины как единого объекта общества, гармонично взаимодействующего, дополняющего, обогащающего и развивающего друг друга, то есть в единстве как две половинки единого целого.

Мужчины и женщины имеют различия как физические, так и эмоциональные.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Окончательное развитие эмоционально – волевой сферы происходит в подростковом возрасте. В данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главная черта, проявляющаяся в психологии подростка - это более высокий уровень самосознания.

Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.

Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка, вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признания со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей, в том числе, участие в общественно значимых делах. Между тем, взрослые, подчеркивают, что подросток уже не маленький ребенок и предъявляя к нему повышенные требования, продолжают порой отказывать ему в праве на самостоятельность, возможностях на самоутверждение. Отсюда и возникают большинство конфликтных ситуаций, обиды и разнообразные формы протеста.

Как мы уже сказали, что в процессе исторического развития человека у мужчины и женщины сформировались устойчивые отличительные особенности в проявлении эмоциональности. Этому способствовали различные виды деятельности представителей разных полов, и, как следствие, различные структуры мозга развивались по разному, что привело к отличию выражения эмоций мужчины от женщины.

Так же в ходе нашего исследования были проведены три методики («Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), «Методика и диагностика в потребностях в поисках ощущений» (Цукерман М.), «Методы депрессивного состояния Зунге В.»), по результатам этих методик, можно увидеть различия между мальчиками и девочками подросткового возраста, в эмоциональной сфере.

Исследования показали, что подростки переживают по поводу самых разных жизненных событий более ярко и интенсивно по сравнению не только со взрослыми, но и с детьми. Это касается, как и положительных, так и отрицательных эмоций. Если подросток счастлив, так «на все сто», но сели его что - то расстроило, то он чувствует себя несчастным. Эти состояния безудержной радости и глубокого отчаяния могут быстро сменять друг друга, преобладающее даже на протяжении одного дня настроение подростка редко бывает «черным» или «белым», но обычно «полосатое как зебра».

Таким образом, по первой методике «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)», можно сказать, что умеренный показатель преобладает как у мальчиков, так и у девочек. Более высокий показатель находится у девочек, низкий показатель отсутствует у всех.

По второй методике, «Методика и диагностика в потребностях в поисках ощущений» (Цукерман М.), так же нужно отметить, что и у мальчиков и у девочек в основном средний уровень потребностей (что является нормой), к высокому уровню большинство располагают девочки, низкий отсутствует у всей выборке.

По третьей методике «Методы депрессивного состояния Зунге В.» (адаптация Балашовой Т.И.), результаты показывают, что больший процент у мальчиков и у девочек, является показатель, без депрессии. Легкая (ситуативная) депрессия, присутствует и у девочек и у мальчиков, но девочки в большем соотношении располагают к легкой депрессии. Высокая отсутствует и у мальчиков и у девочек.

По всем методикам можно сделать вывод, что большая часть подростков эмоционально уравновешены. Более яркие, эмоциональные проявления в большей степени отражаются в показателях у девочек, что доказывает нашу гипотезу.

Гипотеза доказана, задачи решены, цель достигнута.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. / Е. П. Ильин, В. Г. Пинигин - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. - Вып. 5. - С. 102-110.

  2. Казанская В.Г. Подросток и трудности взросления: кн. Для педагогов, психологов, родителей. - СПб.: Питер, 2006. – 240 с.

  3. Орлова Е. А., Пантюшина О. И. Ортобиоз и феномен имиджа человека в современном мире // Сборники конференций ниц социосфера. – 2012. - № 7. – С. 44-45

Просмотров работы: 3114