Ниже представленное мероприятие составлено с использованием задач, составленных под руководством профессора С. С. Салаватовой [1, 2], успешно проведено в ряде национальных школ Республики Башкортостан.
Форма проведения: соревнование.
Цели мероприятия:
– развитие любознательности, внимания, памяти;
– наработка навыков нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач;
– повышение интереса к предмету;
– воспитание настойчивости, воли, умения работать в коллективе.
Оборудование: таблички с названиями команд и конкурсов, напечатанные условия задач для конкурсов, плакаты с высказываниями и кроссвордами, карточки с задачами, фишки.
Подготовительный этап: каждый класс параллели заранее выбирает команду, капитана, придумывает название, девиз, эмблему.
Игровой этап:
а) Здесь затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем вам удачи,
За работу, в добрый час!
б) представление жюри;
в) оглашение правил игры;
г) ход игры.
Ведущий:
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной…
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком, –
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой…
(М. Карим).
1)Кроссворд: Решив уравнения, вы найдете слова. Полученный корень уравнения означает место буквы в башкирском алфавите. Эти слова являются названиями национальных блюд башкир.
По горизонтали:
1) Напиток, который делают из молока лошади:
Уравнения |
Решение |
1. 2х – 3 = 27 |
х = 15 (соответствует 15-й букве башкирского алфавита k) |
2. 2 (х – 14) = 46 |
х = 37 (ы) |
3. (х – 1) / 2 = 8 |
х = 17 (м) |
4. х – 37 = 0 |
х = 37 (ы) |
5. х + 1 = 12 |
х = 11 (з) |
1. 14 (х – 3) = 14 |
х = 2 (б) |
2. 2х – 11 = 13 |
х = 12 (и) |
3. х – 17 = 51 |
х = 34 (ш) |
4. 3х – 7 = -1 |
х = 2 (б) |
5. 5 (х + 3) = 20 |
х = 1 (а) |
6. 2х = 46 |
х = 23 (р) |
7. х – 7 = 10 |
х = 17 (м) |
8. х – 1 = 0 |
х = 1 (а) |
9. х / 3 = 5 |
х = 15 (k) |
3) Разновидность лапши:
1. х / 2 = 13 |
х = 26 (т) |
2. 27 – х = 0 |
х = 27 (у) |
3. х – 9 = 6 |
х = 15 (k) |
4. 2х + 1 = 35 |
х = 17 (м) |
5. 7х – 8 = -1 |
х = 1 (а) |
6. х – 11 = 13 |
х = 24 (с) |
По вертикали:
4) Скатерть:
1. 23 – 5х = 18 |
х = 1 (а) |
2. х -14 = 20 |
х = 34 (ш) |
3. 2х + 9 = 41 |
х = 16 (л) |
4. 12х – 4 = 7 |
х = 1 (а) |
5. 31 – х =4 |
х = 27 (у) |
5) Национальный напиток башкир:
1. 7 – 3х = 4 |
х = 1 (а) |
2. 2х – 13 = 13 |
х = 13 (й) |
3. х +1 =24 |
х = 23 (р) |
4. 2х + 7 = 9 |
х = 1 (а) |
5. х / 2 -1 = 8 |
х = 18 (н) |
6) Жареная пшеница:
1. 2х = 30 |
х = 15 (к) |
2. 2(х -2) = 14 |
х = 27 (у) |
3. х – 20 = 3 |
х = 23 (р) |
4. х – 20 = -3 |
х = 17 (м) |
5. 9х + 1 = 10 |
х = 1 (а) |
6. х / 12 – 1 = 1 |
х = 24 (с) |
7) Блюдо, изготовленное из молока:
1. 3х – 5 = 40 |
х = 15 (к) |
2. х – 11 = 9 |
х = 20 (о) |
3. 25 – х = 2 |
х = 23 (р) |
4. 2х + 3 = 43 |
х = 20 (о) |
5. х – 15 = 11 |
х = 26 (т) |
8) Блюдо, изготовленное из конского мяса:
1. х / 3 + 2 = 7 |
х = 15 (к) |
2. 8 (х – 1) = 0 |
х = 1 (а) |
3. 9х + 1 = 100 |
х = 11 (з) |
4. 37 – х = 0 |
х = 37 (ы) |
В результате ученики должны заполнить клетки кроссворда следующим образом:
2) Задача:
Решив задание, вы узнаете, когда образовалась Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика:
((24 * 250 + 18 * 350) : 60*40 + (44*4500 + 108*1500) :20) : 40 + 1264
Ответ. В 1964 году.
3) Викторина:
1) Какова численность населения республики Башкортостан? (более 4 млн. человек);
2) Площадь республики Башкортостан? (143,6 тыс. кв. км);
3) Сколько в республике Башкортостан городов? (21);
4) Сколько в республике Башкортостан деревень? (4,5 тыс.);
5) С какими республиками и областями граничит республика Башкортостан (республика Татарстан, Удмуртия, Пермская, Свердловская, Челябинская, Оренбургская области).
4) В задании замените буквы цифрами, и вы получите год присоединения Башкортостана к Руси. Подсказка: В = 5, Н = 4.
_ В А К В
Н Н Д Д
Д В В Д
Ответ.
_ 5 9 6 5
4 4 1 1
1 5 5 4
5) Слово «БАШКОРТОСТАН» разделено знаками арифметических действий и равенства следующим образом:
Б – А = Ш – К = О + Р = Т · О = С + Т = А + Н.
Замените буквы цифрами так, чтобы получились верные равенства.
Решение: 8 – 2 = 9 – 3 = 6 + 0 = 1 · 6 = 5 + 1 = 2 + 4
III. Этап подведения итогов игры:
В конце игры жюри подводит и оглашает результаты, награждает грамотами и призами победителей.
Разработанное мероприятие проводилось под руководством профессора С. С. Салаватовой в ряде школ г. Стерлитамака, а также на базе башкирской гимназии с. Ильчигулово Миякинского района республики Башкортостан в рамках деятельности по программе «Школа-вуз». После мероприятия проводились анкетирования учеников, результаты анкеты показали, что такие мероприятия интересны и полезны ученикам.
Литература
Салаватова С. С. Преподавание математики национальной школе: К реализации регионального компонента: учеб. пособие по спецкурсу для ст-тов специальности «032100.00 – Математика с дополнительной специальностью. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2009. – 183 с.
Салаватова С.С. Математика в свете реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования // Наука и школа. – 2007. – №3. – С.17-20