ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА

Николькина А.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс старения общества привёл к росту численности пожилых граждан, тем самым, актуализировав их проблемы. В частности, речь идёт о необходимости изучения условий жизни пожилых людей и факторов их социальной адаптации.

Проблема адаптации рассматривается как многоплановый, многогранный процесс, в результате которого достигается новое качество, в частности, в жизнедеятельности пожилого человека. Под влиянием адаптационного процесса, новых факторов психологического, социального, социологического и бытового характера возможна перестройка личности, способная к осуществлению активной деятельности в новых условиях.

По мнению Е.И. Холостовой, социальная адаптация - это процесс приспособления человека к социальным условиям его существования, к конкретной социальной ситуации [4].

Социальная адаптация как важное явление в жизнедеятельности человека, претерпевает существенные изменения по мере старения, которое представляет собой совокупность биологических процессов, происходящих в системах и органах организма в связи с возрастом.

Говоря о социальной адаптации применительно к пожилым людям, М.Д.Александрова дает следующее определение: «Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в

силу возраста, приспосабливаются к обществу, и как общество приспосабливает старых людей к себе» [1]. Некоторые авторы называют старость «возрастом плохой адаптации», которая происходит вследствие различных соматических и психических изменений личности, а также в связи с переменами в семейной жизни и окружающей обстановке». Изучая проблемы социальной адаптации пожилых людей к новым условиям при помощи личностно-ролевого подхода, М.Д.Александрова предположила, что социальная адаптация лиц старшей возрастной группы заключается во вхождении в круг ролей, соответствующих статусу пенсионера [1].

Стадии социальной адаптации:

1) начальная (знакомство, узнавание о требованиях среды или группы);

2) стадия терпимости (не хочу, но надо);

3) аккомодация (принятие правил поведения в новой социальной среде или группе);

4) ассимиляция (полное принятие тех правил поведения, которые предъявляет группа) [2].

На мой взгляд, социальная адаптация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс, т.к. она имеет специфику и отличия от общего представления о социальной адаптации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств:

  • преобладание граждан преклонного возраста;

  • тяжелое состояние здоровья;

  • ограниченная способность к передвижению.

Во многом сложность социальной адаптации в пожилом возрасте заключается в изменениях различных сфер жизнедеятельности:

  • в интеллектуальной сфере – появляются трудности в приобретении новых представлений и приспособлений к непредвиденным обстоятельствам. Такими трудностями могут оказаться обстоятельства, с которыми легко справлялись в молодые годы. Но необходимо иметь ввиду, что психические процессы у пожилого человека протекают медленно и для оценки ситуации ему потребуется больше времени, что не является отклонением от нормы.

  • в эмоциональной сфере – происходит постепенное ослабление контролирующей функции коры головного мозга, что влечет за собой проявление некоторых черт характера и темперамента, которые в молодые годы без усилий держались в «узде» и маскировались, а к старости стали более явными, В связи с этим поведение становится более агрессивным, или напротив, появляется склонность к грусти и слезливости. Поводом для таких реакций может стать любая ситуация (просмотр кинофильма, утерянная старая вещь, ситуация, напомнившая события молодости). Для большинства людей старшего возраста свойственны «стертость» эмоций, преобладание негативных переживаний, снижение самооценки, что вызвано разнообразными физиологическими и социально-экономическими факторами. Огромное значение в формировании картины эмоциональной и социальной жизни пожилых людей имеет выбор им стратегии адаптации к своему возрасту и социальному статусу. Как правило, депрессивные и тревожные модели эмоциональных переживаний свойственны лицам, стареющим по «замкнутому контуру», которые нуждаются преимущественно в психотерапевтической помощи и должны быть клиентам соответствующих психосоциальных служб. Однако необходима широкая пропаганда адаптивного и благополучного старения. Творческий подход к жизни в позднем возрасте помогает сохранять интеллектуальный уровень, является источником положительных эмоций, способствует интеграции в социум.

  • в моральной сфере – отказ от принятия новых норм, ценностей и манеры поведения может привести к конфликтам пожилого человека с окружающими, следствием чего будет замыкание в своем мире.

