ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Галоян Н.А. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. Это обусловлено тем фактом, что продолжается увеличение внутреннего долга, а в бюджет будущих периодов закладывается уменьшение доходной части налоговых поступлений и увеличение налогового бремени.

Основным источником дохода Российской Федерации является доход от продажи углеводородного сырья (нефти), что в условиях постоянного снижения цены на сырую нефть является неблагоприятным условием для уменьшения дефицита бюджета.

Учитывая приведенные в приложении 1 данные, можно сказать об отсутствии необходимой переориентации бюджета на модернизацию экономики на современном этапе, внедрение инноваций, рост экономики страны.

По мнению некоторых экспертов на данный момент главная задача обеспечить независимость бюджета от доходов нефтегазового сектора.

Приведенные в приложении 2 данные свидетельствуют о том, что направленности на решение данной проблемы нет, более того, акцент на доходную часть бюджета ставится в соответствии с планируемыми поступлениями от продажи углеводородного сырья. Увеличение налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых только увеличивает сырьевую «привязку» бюджета.

В частности, к базовым факторам, обеспечивающим увеличение поступления налогов от нефтегазовых фискальных источников в 2013 г., следует отнести:

- увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть с 446 до 470 руб. за т – на 109 922,4 млн руб.;

- повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ горючий природный – на 53 183,4 млн руб.;

- увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газовый конденсат с 556 до 590 руб. за т;

- рост прогнозируемых объемов газа горючего природного – на 15 581,2 млн руб.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в федеральный бюджет на 2014 г. прогнозируется в сумме 2 568 639,9 млн руб. или в объеме 3,47% ВВП, что на 210 366,9 млн руб., или на 8,9% больше суммы, планируемой на 2013 г.

С 01.01.2013 вступило в силу новое бюджетное правило в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Мнению, что бюджетное правило спасет бюджет, противостоит прогноз, что нефть подешевеет слишком сильно, чтобы правило могло пригодиться.

По мнению старшего экономиста Всемирного Банка, Сергея Улатова, цены на нефть будут снижаться как минимум ближайшие пять лет из-за тяжелого положения в мировой экономике. В 2013 году средняя цена нефти всех марок составит примерно 105 долларов за баррель. Через год сырьевые цены начнут понижаться, и уже не будут превышать 100 долларов за баррель. Однако, несмотря на снижение нефтяных цен, российский бюджет в ближайшие два года будет сбалансирован, но затем РФ ждет небольшой дефицит бюджета.

Таким образом Всемирный Банк не видит рисков для социальной стабильности в России, поскольку параметры государственных обязательств уже заложены в бюджет на трехлетнюю перспективу: «При падении нефтяных цен сбалансированность бюджета обеспечит так называемое бюджетное правило, которое позволит покрыть расходы средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния».

Так, для сбалансированности бюджета Российской Федерации необходимо, чтобы цена на нефть составляла 105 долл./баррель (приложение 3). Однако, как отмечалось выше, неуклонно снижающаяся цена на нефть подвергает сомнению тот факт, что экономика Российской Федерации развивается благоприятно и в правильном направлении, и все более очевидна дефицитность бюджета страны.

Бюджетным правилом также уточняется, что при прогнозировании нефтегазовых доходов федерального бюджета используется среднегодовая цена на нефть сырую марки Urals. При этом под базовой ценой на нефть на очередной финансовый год понимается цена, рассчитанная как среднегодовая цена на нефть за 1 барр. за пятилетний период, завершающийся текущим финансовым годом, с ежегодным увеличением расчетного периода на один год до достижения им десяти лет.

Так, по данным Минфина РФ, с 15 октября по 14 ноября 2013 года средняя цена на нефть марки Urals составила 106,4 долларов за баррель.

Впрочем, снижение нефтяных цен – не единственная проблема, с которой придется столкнуться РФ. России в 2013 году не удастся достигнуть прогнозного роста экономики в 3,7% ВВП.

Рост экономики на 1% ВВП добавляет в российский бюджет 150 млрд рублей. Если экономика не вырастет на запланированные Минэкономразвития 3,7% ВВП, то российский бюджет не досчитается примерно 550 млрд рублей. Это, например, в полтора раза больше, чем заложено в бюджете на финансирование здравоохранения (356 млрд рублей).

В Бюджетном Послании о бюджетной политике в 2014–2016 годах утверждается: «Главные требования к бюджетной политике – это поддержка экономического роста. Необходимо обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, гарантировать безусловное выполнение обязательств государства – в первую очередь социальных – даже в случае неблагоприятной внешней конъюнктуры. Именно для этого было принято и бюджетное правило».

Согласно тексту документа, после достижения нормативной величины Резервного фонда в размере 7% от ВВП дополнительные нефтегазовые доходы могут направляться в Фонд национального благосостояния и на финансирование инфраструктурных и других проектов (но не более 50% дополнительных нефтегазовых доходов).

Объем расходов бюджета на очередной финансовый год, согласно бюджетному правилу, будет определяться как расчетная сумма планируемых доходов бюджета без учета дополнительных нефтегазовых доходов и расчетного дефицита бюджета, который не должен превышать 1% от ВВП. Кроме того, предусмотрены исключения из правила на 2013-2014гг., когда корректироваться могут только условно распределенные расходы.

Реализация определенных Правилом мероприятий и бюджетных правил должно обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, гарантировать безусловное выполнение обязательств государства – в первую очередь социальных.

Приложение 1

Параметры федерального бюджета РФ 2012-2015 гг.1

Приложение 2

Сравнение прогноза доходов федерального бюджета на 2013–2015 гг. в зависимости от изменения нефтегазовых и ненефтегазовых доходов (млрд руб.)2

Приложение 3

Цена нефти для сбалансированности бюджета РФ/баррель3

1 Журнал: «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики», № 01-02, 2013

2 Журнал: «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики», № 01-02, 2013

3 http://www.vestifinance.ru/

Просмотров работы: 4407