ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МАТЕРИАЛА ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МАТЕРИАЛА ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

Исангулов Р.Р. 1, Салаватова С.С. 1
1Стерлитамакский филиал БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В рамках исследований учебно-образовательной лаборатории методических исследований кафедры алгебры, геометрии и методики обучения математике физико-математического факультета нашего вуза осуществляется тесная связь с национальными школами нашей республики. Студенты под руководством преподавателей-методистов выезжают в национальные школы для проведения различных мероприятий, в том числе массовых внеурочных мероприятий по математике с этнокультурной составляющей.

Ниже представленное мероприятие составлено с использованием задач, составленных под руководством профессора С. С. Салаватовой [1, 2], успешно проведено в ряде национальных школ Республики Башкортостан.

Форма проведения: соревнование.

Цели мероприятия:

– развитие любознательности, внимания, памяти;

– наработка навыков нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач;

– повышение интереса к предмету;

– воспитание настойчивости, воли, умения работать в коллективе.

Оборудование: таблички с названиями команд и конкурсов, напечатанные условия задач для конкурсов, плакаты с высказываниями и кроссвордами, карточки с задачами, фишки.

  1. Подготовительный этап: каждый класс параллели заранее выбирает команду, капитана, придумывает название, девиз, эмблему.

  2. Игровой этап:

а) Здесь затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем вам удачи,

За работу, в добрый час!

б) представление жюри;

в) оглашение правил игры;

г) ход игры.

Ведущий:

Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной…

Пускай на глобусе ты кажешься листком,

Горячим занесенным ветерком, –

Башкирия моя! Твой сын простой,

Я восхищен твоею широтой…

(М. Карим).

1)Кроссворд: Решив уравнения, вы найдете слова. Полученный корень уравнения означает место буквы в башкирском алфавите. Эти слова являются названиями национальных блюд башкир.

По горизонтали:

1) Напиток, который делают из молока лошади:

Уравнения

Решение

1. 2х – 3 = 27

х = 15 (соответствует 15-й букве башкирского алфавита k)

2. 2 (х – 14) = 46

х = 37 (ы)

3. (х – 1) / 2 = 8

х = 17 (м)

4. х – 37 = 0

х = 37 (ы)

5. х + 1 = 12

х = 11 (з)

2) Национальное блюдо башкир:

1. 14 (х – 3) = 14

х = 2 (б)

2. 2х – 11 = 13

х = 12 (и)

3. х – 17 = 51

х = 34 (ш)

4. 3х – 7 = -1

х = 2 (б)

5. 5 (х + 3) = 20

х = 1 (а)

6. 2х = 46

х = 23 (р)

7. х – 7 = 10

х = 17 (м)

8. х – 1 = 0

х = 1 (а)

9. х / 3 = 5

х = 15 (k)

3) Разновидность лапши:

1. х / 2 = 13

х = 26 (т)

2. 27 – х = 0

х = 27 (у)

3. х – 9 = 6

х = 15 (k)

4. 2х + 1 = 35

х = 17 (м)

5. 7х – 8 = -1

х = 1 (а)

6. х – 11 = 13

х = 24 (с)

По вертикали:

4) Скатерть:

1. 23 – 5х = 18

х = 1 (а)

2. х -14 = 20

х = 34 (ш)

3. 2х + 9 = 41

х = 16 (л)

4. 12х – 4 = 7

х = 1 (а)

5. 31 – х =4

х = 27 (у)

5) Национальный напиток башкир:

1. 7 – 3х = 4

х = 1 (а)

2. 2х – 13 = 13

х = 13 (й)

3. х +1 =24

х = 23 (р)

4. 2х + 7 = 9

х = 1 (а)

5. х / 2 -1 = 8

х = 18 (н)

6) Жареная пшеница:

1. 2х = 30

х = 15 (к)

2. 2(х -2) = 14

х = 27 (у)

3. х – 20 = 3

х = 23 (р)

4. х – 20 = -3

х = 17 (м)

5. 9х + 1 = 10

х = 1 (а)

6. х / 12 – 1 = 1

х = 24 (с)

7) Блюдо, изготовленное из молока:

1. 3х – 5 = 40

х = 15 (к)

2. х – 11 = 9

х = 20 (о)

3. 25 – х = 2

х = 23 (р)

4. 2х + 3 = 43

х = 20 (о)

5. х – 15 = 11

х = 26 (т)

8) Блюдо, изготовленное из конского мяса:

1. х / 3 + 2 = 7

х = 15 (к)

2. 8 (х – 1) = 0

х = 1 (а)

3. 9х + 1 = 100

х = 11 (з)

4. 37 – х = 0

х = 37 (ы)

В результате ученики должны заполнить клетки кроссворда следующим образом:

2) Задача:

Решив задание, вы узнаете, когда образовалась Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика:

((24 * 250 + 18 * 350) : 60*40 + (44*4500 + 108*1500) :20) : 40 + 1264

Ответ. В 1964 году.

3) Викторина:

1) Какова численность населения республики Башкортостан? (более 4 млн. человек);

2) Площадь республики Башкортостан? (143,6 тыс. кв. км);

3) Сколько в республике Башкортостан городов? (21);

4) Сколько в республике Башкортостан деревень? (4,5 тыс.);

5) С какими республиками и областями граничит республика Башкортостан (республика Татарстан, Удмуртия, Пермская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская области).

4) В задании замените буквы цифрами, и вы получите год присоединения Башкортостана к Руси. Подсказка: В = 5, Н = 4.

_ В А К В

Н Н Д Д

Д В В Д

Ответ.

_ 5 9 6 5

4 4 1 1

1 5 5 4

5) Слово «БАШКОРТОСТАН» разделено знаками арифметических действий и равенства следующим образом:

Б – А = Ш – К = О + Р = Т · О = С + Т = А + Н.

Замените буквы цифрами так, чтобы получились верные равенства.

Решение: 8 – 2 = 9 – 3 = 6 + 0 = 1 · 6 = 5 + 1 = 2 + 4

III. Этап подведения итогов игры:

В конце игры жюри подводит и оглашает результаты, награждает грамотами и призами победителей.

Разработанное мероприятие проводилось под руководством профессора С. С. Салаватовой в ряде школ г. Стерлитамака, а также на базе башкирской гимназии с. Ильчигулово Миякинского района республики Башкортостан в рамках деятельности по программе «Школа-вуз». После мероприятия проводились анкетирования учеников, результаты анкеты показали, что такие мероприятия интересны и полезны ученикам.

Литература

  1. Салаватова С. С. Преподавание математики национальной школе: К реализации регионального компонента: учеб. пособие по спецкурсу для ст-тов специальности «032100.00 – Математика с дополнительной специальностью. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2009. – 183 с.

  2. Салаватова С.С. Математика в свете реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования // Наука и школа. – 2007. – №3. – С.17-20

Просмотров работы: 1107