Психологическая составляющая стиля жизни является одной из наиболее острых и мало исследованных проблем, связанных с адаптацией пожилых людей. Достаточно много говорится об экономических и медицинских проблемах, с которыми сталкиваются люди позднего возраста. Но уровень медицинского обслуживания и материального обеспечения не соотносится прямо с уровнем оптимального психологического комфорта. Сложность состоит в том, что если экономические и медицинские вопросы могут решаться централизованно и стандартно для всех людей определенной возрастной группы, то проблемы психологические должны решаться индивидуально, на основе личностных качеств пожилого человека и новой социальной ситуации.

Также одной из особенностей адаптации в условиях дома-интерната является различие между адаптацией мужчин и женщин. Это объясняется разными стилями жизни представителей обоих полов: более сильной самоидентификацией мужчин с профессиональными социальными ролями, а женщин – с семейно-домашними. При этом замечено, что если женщина свою ценность и жизненные успехи связывает с такими социальными ролями, где акцент делался на красоту, привлекательность, то осознание и принятие нового социального статуса в период старения воспринимается зачастую как поражение и конец всей жизненной карьеры. В то же время в случаях, когда женщина ассоциирует себя с ролями «матери» и «жены», то процесс адаптации к старости и новым социально-средовым условиям происходит менее болезненно.

В пожилом возрасте люди воспринимают события в гипертрофированном виде, т.е. то, что воспринимается более молодым человеком как незначительный эпизод, для старого человека становится огромной проблемой – это ещё один фактор, усложняющий принятие новых норм и условий жизнедеятельности.

Зная эти особенности физического и психического состояния пожилых людей, специалисты учреждения социального обслуживания будут с пониманием относиться к пожилым людям и на основании специфичности составлять программу социальной адаптации.

При поступлении в дом-интернат, пожилой человек «проходит» определённые этапы:

  • поступление и пребывание в приёмно-карантинном отделении (12 – 14 дней);

  • поселение в жилую комнату;

  • пребывание в течение первых 6 месяцев [3].

После двухнедельного пребывания в приемно-карантинном отделении, когда происходит расселение клиентов по месту их основного проживания в доме-интернате, возникают дополнительные эмоциональные нагрузки для проживающих граждан. Перед ними встает проблема вынужденного приспособления к новым условиям с длительной перспективой. Поиск нового жизненного стереотипа, вынужденное общение с незнакомыми, не всегда приятными людьми, строгая регламентация распорядка дня - все эти обстоятельства ведут к возникновению кризиса первого месяца адаптации. Первый месяц пребывания в доме-интернате, связанный с переводом на постоянное место жительства, наиболее трудный. На данном этапе очень важна роль специалистов учреждения социального обслуживания, которые помогают минимизировать негативные последствия социальной адаптации. В первую очередь, это штат психологов, проводящих различные мероприятия с вновь поступившими пожилыми людьми, направленные на диагностику и коррекцию уровня тревожности и адаптированности.

Поэтому, можно сделать вывод, что поступление в дом-интернат связано для пожилых людей с ломкой жизненного стереотипа, с необходимостью осознания смены привычного окружения, разрыва с прежним образом жизни и с ситуацией «выживания» в новой среде.

Таким образом, адаптация пожилых людей в условиях дома-интерната является сложным процессом в связи с изменениями психофизиологических и социальных особенностей человека. По мере старения убывает психическая и физическая деятельность, нарастает интеллектуальная и соматическая несостоятельность.

Указанные выше обстоятельства свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода в организации инновационных методов и технологий адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Список использованной литературы.

  1. Александрова, М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения. Психология старости и старения. – М.: «Академия», 2003. – 416 с.

  2. Баскакова, М.Е. Социальное обслуживание пожилых. – М.: «Социздат», 2001. – 175 с.

  3. Холостова, Е.И., Дементьтева, Н.Ф. Социальная реабилитация. – М.: «Дашков и К»,2005. – 340 с.

  4. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. Учебное пособие. М.: «Дашков и К», 2009. – 344 с.

Просмотров работы: 12805